Дмитрий Пензин, Елена Монахова
Заключительная часть материалов про юбилейную, десятую по счету выставку “Инвеком” (первый репортаж о которой опубликован в PC Week/RE, № 47/ 2000, с. 1) написана дуэтом, нечаянно образовавшимся из Дмитрия Пензина, петербургского корреспондента PC Week/RE, и заместителя главного редактора Елены Монаховой. При этом основной мотив задает мужское начало, а “импровизирует на тему” - женское.
Галина Васильева, “Рестэк”
Компьютерная столица России. Такое определение выставки “Инвеком-2000”, проходившей с 5 по 9 декабря в Санкт-Петербурге, дал генеральный директор выставочной компании “Рестэк” Игорь Кирсанов. Эта выставка традиционно завершает российский компьютерный сезон, предоставляя возможность крупнейшим игрокам подвести символическую черту и обнародовать свои планы на следующий год. Так же традиционно эту возможность упустило большинство московских компьютерных фирм и представительств лидеров мировой HiTech индустрии. Тем не менее, согласно каталогу, выставка собрала 117 экспонентов из разных регионов России. Еще 37 компаний участвовали в не менее интересной, проходившей параллельно, третьей специализированной выставке электронных компонентов и технологий для электронной промышленности “ИНЭЛ-2000”.
Если Москва - это центр России, то Санкт-Петербург - город, по словам его жителей, ВПК, НИИ и КБ. В двух столицах совершенно разная структура спроса, особенно если говорить о корпоративном рынке. Когда рынок российских наукоемких технологий после кризиса “лег”, то и продажи компьютерной техники и ПО в Северо-Западном регионе резко упали. Однако сейчас местные эксперты фиксируют явное оживление в ВПК, транспортной и судостроительной индустрии, энергетике.
Динамика развития выставочной деятельности, разумеется, отражает состояние экономики страны. “Самым феерическим “Инвеком” был, конечно, в 1997 г., - вспоминает директор выставки Галина Васильева, - тогда было четыре павильона и просто столпотворение посетителей. У всех осталась ностальгия по тому времени. Но в 1998-м, когда наш город, как и вся страна, замер, участников выставки набралось всего на один павильон. В этом году мы опять выросли до двух павильонов”.
Новые и старые имена. Практически впервые в Санкт-Петербурге решили заявить о себе некоторые иностранные компании. На выставке были замечены стенды тайваньской CETRA (www.cetra.org.tw), турецкой PADCOM (www.eskil.com.tr), немецкой TAS Technischer Anlagen-Services GmbH (www.tas-recklinghausen.de). Кроме того, в лице своих питерских представительств присутствовали не вполне традиционные для компьютерных выставок экспоненты, такие, как Институт Гете (www.goethe.de), Институт “Открытое общество” (www.spb.osi.ru), торговое представительство США и даже известный питерский оффлайновый магазин “Техническая книга”.
Из новых выраженных инвекомовских тенденций замечена экспансия московских фирм на рынок Северо-Запада - их на нынешней выставке набралось 50%! Зато ряд известных софтверных питерских компаний выставку в этом году проигнорировал: здесь не было “Монолита”, Digital Design и многих других. Видимо, они уже находятся в такой фазе развития, когда забота об имидже ушла на второй план. К тому же если компания потихоньку переносит центр тяжести своей деятельности на оффшорное программирование, то участие в отечественных выставках ей вроде бы и ни к чему.
“Десятилетники”. Целая вереница 10-летних юбилеев отмечалась на нынешнем “Инвекоме”. Второй десяток разменяли в уходящем году информационно-правовой консорциум “Кодекс” (www.kodeks.net), компания “Ниеншанц” (www.nnz.ru), устроитель выставки “Рестэк” (www.restec.ru) и, собственно, сама выставка “Инвеком”.
Еще один без пяти минут “десятилетник” и постоянный участник выставки “Инвеком” - компания “Прософт” (www.prosoft.ru), представленная ее питерским филиалом. К своему юбилею филиал пришел с неплохими результатами: сегодня они лидеры Северо-Западного региона по продажам промышленной электроники (всякого рода компонентов АСУ ТП - от зарубежных поставок по каталогу до изделий отечественной сборки) и комплексных решений на ее основе. По словам директора петербургского филиала “Прософта” Виктора Половинкина, за прошедший год бизнес компании вырос более чем на 20%, а одним из самых масштабных и интересных проектов, в котором сегодня участвует фирма, является внедрение системы обеспечения безопасности и автоматизации управления движением поездов в Петербургском метрополитене.
И все бы хорошо - но одно волнует руководителей “Прософта” и других питерских компаний, придерживающихся цивилизованных методов работы: “серые” поставки. “Хотелось бы, чтобы заказчики, соглашающиеся на автоматизацию ответственных промышленных участков по более низким ценам, отчетливо понимали причину этого демпинга, - говорит Виктор Половинкин, - и не удивлялись, если им потом не предоставят необходимой гарантийной и технической поддержки”.
Выставка была очень живая
Неделя информационных технологий. Многие значимые события шли параллельно, вне выставочных павильонов. Так, например, в гостинице “Морская” прошла двухдневная конференция “Проблемы развития электроники в России”, организованная компанией “Рестэк”. Вел ее доцент кафедры “Химическая технология материалов и изделий электронной техники” Санкт-Петербургского государственного технического университета, заведующий базовой кафедрой завода “Светлана” Виктор Цветов. В конференции участвовало более 50 представителей промышленных предприятий и специализированных научно-исследовательских институтов, ранее составлявших основу радиоэлектронной промышленности Советского Союза. По словам докладчиков, исторически более половины мощностей отечественной электронной промышленности было сосредоточено вне территории РФ. На сегодняшний день остатки сконцентрированы в подмосковном Зеленограде, а также в Санкт-Петербурге, Ярославле и Воронеже. При общем неутешительном состоянии отечественной электроники ряд предприятий смогли найти себя в новых условиях, переориентировавшись на экспорт. Как это ни удивительно, но в отдельных областях производства электронных компонентов Россия имеет очень сильные позиции. Некоторым российским предприятиям, которые по понятным причинам не любят афишировать свои успехи в отечественных СМИ, принадлежит более половины мирового рынка, например, в области поставки электронно-вакуумных ламп, термостабилизированных кварцевых генераторов опорных частот и различных изделий из высокочастотных ферросплавов.
Один из тех, кто не возражал все же поделиться со СМИ своими представлениями о рынке электронных компонентов, был Николай Головко, коммерческий директор витебского производственного объединения “Монолит”. Его предприятие - один из самых крупных производителей металлокерамических конденсаторов в СНГ. Производимая им продукция (конденсаторы, позисторы, варисторы, пьезоэлементы) в данный момент распространяется только на внутреннем рынке стран бывшего СССР (причем примерно 90-95% компонентов производится по заказу оборонных ведомств). Тем не менее предприятие принципиально готово и к выходу на другие рынки - недаром же разработка и производство керамических конденсаторов сертифицированы на соответствие требованиям ISO 9001.
По мнению г-на Головко, Россия кризис уже забыла, оборонные предприятия ожили и от них стали поступать новые регулярные заказы, вселяющие оптимизм в сердца тех, кто от этих заказов зависит. Оживился и сегмент производителей отечественных телевизоров (говорят, не без поддержки государства, инициировавшего соответствующую госпрограмму).
В целом, по его мнению, отечественные производители электронных компонентов сегодня в состоянии конкурировать с “белой” комплектацией (как по цене, так и по качеству), но по фактору цены проигрывают “желтым” аналогам (оно и понятно: в себестоимости всей нашей продукции велика доля энергозатрат, доходящая до 30%, - страна-то северная).
Выставка семинаров, конференций и круглых столов. Традиционно питерские фирмы в качестве основного инструмента выставочного маркетинга отдают предпочтение прямому общению с потенциальными клиентами на семинарах и конференциях, а не пресс-конференциям для СМИ. Наверное, здесь основной расчет в том, чтобы привлечь целевую аудиторию. Квинтэссенцией такого подхода можно считать бизнес-форум “Компьютерные технологии в экономике Северо-Западного региона России”, организованный компаниями “Рестэк”, “Ниеншанц-автоматика” и московским представительством Microsoft, а также семинар “Программные и аппаратные решения для корпоративных заказчиков”, прошедший под эгидой Комитета по информатизации и связи Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга и информационно-правового консорциума “Кодекс”.
На последнем среди прочих докладчиков выступили технический директор ЗАО НПКЦ “Формоза-Альтаир” Олег Квас, системный инженер московского представительства компании Microsoft Дмитрий Старостин и менеджер по продажам в странах Восточной Европы компании Quantum Грег Кволек, которые отдали предпочтение информационным возможностям традиционных дистрибьюторов и системных интеграторов. В отличие от предприятий, специализирующихся на продажах компьютерной техники и системной интеграции, софтверные фирмы решили общаться в собственной компании за круглым столом “Классификация деловых программ“, который был организован центром экономических исследований “Бизнес-Программы-Сервис” (www.finsoft.ru) и редакцией журнала “Бухгалтер и Компьютер”.
Еще на одном круглом столе питерской газете “Невский форум” удалось привлечь к разговору на тему “Особенности работы западных вендоров на российском компьютерном рынке” московское представительство Microsoft в лице Гамида Костоева и руководителей ряда известных питерских компьютерных компаний.
“Инвеком” на Невском. В центре Санкт-Петербурга благодаря совместным усилиям компаний “Рамэк” (www.ramec.ru), “Метроком” (www.metrocom.ru) и радио “Ностальжи” была обеспечена непрерывная Интернет-трансляция из выставочных павильонов. По адресу Невский проспект, дом 46 в “прозрачной” студии радио “Ностальжи” был установлен уличный экран для прямой трансляции видеоизображения и звука со стенда компании “Рамэк”. Каждый час профессиональный ди-джей выходил в прямой эфир и делился своими впечатлениями с радиослушателями и прохожими.
Выставочный бизнес в компьютерной сфере, на мой взгляд, переживает сейчас некоторый кризис жанра в России. Не потому, что в этих мероприятиях стало участвовать меньше фирм, а скорее потому, что пришла пора менять формы работы. Устроитель “Инвекома” фирма “Рестэк”, видимо, чувствуя эту необходимость, решила ознаменовать свое десятилетие организацией первого в истории выставки бизнес-форума с довольно обширной программой конференций. Ему еще предстоит заработать репутацию и обеспечить массовость посетителей, но начало все же положено. А вот другой эксперимент отклика у участников выставки пока не нашел: организаторы предлагали структурировать экспозицию, разбив ее на тематические разделы. Но фирмы-участники резко воспротивились этому, не желая расставаться с привычными выигрышными местами.
Вечерний обход
При всех возможных в будущем экспериментах одна традиция, думается, останется в “Ленэкспо” неизменной - участие собак в ежедневной вечерней “очистке” помещений (см. фото). Очень эффективно, знаете ли, работает - с такими зверюшками-то не поспоришь!