Статья только в электронной версии журнала
Новые Web-узлы дистрибьюторов упрощают покупку комплектующих и выполнение заказов
Кен Попович, Джон Мак-Крайт
Две конкурирующие сетевые компании оптовой торговли, заручившись поддержкой крупных дистрибьюторов электронных компонентов, решили объединить свои онлайновые операции. Надеясь заполучить более весомую часть рынка снабжения, ориентированного на малые и средние фирмы, ChipCenter LLC и QuestLink Technology создали новую компанию под названием eChips со штаб-квартирой в г. Сан-Хосе (шт. Калифорния).
Их детище не только возьмет на себя онлайновые операции учредителей, но и вберет два подразделения главных инвесторов проекта - фирм Arrow Electronics и Avnet, занимающих лидирующее положение в торговле электронными компонентами. Первая из них передаст под управление eChips свое подразделение Advantage, специализирующееся на экспортном телемаркетинге, а вторая - отдел производственного оборудования и контрольно-измерительных приборов.
В eChips будет работать более 350 служащих из трех стран, а количество зарегистрированных онлайновых клиентов ее узлов превысит 300 тыс. По оценке представителей новой фирмы, ее доходы уже на первом году существования должны составить 100 млн. долл.
Главная цель создания eChips состоит в налаживании прямой и косвенной продажи электронных компонентов через Интернет, по телефону и при личном общении. Эта работа будет вестись в тесном взаимодействии с Arrow и Avnet на базе их объединенных фондов.
Интернет по природе своей отлично подходит для торговли электронными компонентами. Потенциальные покупатели eChips предъявляют к комплектующим весьма специфические требования, для выполнения которых им приходится просматривать огромные каталоги продукции. К тому же им, как правило, не нужны большие партии, что заставляет поставщиков как можно полнее автоматизировать процесс обслуживания.
Все это способствует быстрому развитию онлайнового рынка электронных компонентов, куда выходят все новые и новые компании. Свои услуги в этой области инженерам-электронщикам сегодня предлагает не только eChips, но и ряд других поставщиков, включая PartMiner, NECX Global Electronics Exchange и American IC Exchange.
Еще одним новичком данного сегмента рынка стала фирма e2Open.com (Вудсайд, шт. Калифорния). Она продает комплектующие IBM и других крупных производителей, с которыми установила партнерские отношения, а в дальнейшем намерена расширить сферу своей деятельности. Так, по заявлению исполнительного директора фирмы Марка Холмана, планируется повысить уровень обслуживания промышленности электронных компонентов, для чего начаты переговоры с компанией Matsushita Electric Industrial.
В начале октября e2Open получила лицензию на каталог комплектующих PartMiner, содержащий 12 млн. позиций; обсуждается возможность установления партнерских отношений и с другими дистрибьюторами такой продукции.
За последние годы производители электронных компонентов затратили миллионы долларов на создание собственных систем онлайновой торговли. Это было сделано, чтобы снизить текущие издержки и улучшить обслуживание клиентов. Некоторым покупателям такой подход нравится, однако и они не могут не отметить, что за удобство приходится платить.
“В Интернете можно гораздо быстрее найти нужную деталь, но цена на нее далеко не всегда окажется оптимальной, - считает Чак Креймер, вице-президент по информационным услугам фирмы Social and Scientific Systems (Бетесда, шт. Мэриленд). - Теперь достаточно послать свою заявку, после чего программа быстро определит количество уже заказанных компонентов и сразу же сообщит мне цену на них. Правда, заплатить в этом случае придется больше, чем если бы я согласился подождать у телефона и лично переговорить с представителем ChipCenter”.
Бывший исполнительный директор ChipCenter Гайриш Матре, занявший пост коммерческого директора eChips, не сомневается в сказанном, хотя уверен, что для некоторых инженеров экономия времени, затрачиваемого на поиск нужных компонентов, вполне оправдывает их более высокую цену.
“Конечно, вы можете обзвонить несколько фирм и не исключено, что найдете те же детали по более низкой цене, - признается он. - Но для продукции, которой мы торгуем, как и для наших клиентов, главное - не цена, а удобство”.
Креймер же, вот уже два десятка лет имеющий дело с крупными поставщиками компонентов, придерживается другого мнения. Он полагает, что для ведущих поставщиков наподобие Arrow, Avnet, Ingram Micro и Tech Data было бы лучше не вливать миллионы долларов в развитие Web-инфраструктуры, а потратить эти деньги на совершенствование обслуживания клиентов по телефону.
“Я уверен, что и работа пошла бы более споро, и цены были бы ниже, если бы часть из тех миллионов, что затрачены на создание онлайновых магазинов, была пущена на расширение штата торговых представителей, отвечающих на звонки клиентов”, - говорит он.
Даже основатели новых онлайновых торговых центров признают, что такая торговля находится на начальном этапе и пока их компании могут повлиять лишь на небольшую часть рынка электронных компонентов. Конечно, каталоги и поисковые механизмы Web-узлов ускоряют поиск необходимых комплектующих, но обсудить цену и комплектацию не позволяют. e2Open, по словам Холмана, сейчас разрабатывает собственный инструментарий сотрудничества, однако основные надежды возлагает на постепенное изменение психологии покупателя.
“Это процесс эволюционный, а не революционный, - поясняет он. - Некоторые предпочитают делать заказ по телефону. Что ж, поговорить с торговым представителем неплохо, но на нашем узле вы найдете гораздо более подробную информацию”.
Холман из e2Open: “Со временем онлайновые торговые площадки изменят привычки покупателей”