Статья только в электронной версии журнала
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ//ПОРТАЛЫ
Создатели iWon реализовали в своем портале блестящую идею, способную изменить всю Сеть
Трудно ли сегодня создать новый Web-портал? Не слишком. Особенно если у вас есть деньги (предоставленные CBS и Viacom), нужное содержимое и вы можете предложить мощный стимул (10 тыс. долл. в день, миллион в месяц), так и манящий посетителей вновь и вновь возвращаться на него. Именно такой рецепт помог фирме iWon менее чем за год вывести свой узел в первую десятку по популярности. Но при этом случилось нечто, чего не ожидали даже основатели фирмы. Сервер iWon.com полюбился не только частным покупателям, но и фирмам онлайновой розничной торговли, быстро начавшим использовать его в качестве маркетинговой платформы. О столь головокружительном взлете своего детища Джонас Стейнман и Билл Доферти, создавшие iWon, рассказали редактору отдела новостей eWeek Скоту Питерсену.
Доферти (слева) и Стейнман: для старой
модели удалось найти новое применение
eWeek: Как зародилась идея создания iWon.com?
Джонас Стейнман: Вознаграждения и программы стимулирования клиентов стары так же, как и маркетинг продукции. Однако до нас никто не создавал онлайновый узел с призами и целевыми программами закрепления посетителей, не говоря уж о полной интеграции всех этих компонентов. Нам же удалось найти для этой модели новое применение.
eWeek: Откуда берутся деньги на это?
Д. С.: Я раньше работал с венчурным капиталом и наладил партнерские отношения с Chase Capital Partners, а Билл занимал пост старшего вице-президента по развитию бизнеса Национальной баскетбольной ассоциации, где отвечал за все новые проекты... Ни он, ни я не имели никакой технической подготовки, но нас очень интересовал Интернет, а потом заинтересовали и порталы... И мы подумали: здорово было бы дополнить содержимое и функции портала вознаграждением за его использование. Это был момент озарения.
Затем мы обратились к своему шефу Нилу Остриану, а тот представил нас Мэлу Кармазану, возглавлявшему тогда CBS. Мэл мгновенно оценил перспективность нашей концепции, и мы принялись за ее реализацию.
eWeek: Сколько вам потребовалось времени на осуществление проекта?
Д. С.: Начальные инвестиции CBS (еще до слияния с Viacom) составили 100 млн. долл. Это позволило нам уволиться с прежних мест и начать разработку своей идеи. Наш проект мы назвали “Бульдог”, занимались им вдвоем и не хотели делиться ни с кем... Первую версию узла по нашей просьбе разработала корпорация Sapient. Общую же идею мы держали в секрете до 5 октября 1999 г., когда наш сервер заработал. Уже к январю он вошел в десятку наиболее посещаемых узлов Интернета, т. е. нам удалось создать самый быстрорастущий сайт в истории Сети. Он стал излюбленным местом рядовых покупателей, его ежедневное посещение стало у них привычкой. Мы смогли обеспечить лояльность посетителей, что очень важно для онлайновых - да и обычных тоже - рекламодателей и партнеров. На сегодняшний день нам принадлежит одна из крупнейших и наиболее активных баз данных о пользователях во Всемирной паутине.
eWeek: Похоже, главное отличие вашего узла от большинства других сайтов в том, что его пользователи просто стремятся сообщить вам свои имена.
Билл Доферти: Да уж, никаких проблем с выбором призеров у нас никогда не возникало.
eWeek: Так что же, вы против конфиденциальности в этом вопросе?
Б. Д.: Только до тех пор, пока вы остаетесь честным и искренним по отношению к своим клиентам. Одна из отличительных особенностей нашего узла в том, что полученная информация не покидает его пределов. Проблемы возникают у тех, кто получает информацию в одном месте, а использует ее в другом, даже не предупреждая об этом посетителей. Наш же сайт считают достойным доверия. Люди видят, что за ним стоят серьезные люди, и регистрируются, поскольку не прочь выиграть 10 тыс. долл.
eWeek: А своим партнерам вы предоставляете доступ к информации о пользователях?
Д. С.: Ни в коем случае. Если вы, регистрируясь на розыгрыш какого-нибудь ежемесячного приза, захотите получать электронную рекламу от понравившегося производителя, мы это устроим. Но ваш адрес электронной почты никому передан не будет.
eWeek: Набрав 100 очков, посетитель узла становится кандидатом на получение ежедневного приза. Как он разыгрывается?
Д. С.: Данные на всех претендентов мы каждый день отправляем в независимую фирму, которая и выбирает победителя. Затем фирма проверяет, в самом ли деле этот посетитель набрал 100 очков, имеет ли он право на приз, является ли гражданином США. И лишь после этого она устанавливает контакт с призером.
eWeek: Вы получаете прибыль?
Б. Д.: Не стану называть цифр, скажу только, что мы уже превысили свои финансовые планы, хотя фирме еще не исполнилось и года.
Д. С.: Кривая наших доходов уже вышла за ожидаемые рамки, а перспективы оказались намного лучше, чем мы думали.
eWeek: Не могли бы вы сказать, что интересует на вашем узле рядового посетителя?
Б. Д.: То же, что и на других порталах, - новости, поиск информации, спорт, путешествия. Взгляните только, сколько времени проводят люди здесь ежемесячно. Они могли бы набрать 100 очков всего за несколько минут, но задерживаются на портале гораздо дольше. Им нравится подолгу бродить по нашему сайту.
Д. С.: Многие посетители говорят, что если рассматривать наш портал как игру и приходить сюда только в надежде на приз, то долго здесь не пробудешь.
Б. Д.: Таким людям гораздо проще купить в магазине лотерейный билет.
Д. С.: Посетители убеждаются, что здесь они могут найти все то, что им дает Yahoo, но при этом еще и получить удовольствие.
eWeek: Каковы перспективы вашей бизнес-модели?
Б. Д.: Мы налаживаем со своими посетителями уникальные отношения. Уникально и наше положение, которое позволяет нам разговаривать с рекламодателями и спонсорами о полномасштабных программах выхода на потребителя. Мы предоставляем платформу для маркетинга. Мы вышли на передовые рубежи того процесса, которому принадлежит будущее маркетинга через Интернет.
“До нас никто не создавал онлайновый узел с... целевыми программами закрепления посетителей”.