Российский общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ) опубликовал очередной отчет, посвященный рынку Интернет-услуг в нашей стране.
На развитие Интернета влияет много различных факторов. Среди наиболее значимых - количество установленных ПК и общий уровень телефонизации.
В 2000 г. компьютерный парк России вырос по сравнению с 1998 г. на 25%, или на 1 млн. 188 тыс. компьютеров. Учитывали модели ПК с процессором Pentium с тактовой частотой не ниже 100 МГц, произведенные не более трех лет назад.
Доля подключенных к Сети компьютеров в общем парке домашних ПК в 2000 г. в Москве составила 33,2%, в Новосибирске - 34,1%, Санкт-Петербурге - 32,8%, Екатеринбурге - 22,2%.
Развитие Интернета также напрямую связано с телекоммуникационным рынком, уровнем телефонизации, особенно сетей местной телефонной связи. Наибольшее количество пользователей Сети (около 97%) имеют коммутируемый доступ по телефонной сети. Поэтому при количественных оценках роста Интернета в России необходимо учитывать уровень телефонизации.
В начале 90-х годов по числу основных телефонных аппаратов Россия входила в первую пятерку стран мира (19,3 млн. аппаратов в 1993 г.). Однако качество предоставляемых телефонных услуг было низким (количество программируемых АТС в том же 1993 г. составляло лишь 10%, в регионах преобладали в основном декадно-шаговые и координатные АТС).
В конце 1998 г. телефонная плотность на местных сетях составляла 20,4 телефона на 100 жителей. То есть услуги телефонной связи никак нельзя было назвать доступными для большинства российских семей.
Рынок сотовых услуг России также повлиял на развитие Интернета. В настоящее время расширение сотовой связи происходит в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга.
И все же, несмотря на негативные факторы, которые отражаются на развитии Интернета, российский сектор Сети продолжает активно развиваться.
Численность аудитории Интернета в середине 2000 г. составляла порядка 6,9-7,1 млн. человек, ее рост за период с июня 1998 по май 1999 г. составил около 57%. Количество зарегистрированных пользователей, т. е. постоянных клиентов Интернет-провайдеров, как корпоративных, так и индивидуальных, находилось в пределах 2,6-2,7 млн. человек.
Рост аудитории Сети в 2000 г. происходил за счет европейской части страны (66%) при постоянном повышении относительной доли Москвы и Санкт-Петербурга.