ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЛИНГ

Новые альянсы и программы дают вторую жизнь онлайновым платежам

Рене Бушер Фергюсон

Электронный биллинг вновь на повестке дня - на сей раз в деловой сфере. Правда, случилось это гораздо позже, чем ожидали финансовые эксперты, но многие компании и банковские учреждения все же решились взять на вооружение эту технологию, а некоторые уже приступили к развертыванию платформ электронного представления и оплаты счетов, так называемых EBPP (electronic bill presentment and payment). Цель - разработать программное обеспечение, которое позволило бы коммерческим компаниям и их клиентам просматривать текущие и закрытые счета, а также оплачивать их в онлайновом режиме. Применение подобных средств должно резко сократить стоимость обработки счетов - по оценкам исследователей фирмы Giga Information Group, экономия здесь может составить от 50 до 90%.

Среди компаний, приступивших с началом нового года к развертыванию систем EBPP, очень много поставщиков и продавцов товаров широкого потребления.

Уже в январе возможностями платформы EBPP смогут воспользоваться клиенты фирмы Sears, Roebuck & Co, владеющей сетью розничных магазинов, а также 14 тыс. владельцев бензозаправочных станций Texaco на территории США.

На I квартал наступившего года наметила развертывание подобной системы и корпорация Xerox. Подключив к EBPP три свои биллинговые системы, она сможет охватить подавляющее большинство коммерческих клиентов. Эта корпорация из Стэмфорда (шт. Коннектикут), один из крупнейших генераторов счетов и чеков, разработала специализированный продукт BillXchange и намерена продавать его другим компаниям, желающим развернуть внутреннюю систему EBPP. Устраняя разрыв между унаследованной системой и приложениями EBPP, эта новинка преобразует привычные бумажные счета в электронную форму. Как ожидается, новая услуга станет доступна пользователям нынешней осенью.

Банки тоже не дремлют

На EBPP быстро переходят и банки. Корпорация Key (Кливленд, шт. Огайо), например, планирует закончить развертывание подобной системы уже в I квартале, воспользовавшись для этого программным обеспечением и услугами фирмы BillingZone LLC. А нью-йоркский банк Citigroup наладил партнерские отношения с корпорацией Prinston eCom, выпускающей ПО для электронного биллинга, однако сроки реализации их совместного проекта для корпоративных пользователей пока не сообщаются.

К разработке собственных систем EBPP приступили также корпорация Bank of America и компания Wells Fargo & Co., имеющие штаб-квартиры в Сан-Франциско (шт. Калифорния). Bank of America в сотрудничестве с корпорацией CheckFree, предоставляющей ему свою технологию, проводит поэтапное развертывание подобных услуг в общенациональном масштабе. Кульминационной точкой этого процесса должен стать февраль. Кроме того, оба упомянутых банка активно прорабатывают предложения, поступившие от их корпоративных клиентов.

Паидас из Texaco посылает

счета через сеть

Разработка и реализация платформ EBPP, равно как и управление ими, не столь просты, как может показаться на первый взгляд.

С клиентской точки зрения здесь возникает известная дилемма яйца и курицы. Чтобы такая модель работала, необходимо набрать критическую массу тем, кто способен генерировать электронные счета, и тем, кто готов их оплачивать. В противном случае процесс развертывания платформ EBPP пойдет, мягко говоря, не слишком быстро.

Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного фирмой Gartner Group (Стэмфорд, шт. Коннектикут), из 130 млн. взрослых американцев, которые пользуются Интернетом, почти половина встречает идею онлайновой оплаты счетов в штыки. Многие же из тех, кто все-таки согласился внедрить эту новинку, признались, что их постигло разочарование - процесс зачастую оказывался слишком обременительным и требовал больших затрат времени.

Компании со своей стороны проявляют интерес к системам EBPP едва ли не с того самого момента, как появился Интернет. В первую очередь, конечно же, их прельщает возможность колоссального снижения операционных затрат на обработку платежей.

Однако здесь, как считает аналитик фирмы Jupiter Communications (Сан-Франциско, шт. Калифорния) Джеймс Ван-Дайк, до недавнего времени проявлялось влияние двух факторов, серьезно препятствующих развертыванию платформ EBPP. Во-первых, несколько лет назад, когда появилась возможность перехода на электронные платежи, на горизонте уже маячила проблема 2000 года и компании просто не хотели обременять свои ИТ-подразделения еще одной сложной задачей.

Во-вторых, до недавнего времени рынок предлагал две несовместимые между собой платформы, одна из которых была разработана фирмой TransPoint LLC, совместным предприятием Microsoft, First Data и Citigroup, а другая - компанией CheckFree.

Стандартизация

Замешательство, вызванное несовместимостью систем EBPP, стало рассеиваться лишь в начале прошлого года, когда поступило сообщение о слиянии фирм TransPoint и CheckFree. Примерно в то же время Bank of America приобрел NationsBank, в результате чего возникла крупнейшая в Соединенных Штатах банковская компания, решившая использовать платформу обработки платежей фирмы CheckFree.

“Благодаря такой консолидации на базе этой платформы CheckFree вполне может уподобиться Microsoft, только в мире EBPP”, - уверен Ван-Дайк.

И все же слияние даже крупнейших разработчиков нисколько не упрощает создание таких систем. Производителям приходится учитывать запросы всех компаний, генерирующих счета (в первую очередь операторов связи, фирм коммунального хозяйства и финансовых организаций), равно как и потребителей, эти счета оплачивающих. В результате разработчики вынуждены распутывать довольно сложную паутину взаимоотношений. Нужно наладить четкое взаимодействие между тремя сторонами: поставщиками биллинговых услуг, собирающими и обрабатывающими счета по заказу компаний и потребителей, операторами платежей, обеспечивающими прохождение денег и выставляющими счета поставщикам услуг, и поставщиками программных средств EBPP, автоматизирующими весь этот процесс или по крайней мере его отдельные этапы. Последние могут выдавать лицензии на свое ПО или размещать его на собственных узлах, выступая в роли поставщиков сетевых приложений.

Платежи, платежи...                                                    

Где клиенты хотят оплачивать счета в онлайновом режиме

Источник: опрос мнения потребителей, проведенный фирмой Jupiter.

Сбор счетов потребителей производится порталами вроде Yahoo, различными финансовыми организациями, например банками или брокерскими конторами, либо другими компаниями-посредниками, желающими поучаствовать в этой игре (скажем, в конце прошлого года система EBPP была развернута на Web-узле почтовой службы США).

Еще больше осложняет ситуацию то, что до сих пор не выработаны и не утверждены стандарты для проведения финансовых транзакций, организации документооборота и выполнения различных процедур. Да и подключить платформу EBPP к унаследованным серверным системам, как оказалось, не так просто, как предполагалось вначале.

“На первом этапе много говорилось о снижении операционных расходов, но эти надежды не оправдались, - признает Ричард Медина, аналитик независимой исследовательской и консультационной фирмы Doculabs (Чикаго, шт. Иллинойс), специализирующейся в области электронного бизнеса. - Системы оказались очень сложными, а их развертывание - трудоемким. Но даже затратив массу сил на реализацию EBPP, вы все же не избавляетесь от бумажных документов”.

Электронные платежи - первый элемент EBPP - проводятся уже на протяжении полутора десятков лет. Еще в 1987 г. фирма MasterCard International по заказу четырех крупных банков создала систему RPS (Remote Payment Service - служба удаленных платежей). Это был концентратор, который обеспечивал обработку платежей по электронным счетам. Вслед за этим подобные системы появились и в других отраслях.

Другое дело второй элемент EBPP - представление счетов к оплате. Здесь необходимо обеспечить электронную генерацию и автоматический учет счетов, тесно увязав его с внутренними финансовыми и бухгалтерскими системами компании. Это направление, как считает Стив Эллис, менеджер подразделения Интернет-систем оптовой торговли фирмы Wells Fargo, пока находится в зачаточном состоянии.

“Несколько лет назад много говорили о том, что EBPP решит все проблемы, - вспоминает он. - Но оказалось, что увязка платежной функции с представлением счетов к оплате требует огромных усилий”.

Перспективы

Следующим серьезным испытанием станет внедрение онлайнового представления счетов в практику. Такого мнения придерживается Курт Веллинг, исполнительный директор фирмы Princeton eCom (Принстон, шт. Нью-Джерси). “Посмотрим правде в глаза, - говорит он. - Сегодня попросту не существует системы рассылки счетов, а если такая и есть, то масштабы ее ничтожны”.

Конечно, уже появились компании (так называемые “консолидаторы счетов”), предлагающие услуги по сканированию бумажных платежных документов и их преобразованию в электронную форму. К ним относится, в частности, фирма CyberBills (Сан-Хосе, шт. Калифорния), которая опирается в своей деятельности на поставщиков финансовых услуг. Она создала специальное хранилище информации, где и производится вскрытие и сканирование бумажных счетов. После преобразования документов в электронную форму фирма обрабатывает и оплачивает их, зачастую используя для этого традиционные бумажные чеки.

В топливной отрасли инициатором внедрения EBPP стал Алекс Паидас, менеджер по развитию бизнеса группы электронных операций фирмы Texaco (Уайт-Плейнс, шт. Нью-Йорк). В соответствии с разработанными им планами уже начато развертывание платформ CyberBills на целом ряде бензозаправочных станций.

По мнению Паидаса, CyberBills сумела предложить то, чего не хватает другим разработчикам, а именно возможность обработки бумажных счетов, которые все еще широко используются в этой отрасли.

“Я уже работаю с онлайновыми банками, но они неспособны выполнять такую операцию, - отмечает он. - Обработка бумажных документов - это совершенно иной уровень функциональности, а без бумаги нам пока не обойтись”.

И все же существуют два фактора, способствующие практической реализации электронного представления счетов. MasterCard (Перчез, шт. Нью-Йорк) выпустила в прошлом году соответствующий компонент для своей версии RPS, позволяющий поставщикам биллинговых услуг налаживать связь с компаниями по обслуживанию клиентов. Коммерческая версия нового продукта появилась в сентябре, однако все еще находится на ранней стадии развития.

Свой вклад в электронное представление счетов делает и фирма Spectrum EBP LLC (Юнион, шт. Нью-Джерси), активно соперничающая с MasterCard. Ее технология на базе концентраторов позволяет организациям, генерирующим счета, налаживать связь с потребителями, обеспечивая получение и оплату счетов в онлайновом режиме.

Созданная прошлой весной, эта фирма сосредоточила свои усилия на обслуживании банков. Она стремится заполучить в качестве клиентов как можно больше крупных финансовых компаний и создать стандартную отраслевую технологию EBPP. Предложения Spectrum еще не вышли из стадии разработки, но тем не менее фирма уже заручилась поддержкой 20 ведущих финансовых организаций. Среди ее акционеров можно встретить такие хорошо известные в мире бизнеса имена, как Wells Fargo, Chase Manhattan Bank, First Union и FleetBoston Financial.

Многие банки проявляют интерес к EBPP, поскольку боятся “выпасть” из прибыльного бизнеса электронных платежей, в который они были вовлечены более десяти лет назад при посредничестве независимых агрегаторов.

Год назад, когда Мурали Чирала, сооснователь и президент фирмы CyberBills, предложил банкам собственную систему EBPP, они отнеслись к этому скептически. Сегодня же, по его словам, ситуация в корне изменилась.

“Банки испытывают давление не только со стороны порталов. К переходу на электронные платежи подталкивает и необходимость обслуживать кредитные карточки, - отмечает Чирала. - Компании, выпускающие кредитные карточки, всячески стремятся расширить свою клиентскую базу и поэтому активно осваивают EBPP”.

Чтобы ускорить развертывание таких систем, многие фирмы вступают в партнерские отношения с их разработчиками.

К Пэм Скаард, директору информационных услуг корпорации BTI Telecom (Рейли, шт. Сев. Каролина), в январе прошлого года обратился владелец местной компании дальней связи, попросивший в течение недели установить у него систему EBPP. Быстро проведя анализ имеющихся предложений, Скаард заключила партнерское соглашение с фирмой eDocs, производящей программные платформы такого класса, и 15 апреля 2000 г. BTI получила полномасштабную систему EBPP. Она была размещена на новом портале, который предлагал и ряд других бизнес-услуг, включая оперативную доставку новостей. На сегодняшний день этим порталом пользуется около 65% деловых клиентов BTI.

Политику этой фирмы следует признать достаточно агрессивной. Скаард уверена, что быстрому освоению нового рынка способствовал сравнительно небольшой парк унаследованных систем. Немаловажно и то, что BTI решительно отказалась от устоявшихся стереотипов.

“Люди зачастую боятся даже на шаг отойти от стандартов, - поясняет Скаард. - А здесь приходится иметь дело с новой развивающейся технологией, поэтому нужно быть готовым к переменам. Может быть, с появлением соответствующих стандартов нам даже придется отказаться от того, что уже сделано”.

Непременными условиями успеха она считает также заключение взаимовыгодных контрактов с партнерами и оперативность действий. “Придерживайтесь четкого графика, - советует Скаард. - Здесь все меняется очень быстро. Если проект растягивается на полгода-год, к нему и приступать не стоит”.

Обкатка EBPP

Более крупные компании тоже действуют быстро, но все же с BTI Telecom по части оперативности им не сравниться. И Sears, и Texaco решили сначала развернуть пилотную систему EBPP для своих служащих, а уж затем сделать ее доступной для клиентов. Фирма Sears в тесном взаимодействии с CheckFree разработала “толстую” модель агрегации для своих сотрудников, а затем намерена предложить клиентам “тонкую” модель, которая будет реализована в I квартале нынешнего года.

“Толстая” модель предусматривает, что всеми счетами Sears и их представлением клиентам будет заниматься CheckFree, но после перехода на “тонкую” эти функции будут выполняться на узле sears.com, а CheckFree ограничится лишь их обработкой для погашения.

“EBPP превращается в необходимый элемент бизнеса, - поясняет Эндрю Кроу, директор направления кредитной э-коммерции Sears (Хоффман-Эстейтс, шт. Иллинойс). - Такие системы приобретают первостепенную важность, поскольку они уже имеются или могут вот-вот появиться у конкурентов. Трудно переоценить возможности, которые открывают платформы EBPP, особенно если сравнить их с традиционными системами, предполагающими взаимодействие с клиентом лишь один раз в месяц. При таком подходе сложно сказать, когда клиент вновь воспользуется вашими услугами и воспользуется ли вообще”.

Версия для печати