Э-КОММЕРЦИЯ
Управление контентом - одна из самых важных и востребованных функций в электронной коммерции. Обычно в Интернет-магазинах или на торговых порталах номенклатура товаров исчисляется тысячами, а то и десятками или даже сотнями тысяч наименований. И на каждый товар нужно иметь текстовое описание, фотографию или другие информационные данные, позволяющие покупателю ознакомиться с ним. Эти данные хранятся в файлах различных форматов. Таким образом, мы подошли к определению понятия “э-контент” применительно к данной статье, которое у нас будет ’уже, чем общепринятое: под этим термином мы понимаем содержимое файлов, которые являются носителями текстовой, звуковой или визуальной информации и служат для описания товаров, предлагаемых электронными магазинами.
С э-контентом нужно работать быстро, гибко и без ошибок. Эту задачу призваны решать специальные программные комплексы, получившие общее название Content management.
Такие программы обеспечивают динамическое обновление информации на сайте (сайтах), отделяя дизайн от контента. Другими словами: если в каком-то Интернет-магазине продается 2000 наименований товаров, то это еще не означает, что на сервере хранятся 2000 статических html-страниц, описывающих товар. Нет. Достаточно иметь несколько (допустим, столько же, сколько насчитывается групп товаров) шаблонных файлов. При запросе пользователя на данный товар Content management берет шаблон и наполняет его соответствующим содержимым из базы данных э-контента. Так происходит формирование веб-страниц “на лету”.
Кроме того, эти программные комплексы будут помогать другим модулям коммерческого сайта осуществлять так называемый cross marketing, суть которого сводится к тому, что посетитель получает при серфинге сайта дополнительную информацию и предложения без видимых запросов на это. Например, оформляя заказ только на пару горных лыж, покупатель с приятным удивлением увидит на странице и солнцезащитные очки в ассортименте, и горнолыжные ботинки. Применяя словосочетание “приятное удивление”, я не ввожу читателя в заблуждение - статистика говорит о том, что подключение модуля cross marketing к электронному магазину или порталу способно заметно увеличить продажи.
Разработчики Content management анонсируют еще одну особенность этих программ: управлять э-контентом сайта может простой менеджер, не имеющий специальной технической подготовки.
Многие компании, провайдеры решений для электронной коммерции, имеют в своем арсенале средств Content management. Те же, у кого нет авторской разработки, используют приложения фирм-партнеров.
А теперь расскажем о фирмах, к которым можно обратиться за стандарным решением проблемы управления э-контентом.
- Vignette. Продукт eXtended Content Management этой компании позволяет менеджерам добавлять, редактировать, просматривать контент и управлять им из баз данных, файловых систем, групп новостей и правовых систем; предоставляет участникам простой интерфейс для списка задач; определяет процессы документооборота с уведомлением по E-mail для управления действиями группы; хранит историю ввода данных; запускает по расписанию приложения; поддерживает XML.
- Blue Martini. В фирменный продукт этой компании Customer Interaction System входит модуль Content Management, который управляет следующими типами контентной информации: текстом, статическими изображениями, видео, специальными форматами визуализации, HTML-страницами, динамическим JSP и JHTML-страницами. Кроме того, он позволяет оперировать различными форматами в одной системе для облегчения маркетинга и продажи, предлагает возможность поиска по контенту, персонализации контента, блокировки доступа к нему, контроль за изменениями на сайте, а также имеет встроенный тезаурус.
- Interwoven. Основным продуктом компании является TeamSite, который обеспечивает управление разноформатным э-контентом на больших сайтах. Продукт совместим со многими платформами, операционными системами и СУБД. Разные группы менеджеров контента могут работать независимо друг от друга, поскольку имеют разделенные права доступа к нему, а могут вести и совместную редакторскую работу, которая синхронизируется. Помимо этого на сайте ведется протокол изменений, по которому можно восстановить предыдущее состояние. В качестве промежуточного формата данных в системе используется XML.
- IBM. Программа Content Manager предназначена для интеграции, обеспечения оперативного доступа и повышения эффективности управления данными разных типов. Content Manager 6.1 позволяет создавать библиотеки как из структурированных, так и из неструктурированных документов. Поддерживаются форматы XML, HTML, ряд графических и мультимедийных форматов, в том числе и потоковые. Архитектура Content Manager основана на триангулярной модели клиент-сервер: отдельный библиотечный сервер, отдельный сервер с данными и один или много клиентов.
- eBusiness Technologies. Предлагаемая этой компанией система управления контентом DynaBase состоит из серверной и клиентской частей и обладает стандартным набором функций, требующихся от программ данного класса.
- UnitSpace. Разработанный данной фирмой специализированный портал для э-бизнеса e-Content Exchange (www.content-exchange.com) предоставляет свои сервисы для трех групп пользователей: потребители контента (торговые площадки, Интернет-магазины, контент-проекты), разработчики контента (дизайн-студии, фотографы, свободные художники), поставщики контента (вендоры, дистрибьюторы, розничные продавцы). Работая с порталом, позволяющим управлять визуальным содержанием товарной базы и другим мультимедийным контентом через клиентский интерфейс, один грамотный менеджер, даже не имеющий навыков программирования, способен заменить целую группу проектировщиков и дизайнеров и предоставить конечное решение для широкого спектра бизнес-задач. С помощью оригинальных онлайновых инструментов пользователь портала может создавать собственные “виртуальные витрины”. Услуги портала представляют собой набор сервисов (бизнес-модулей), на которые может подписаться зарегистрированный пользователь. В их числе:
- e-Content Organizer - сервис, предназначенный для сбора, хранения, просмотра и экспортирования э-контента. Программа позволяет создавать свои каталоги продуктов и наполнять их всей необходимой информацией (фотографиями, текстовыми описаниями, сравнениями, презентациями и т. д.), что в совокупности будет составлять коллекцию, по которой возможен развитый поиск. Файлы коллекции поддаются просмотру, удалению, им можно также присваивать описания. Сформированную коллекцию несложно перенести на диск пользователя или на веб-сайт. Отличительной чертой продукта является то, что каталог, отвечающий за логическую структуру коллекции, хранится в формате XML - очень удобном и по сути уже признанном в качестве стандарта в электронной коммерции.
- e-Content Studio - дизайнер коммерческих сайтов. Позволяет менеджеру сайта создавать заготовки витрин, в которые можно вставлять контент из различных источников. При построении витрин программа работает с XML-каталогом магазина, отражающим его логическую структуру.
- Template Editor - сервис, работающий в режиме online и предназначенный для создания, редактирования, просмотра и сохранения единой темы дизайна для группы страниц. С помощью его развитых визуальных панелей редактирования даже неподготовленный пользователь может конструировать и оформлять HTML-страницы (вплоть до изменения прозрачности текста или графического рисунка), не прибегая к ручному кодированию.
- U-Assistant - онлайновый помощник, всегда готовый прийти на помощь пользователю портала. В режиме чата дежурный оператор портала круглосуточно инструктирует любого пользователя. Если сайт или витрина построены с применением этого модуля, то U-Assistant автоматически определяет, с какого раздела запрашивается помощь, и выдает для начала стандартный набор вопросов и ответов по этому разделу, что повышает эффективность поддержки пользователей. А если вы являетесь зарегистрированным пользователем и к тому же, например, владельцем Интернет-магазина в рамках портала, то можете сами выступать в роли оператора U-Assistant для своих посетителей.
Подводя итог короткому обзору Content management программ, перечислю “джентльменский набор” функций, обязательных для включения в эти программы:
- Distributed Workflow - автоматизирует прохождение контента через гибко управляемые процессы с подтверждением по E-mail и в листе заданий для участников;
- Version Control - позволяет поименовать любые операции ввода, задать номер версии и при необходимости восстановить э-контент;
- Content Categorization - помогает управлять каталогом метаданных и ассоциировать его с ключевыми словами операций (это нужно для персонализации);
- Scheduled Launch and Expiration - дает возможность запускать контент и приложения по расписанию, что автоматизирует управление контентом.
Согласно статистическому исследованию UnitSpace (www.unitspace.ru/main/golos_page.htm), 63% посетителей Интернет-магазинов Рунета жалуются прежде всего на нехватку информации о товаре. Если же держатели сайтов э-бизнеса будут пользоваться профессиональными решениями по управлению контентом, то этот процент существенно снизится, что приведет к росту онлайновых продаж, чего я всем желаю.