Компания Gartner Group обрисовала черты новой концепции
В прошлом году международная исследовательская компания Gartner Group (GG) изобрела две новые "погремушки" и громко гремела ими на солидных конференциях, где собиралось до пяти тысяч участников, жаждавших идеологических новинок. На основе материалов одного из осенних мероприятий - Gartner Symposium IT Expo 2000, прошедшего в ноябре 2000 г. в Каннах, попытаемся хотя бы в общих чертах составить представление о том, куда поворачивается вектор.
Эволюция систем управления предприятием
Не успели ERP-вендоры нажить первые миллионы на электронной коммерции, как треск очередной маркетинговой "погремушки" позвал компьютерное сообщество в новые дали - к совместной коммерции c- commerce (см. врезку про c - commerce) . На ее корнях стараниями GG не замедлила расцвести еще одна идеология - ERP II (эта аббревиатура расшифровывается теперь как Enterprise Resource & Relationship Processing, что я предложила бы перевести как управление ресурсами и внешними связями предприятия).
Основная идея концепции ERP II - выход за рамки задач по оптимизации и автоматизации транзакционных процессов внутри предприятия - присуща их концепции ERP. Новая парадигма подразумевает усиление конкурентоспособности за счет выработки такой стратегии и установки таких приложений, которые позволят предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с представителями "групп по интересам" в рамках совместной коммерции, поскольку подобная модель электронного бизнеса является своего рода "клеем", объединяющим виртуальное предприятие в глобальной экономике.
Элементы ERP II
Представители GG надеются, что как только поставщики справятся с реконструкцией старых систем, проведя работы по увязыванию интересов вертикальных отраслей с главными конкурентными преимуществами конкретных предприятий и установлению технологических переходов от ПО предыдущего поколения к следующему, пользователи сразу увидят преимущества новой парадигмы и собственную экономическую выгоду.
Исторический ракурс
После перехода от MRP (Material Requirements Plannning) к MRP II (Manufacturing Resources Planning) введенное GG в 1990 г. понятие ERP (Enterprise Resources Planning) на несколько лет утвердило новый подход к планированию ресурсов (см. рис.) Он был сфокусирован на точности учета всех ресурсов и обеспечении видения обстановки за пределами собственного промышленного предприятия независимо от того, относится оно к процессному, дискретному или смешанному производству. Выведенная за рамки предприятия, эта концепция получила название "Расширенное ERP", и многие компании из разных отраслей обратились к этим системам, чтобы на их основе создать хребет для управления своей финансово-экономической деятельностью в оперативном режиме. Но постольку, поскольку развертывание ERP стало приносить меньше выгод, предприятия обратились к таким приложениям, как управление цепочкой поставок (SCM), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), а также электронный бизнес, в надежде, что перешли к концепции "джентльменского набора" приложений (EAS, Enterprise Application Suite), который они составляли, заключая партнерские соглашения , приобретая продукты у других производителей или самостоятельно разрабатывая недостающее ПО. Однако неписаная мантра концепции EAS - "обеспечиваем все и для всех" - на уровне конкретных предприятий обернулась неадекватностью к будущим задачам, требующим углубления в специфику отрасли и налаживания внешних связей.
Между тем пришедшая ей на смену парадигма ERP II направленая на то, чтобы эти задачи решить. Она не ограничивается рассмотрением и автоматизацией внутренних бизнес-процессов корпорации. ERP II - стратегия построения бизнеса и приложений, которая надстраивает, преобразует нынешнеи ERP- системы, превращая информацию, циркулирующую внутри предприятия, в инструмент для выстраивания сотрудничества внетри обществ по интересам.
Краеугольные камни ERP II
Определение Gartner Group: ERP II - это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире - в рамках сотрудничества с другими корпорациями.
Концепция ERP II опирается на шесть базовых элементов (см. таблицу), затрагивающих стратегию бизнеса, технологическую стратегию и стратегию построения приложений: роль ERP II; область деятельности, на которую распространяетс эта концепция; функции, присущие этой области; типы процессов, относящиеся к этим функциям; системная архитектура, обеспечивающая эти процессы; способы, применяемые для управления данными внутри этой архитектуры.
Все перечисленные элементы (кроме архитектуры) говорят о том, что ERP II - это развитие концепции ERP, направленное таким образом, чтобы стало удобно использовать порождаемую внутри него информацию во внешней среде для обеспечения сотрудничества с другими корпорациями в рамках обществ по интересам. Расширение области применения ERP II (по сравнению с ERP) проявляется, в частности, в том, что новая концепция охватывает и непроизводственные сферы. Присущие ей функции выходят ныне за рамки традиционных производственных, дистрибьюторских и финансовых задач и отражают специфику какого-то отдельного промышленного сектора или уникального направления деятельности.
Как подчеркивают эксперты Gartner Group, Web- ориентированные архитектуры систем ERP II, нацеленные на их интеграцию друг с другом, существенно разнятся друг с другом, существенно разнятся с архитектурой ERP-систем. Поэтому для перехода от одной концепции к другой потребуется серьезная перестройка приложений. Данные, которые предполается использовать в ERP II, отличаются от внутренних данных систем ERP, хранимых в используемых только внутри предприятия, прежде всего тем, что они расчитаны на использование в распределенном торговом сообществе.
Прогнозы Gartner Research относительно положения ERP-лидеров
- К 2005 г. с вероятностью 0,5: SAP и PeopleSoft окажутся лидирующими поставщиками систем ERP II.
- К 2005 г. с вероятностью 0,4: SAP и Oracle окажутся лидирующими поставщиками систем ERP II.
- К 2005 г. с вероятностью 0,1: два других вендора (не SAP, не Oracle и не PeopleSoft) окажутся лидирующими поставщиками систем ERP II.
c-commerce - инструмент для построения "виртуальных корпораций"
Идея "виртуальных корпораций" обсуждалась в кругах международного бизнес-сообщества довольно давно, однако воплотить ее в жизнь до поры до времени, по мнению специалистов GG, было проблематично ввиду отсутствия адекватных технологий и развитой Интернет-среды.
И вот наконец появились платформы, позволяющие строить единое межкорпоративное пространство для ведения совместного бизнеса, правда, для этого потребуется серьезная перестройка как управленческих подходов, так и ИТ - архитектур различных приложений. Все это случится, как предрекает GG, в рамках новой бизнес-парадигмы с-commerce ( Collaborative Commerce - совместная коммерция).
Различия между c-commerce и e-commerce
Из данного на Симпозиуме определения следует, что c-commerce - это набор электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками и сотрудниками.
Основное отличие с-commerce от e-commerce видится экспертам GG в том, что новая бизнес-модель еще более расширяет круг участников, все дальше уходя от корпорации с ее традиционными торговыми партнерами и приближаясь к " киберрынку", обширному торговому сообществу.
Как следует из приведенной таблицы, c-commerce предполагает более глубокую и богатую модель B2B - взаимодействия. К примеру, единая инфраструктура, создаваемая в рамках этой парадигмы должна будет функционировать как виртуальный " трубопровод ", связывающий информационные репозитории, бизнес - приложения и бизнес - процессы различных корпораций, территориально разнесенных по миру.
В разрезе ИТ это означает, что изменятся требования и к корпоративным ИС: они должны стать полностью " встроенными" в Web (т.е. способными бесшовно и легко интегрироваться в Web - инфрактруктруру ) ; уметь " не обращать внимания" на то, что данные, с которыми им приходится работать, размещены не в собственном репозитории; поддерживать публикацию/подписку, инициированную клиентом или событием; взаимодействовать с другими приложениями, использующими EAI - адаптеры (EAI - Enterprise Application Integration) и язык XML.
Специалисты GG подчеркнули также, что новая бизнес-парадигма внесет изменения и в правила построения взаимоотношений, что в первую очередь отразится на их стиле (совместную коммерцию будет отличать динамичный, быстроменяющийся, адаптивный характер) и на модели торговли - для c-commerce будут характерны партнерские каналы с разделением рисков между их участниками.