Видео и другие услуги требуют пропускной способности
Все началось в ноябре, когда вашингтонская сеть кабельного телевидения решила провести на своем Web-узле BET.com интервью с 13-летней звездой рэпа Лилем Гав-гав. Узнав об этом, подростки бросились сюда, как голодные щенки к лакомой косточке. Здесь они могли не только прочесть все, что их кумир рассказывал о своем последнем хите “Попрыгай со мной”, но и посмотреть полуминутный видеоклип, в котором Лиль Гав-гав пролаял свою песню. Предлагалось посетителям и пятиминутное видеоинтервью с певцом.
Популярность программы, конечно же, во многом объясняется выбором главного героя - восходящей звезды рэпа. Но представители BET.com уверены, что эта причина не единственная. Приток посетителей на свой сайт, который только-только отметил первую годовщину, они связывают и с желанием увидеть видеоклип на экране компьютера. Среди посетителей этого Web-узла немного найдется тех, кто использует высокоскоростные подключения, необходимые для качественной передачи изображений, тем не менее, как отмечает онлайновый менеджер Филипп Уильямс, каждая трансляция видео и других широкополосных передач увеличивает общий трафик в среднем на 30%.
Учитывая все это, BET.com решила повысить видеопотенциал своего сайта, дополнив контент фирмы BET Holdings II - своего главного инвестора, которому принадлежит кабельная сеть, - оригинальными программами. В результате до 15% всего информационного наполнения узла сейчас приходится на материалы, требующие широкополосных подключений.
Для развлекательных и мультимедийных Web-узлов вроде BET.com переход на такой контент выглядит вполне естественным, ведь аудио и видео являются неотъемлемой частью их бизнеса. Однако тот же путь сегодня выбирают и многие другие предприятия, начиная с финансовых организаций и заканчивая онлайновыми магазинами розничной торговли. Все они включаются в борьбу за пользователей широкополосных каналов, число которых, как отмечают некоторые аналитики, быстро растет. Чтобы привлечь их внимание, компании наполняют свои сайты видеоклипами и звуком, трехмерной графикой и сложными изображениями, используют другие элементы, предъявляющие высокие требования к пропускной способности каналов связи.
Правда, эксперты предупреждают: время для всеобщей реконструкции Web-узлов под широкополосный контент еще не наступило, так как создание и распространение видеоматериалов пока обходится довольно дорого. Впрочем, уже предлагаются пути обхода этой проблемы, например, через налаживание партнерских отношений с поставщиками технологий создания широкополосного контента. Да и стимул серьезный появился - ряды пользователей высокоскоростных линий, как уже отмечалось выше, постоянно растут. Поэтому специалисты рекомендуют компаниям внимательно проанализировать, какова будет в ближайшее время отдача от оснащения сайтов широкополосными функциями. Вложенные сюда средства могут окупиться, в частности, за счет более высоких тарифов на рекламу, введения оплаты за доступ к содержимому или даже увеличения количества онлайновых посетителей.
Как много и как быстро?
Прежде всего менеджерам нужно разрешить один очень важный вопрос: как быстро растет количество пользователей, имеющих широкополосный доступ в Сеть. Мнения на этот счет высказываются самые разные. Аналитики обычно сходятся только в определении средств широкополосного доступа: это, по их общему представлению, каналы DSL (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия) и кабельные модемы, обеспечивающие скорость передачи данных от 128 кбит/с и выше. Но вот оценки распространенности таких соединений сильно различаются. По прогнозам нью-йоркской фирмы Jupiter Media Metrix, например, к 2002 г. подобными средствами будут оснащены 28,8 млн. американских домов (т. е. воспользоваться ими смогут 36% всех семей, имеющих выход в Интернет), тогда как в нынешнем году эта цифра составит 4,8 млн. домовладений (9% семей). Оценки других исследователей еще более оптимистичны. Фирма Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс) уверена, что в 2005 г. высокоскоростные каналы связи будут протянуты в 46,7 млн. домов США и охватят 64% американских семей.
Такая неопределенность, впрочем, нисколько не смущает менеджеров электронного бизнеса, и многие из них начинают хотя бы вчерне намечать стратегические планы в этой области. Около 90% опрошенных фирмой Jupiter компаний либо уже приступили к оказанию широкополосных услуг на своих Web-узлах, либо планируют развернуть их в ближайшие два года. Подавляющее большинство при этом начинает с видео.
Но определить потенциальный круг пользователей высокоскоростных линий вовсе недостаточно. Менеджеру э-бизнеса необходимо понять, окупятся ли немалые затраты на создание и распространение соответствующего содержимого. Для большинства Web-узлов, если только они не имеют отношения к индустрии развлечений и не связаны со средствами массовой информации, реализация широкополосных функций не должна рассматриваться как первоочередная задача. Так считает Роберт Хертцберг, аналитик Jupiter. По его мнению, даже на потоковое видео имеет смысл переходить только в том случае, если владелец сайта намерен полностью обновить все хранящееся здесь видеосодержимое.
Уильямс из BET.com: “Видео привлекает пользователей
и с широкополосным доступом, и без него”
Почему так? Ответ на этот вопрос дает краткая, но весьма печальная история нескольких Web-узлов, предлагавших исключительно широкополосный контент. Как следует из доклада фирмы Forrester Research, многие из них сошли со сцены из-за высокой стоимости контента и ограниченности аудитории, способной им воспользоваться. По этой причине канули в Лету Digital Entertainment Network, Pseudo Programs и Pop.com. Из документа Forrester видно, например, что Digital Entertainment Network, штаб-квартира которой находилась в г. Санта-Монике (шт. Калифорния), потратила за год 60 млн. долл., а прибыли получила только 370 тыс. долл. Что ж, широкополосное содержимое - удовольствие не из дешевых. Говорят, что иногда эпизод длительностью 6 мин обходится компании в 100 тыс. долл.. Свой вклад в общую стоимость вносят и дорогая видеотехника, и оплата талантливых специалистов, и необходимость преобразования видео в различные форматы Всемирной паутины, и распространение контента.
Высокие стартовые затраты всерьез беспокоили сначала и руководство финансовой фирмы Morningstar (Чикаго, шт. Иллинойс), когда по указанию ее основателя и исполнительного директора Джо Мансуэто год назад была начата подготовка к созданию широкополосного содержимого для узла Morningstar.com. Однако большей части расходов на производство и распространение потокового видео здесь удалось избежать, установив партнерские отношения с одним из поставщиков видеотехнологий.
Помощником Morningstar в этом проекте стала молодая фирма TV House (Чикаго, шт. Иллинойс), специализирующаяся на подготовке и рассылке видеопередач. Именно с ее помощью в октябре прошлого года удалось наполнить узел видеосодержимым. Как пояснила президент Morningstar Кейси Оделбо, в рамках заключенного контракта TV House взялась бесплатно кодировать и рассылать потоковое видео, довольствуясь лишь частью доходов от его возможных продаж другим Web-узлам. Сама же Morningstar еще до подписания партнерского соглашения организовала собственную телестудию, из которой 50 ее аналитиков поддерживают связь с местными студиями финансовых новостей. Кроме того, в распоряжении Morningstar имеется павильон и оборудование, необходимые для видеозаписи трех Web-сюжетов в неделю, в которых аналитики высказывают свое мнение о состоянии рынка и перспективности инвестиций в ту или иную сферу. По словам Оделбо, руководство Morningstar.com планирует довести периодичность таких передач до пяти в неделю. Правда, подготовленное совместными усилиями видеосодержимое пока можно просмотреть только на сайте самой фирмы, поскольку никаких соглашений о его распространении не заключено.
Таким образом, благодаря партнеру Morningstar получила возможность чуть ли не бесплатно экспериментировать с потоковым видео. Более того, фирма намерена сделать такую деятельность доходной, наладив распространение своих материалов через TV House по другим Web-узлам. Но главный свой выигрыш Оделбо видит в приобретении опыта работы с широкополосным содержимым, который будет накапливаться со временем. На сегодняшний день подготовленные материалы смотрит сравнительно небольшое число зрителей - около полутора тысяч в день, тогда как узел за то же время посещает в среднем 180 тыс. человек.
“Качество видео во Всемирной паутине будет постепенно улучшаться, и пользователи станут уделять больше внимания широкополосному содержимому, - уверена Оделбо. - Посетители будут вновь и вновь возвращаться на такие узлы, вот тогда-то вложенные нами деньги и начнут окупаться”.
Для узлов, связанных с вещательными корпорациями, стоимость производства содержимого особого значения не имеет. У BET.com, CNN Interactive (подразделения фирмы Turner Broadcasting Systems, которая сама принадлежит всемирно известной кинокомпании Time Warners) и им подобных возникают другие проблемы. Так, Монти Маллиг, старший вице-президент CNN Internet Technologies (Атланта, шт. Джорджия) основным бременем считает расходы на доставку широкополосного контента онлайновым зрителям.
“Мы использовали бы широкополосное видео намного активнее, если бы не приходилось так дорого платить за полосу пропускания, - признался он. - Нам приходится очень стараться, чтобы предельно сократить такие расходы”.
По словам Маллига, CNN сейчас ведет переговоры с рядом операторов связи, включая фирму Akamai Technologies, и надеется уже в следующем году снизить стоимость рассылки вдвое, а через год-полтора - даже в десять раз. На вопрос, в какую сумму сейчас обходится его фирме рассылка потоковых мультимедийных передач, Маллиг отвечать не стал, однако тарифы на услуги Akamai известны: со своих клиентов она взимает фиксированную плату за каждый мегабит информации, но не менее 2 тыс. долл. в месяц.
Если расходы на рассылку содержимого удастся сократить, Маллиг надеется предложить посетителям сайта большее разнообразие высокоскоростных видеопрограмм. Пока же возможности фирмы ограничены видеополосой 300 кбит/с, да и то этот стандарт используется только на спортивном сайте CNNSI.com, а также для трансляции новостей, спортивных событий и финансовой информации в потоковом режиме. Делается это в рамках соглашений о партнерстве, заключенных с девятью поставщиками услуг Интернета. Провайдеры пересылают широкополосное содержимое не через Интернет, а по своим сетям, что снижает стоимость рассылки материалов и обеспечивает более высокое их качество.
Расширение спектра высокоскоростных программ, считает Маллиг, позволит CNN успешнее соперничать с онлайновыми конкурентами, ведь посетители всегда смогут найти на ее узлах одновременно десятки видеофрагментов, транслируемых в реальном времени.
Но компании занимаются не только снижением расходов на доставку широкополосного содержимого, расширением использования видео и развертыванием других высокоскоростных услуг для привлечения посетителей. Некоторые из них ищут пути получения дополнительных доходов от публикации широкополосного контента. И Morningstar, и CNN, к примеру, рассчитывают, что потоковое видео позволит им повысить расценки на рекламу. По мнению экспертов, подкрепленному опытом ряда сайтов, рекламодатели готовы платить за видеосодержимое дороже, так как их интересует соответствующий контингент пользователей. Как отметил Зиа Дэниел Уигдер, аналитик нью-йоркской фирмы Jupiter, большинство специалистов сходятся в том, что пользователи широкополосных подключений находятся в сети в четыре раза дольше, чем их коллеги с обычным доступом. Кроме того, такие посетители, как правило, имеют больший доход и лучшую техническую подготовку.
Подобные факты, конечно же, просто нельзя не принимать во внимание. Расположенный в Сан-Франциско (шт. Калифорния) портальный сайт NBCi, принадлежащий NBC Internet, уже установил дополнительные тарифы за широкополосные услуги. Как рассказал Бенджамин Фейнман, вице-президент фирмы по публикациям и мультимедийным продуктам, если на обычном Web-узле рекламное сообщение стоит 20 долл., то на широкополосном портале с рекламодателя можно запросить за него и 75 долл.
Изучают онлайновые фирмы и другие модели получения прибыли. В WWF New Media Network (Стэмфорд, шт. Коннектикут), онлайновом подразделении фирмы World Wrestling Federation Entertainment, в прошлом году уже провели эксперимент, организовав несколько трансляций реслинга через Интернет со скоростью 650 кбит/с и взимая плату за каждую из них. В нынешнем году, по словам главного инженера фирмы Джерри Лу, они намерены предложить такую услугу в коммерческих масштабах, что должно принести доход и от спонсоров, и от платных зрителей.
В планы Лу входит и организация услуг по подписке, включая доступ к архивам специальных мероприятий федерации реслинга.
Дорог каждый посетитель
Но мало добиться окупаемости широкополосного содержимого и превратить его в прибыльную статью дохода. Электронным компаниям нужно еще научиться встраивать видео и другие высокоскоростные функции в уже развернутые сайты.
Главное здесь, как подчеркивают эксперты, обеспечить полную доступность видео для пользователей широкополосных подключений, не затронув при этом интересов обычных посетителей, которые по-прежнему будут подключаться по коммутируемым каналам.
Немного сегодня найдется Web-узлов, оснащенных средствами динамического определения типа подключения, поэтому посетителям сайта нужно предоставить возможность самостоятельно выбирать интересующее их информационное наполнение.
Так поступила, в частности, BET.com. Подключившись к этому узлу через модем со скоростью 28,8 кбит/с, вы можете ограничиться чтением статей, тогда как абонентам DSL ничто не помешает послушать музыку в режиме потокового аудио или даже просмотреть фрагменты из программ кабельного телеканала BET.
По мнению Уигдера, другим компаниям стоит последовать примеру BET.com и встроить широкополосное содержимое в общую систему Web-узла, вместо того чтобы создавать новый сайт исключительно для такого контента. Дело в том, что потоковое видео, аудио и другие подобные функции пока остаются для большинства пользователей диковинкой, а количество посетителей, которые могут подключаться по высокоскоростным каналам, все еще не слишком велико. Но и те, у кого такая возможность имеется, отметил Уигдер, чаще всего используют те же функции, что и их коллеги с узкополосными подключениями, правда, получают информацию гораздо быстрее.
“За последнюю пару лет распространилось весьма ошибочное мнение, будто в отношении широкополосных услуг действует принцип “все или ничего”, - сказал Уигдер. - Только теперь люди начинают понимать, что такие функции можно добавлять поэтапно, и делают шаги в правильном направлении”.
NBC Internet, например, собирается объединить свой широкополосный сайт speed. nbci.com с основным Web-узлом NBCi. Пока же связь между ними налажена через портал NBCi.com. Когда пользователь подключается к широкополосному сайту, на экране его компьютера появляется новый интерфейс с дополнительными функциями навигации - посетителю узла предлагается Flash-графика, более широкий выбор фотографий, открывается доступ к потоковому видео и аудио.
Одновременно с интеграцией широкополосных функций NBCi планирует оснастить свой главный сайт специально разработанными средствами, позволяющими определять, на какой скорости подключается тот или иной посетитель. Благодаря этому можно будет в динамическом режиме предлагать ему соответствующий набор широкополосных функций.
По словам Фейнмана, фирма уже использует эту технологию на своем портале для представления рекламных объявлений в наиболее выигрышном формате.
Тестирование новых технологий на BET.com, NBCi и других сайтах, стремительное снижение цен на доставку видеосодержимого - все это позволяет экспертам уверенно прогнозировать быстрое распространение видео и других услуг, требующих высокоскоростных подключений.
Большинству компаний, правда, еще только предстоит научиться превращать широкополосное содержимое в источник прибыли, но BET.com уже четко уяснила: правильно подобранный набор широкополосных услуг обязательно привлечет новых посетителей. Поэтому можете смело биться об заклад, что онлайновый лай Лиля Гав-гав - это только начало.
А ты готов к широкополосному будущему?
Для ИТ-менеджеров, не побеспокоившихся заранее о пользователях широкополосных линий связи, наступают нелегкие дни, ведь многие из их конкурентов уже наметили планы развития в этой области. Как показали результаты проведенного в июле опроса полусотни руководителей, 90% компаний либо уже предлагают широкополосные услуги, либо собираются развернуть их. Вот как распределились ответы на этот вопрос.
Широкополосные услуги - через телевизор
Сидя за своим компьютером, пользователь, имеющий широкополосный доступ в Сеть, с удовольствием посмотрит короткий видеоклип и воспользуется трехмерной навигацией по Сети, но вот полномасштабную развлекательную программу на своем рабочем месте он вряд ли выдержит. Поэтому можно предположить, что в развитии широкополосного доступа все более важную роль будут играть обычные телевизоры, стоящие в каждой гостиной. Телевизионные приставки и интерактивные телеуслуги уже сейчас дополняются функциями общения через Интернет - электронной почтой, средствами мгновенного обмена сообщениями, выходом во Всемирную паутину. А самые современные приставки, предлагаемые такими производителями, как Motorola и Scientific-Atlantic, оснащаются даже широкополосными браузерными функциями, позволяющими, например, принимать потоковые мультимедийные передачи.
Возможности таких устройств, конечно же, не могут не привлечь внимания операторов кабельных сетей, которые, как предсказывает исследовательская фирма Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), еще до начала следующего года предложат своим клиентам видео по требованию. Одновременно начнется модернизация цифровых абонентских линий DSL (Digital Subscriber Line) - поставщики услуг связи станут превращать их в видео-DSL для доставки информационного наполнения Web-узлов непосредственно на экран телевизора.
И действительно, судя по докладу фирмы Forrester, персональные компьютеры, которые сегодня занимают едва ли не монопольное положение в области широкополосных услуг, вскоре начнут сдавать свои позиции телевизорам и другим подобным устройствам. В результате к 2005 г. на долю ПК будет приходится лишь около 36% этого сегмента рынка.
Столь значительные изменения обязательно повлияют на тенденции и направления развития широкополосных услуг, в частности потокового видео. К 2005 г. телевизоры будут доминировать во всем, что касается видео (не считая коротких информационных клипов), а сфера применения ПК ограничится загрузкой ПО и работой с более интерактивными приложениями.
Конечно, предсказывать полный симбиоз телевизора и Всемирной паутины пока рано, но поставщики широкополосного контента уже готовятся к такому развитию событий. Фирма NBC Internet, по словам ее вице-президента по публикациям и мультимедийным продуктам NBCi (Сан-Франциско, шт. Калифорния) Бенджамина Фейнмана, установила партнерские отношения с рядом поставщиков услуг Интернета, что помогает ей лучше организовать работу широкополосного портала. Это выгодно и провайдерам - они часто размещают здесь свои базовые страницы с демонстрацией предлагаемых широкополосных услуг. В дальнейшем NBCi намерена развивать такие отношения. Входит в ее планы и расширение доступа к сетевым программам телекомпании NBC, которые впоследствии можно будет транслировать по сети прямо на экраны телевизоров.
Сотрудничество владельцев Web-узлов с Интернет-провайдерами очень важно, так как обеспечить высокое качество и надежность пересылки широкополосного видео через общедоступный Интернет не так-то просто. Доступ же в сети поставщиков услуг Интернета, как отметил Фейнман, открывает гораздо большие возможности управления потоковыми передачами. А это, в свою очередь, позволяет предложить клиентам видео по требованию и длительные мультимедийные программы.
В ближайшем будущем, видимо, возобладает подход, избранный фирмой WWF New Media Network - онлайновым подразделением World Wrestling Federation Entertainment (Стэмфорд, шт. Коннектикут). Ее главный инженер Джерри Лу вовсе не собирается сидеть сложа руки и наблюдать, в каком направлении развивается интерактивное телевидение. Напротив, он уже сейчас ищет пути доставки мультимедийного контента по этому каналу. “Нужно зорко следить за тем, что происходит с телевизионными приставками и чем заняты поставщики услуг”, - уверен он.
Главная из широкополосных услуг - видео... пока
В перспективе, как утверждают аналитики, большинство Web-узлов электронной коммерции наряду с потоковым видео будут использовать и другой широкополосный контент. Однако сегодня превалирует именно видео. Более того, как показал опрос 39 руководителей различных компаний, значительное количество Web-узлов вообще не предлагает посетителям никаких широкополосных услуг. Ниже показано, как именно используются возможности высокоскоростного доступа на Web-узлах опрошенных компаний.