БЕСПРОВОДНАЯ СВЯЗЬ
Авиационные компании задаются вопросом: станут ли пассажиры покупать билеты по беспроводным каналам?
Никто не может сравниться по мобильности с часто отправляющимися в полет пассажирами, поэтому авиационным компаниям приходится самым внимательным образом следить за последними достижениями беспроводной связи. Тем не менее на сегодняшний день лишь некоторые из них предлагают безпроводные услуги, причем ограничиваются простейшими - например, информацией о рейсах. Организовать же полномасштабное коммерческое обслуживание мобильных пользователей, включая продажу билетов через сотовые телефоны, никто пока не решается.
“Сегодня владельцы беспроводных аппаратов могут воспользоваться лишь двумя основными услугами. Во-первых, получить расписание авиарейсов, а во-вторых, если они часто летают самолетами конкретной авиакомпании, узнать, сколько миль у них на счету, - отмечает Кен Смайли, аналитик фирмы Giga Information Group (Оверленд-Парк, шт. Канзас). - Но кто захочет проверять, сколько он налетал, по сотовому телефону?”
Однако постепенно авиакомпании начинают расширять и разнообразить список информационных услуг, предоставляемых по беспроводным каналам.
Delta Air Lines, например, подписала в январе соглашение с фирмой AT&T Wireless Services, в соответствии с которым получила право использовать беспроводную Web-службу последней под названием Digital PocketNet.
Начиная с марта Delta сможет предложить пользователям карманных органайзеров Palm и других подобных устройств беспроводной доступ к расписанию авиарейсов, поиску оптимальных маршрутов полета, информации о прилете и вылете самолетов, различной текущей информации. Однако продавать билеты через Всемирную паутину компания пока не собирается.
Несколько мобильных Интернет-услуг анонсировала British Airways, завершив тем самым первую фазу проекта стоимостью 17,5 млн. долл. Он выполняется в рамках двухлетнего контракта с IBM и призван помочь авиакомпании максимально полно использовать возможности беспроводного доступа во Всемирную паутину. Теперь владельцы аппаратов с поддержкой протокола WAP (Wireless Application Protocol - протокол приложений для беспроводной связи) могут выбрать себе место в самолете, указав его на миниатюрной схеме, которая выводится на дисплей сотового телефона, а также получить информацию о времени вылета и прилета авиалайнеров.
Еще несколько авиакомпаний наладили партнерские отношения с подразделением Pervasive Computing Group корпорации IBM. Правда, европейские и азиатские компании, как и в случае с другими беспроводными услугами, вырвались здесь далеко вперед.
Japan Air Lines, скажем, опираясь на услугу iMode фирмы DoCoMo, уже сейчас не только предлагает бронирование авиабилетов по беспроводным каналам, но и продает их. Клиенты же Swissair пока имеют только возможность узнавать со своих беспроводных трубок о расписании авиарейсов, но вскоре смогут воспользоваться ими для покупки билетов, - такие данные приводят представители IBM.
Для всех этих проектов IBM поставляет серверные аппаратные средства - как правило, сервер RS/6000, - а также программное обеспечение перекодирования, преобразующее HTML-содержимое в формат для карманных устройств.
Свою долю на новом рынке не собираются упускать и компании меньшего масштаба. Фирма Goldenware, например, разработала приложение генерации запросов, которое позволяет получать расписание рейсов авиакомпаний American Airlines и Continental Airlines.
А онлайновые туристические фирмы наподобие Travelocity.com и Expedia, равно как и компании, специализирующиеся на организации радиодоступа, включая Mobilocity, ищут пути предоставления путешественникам беспроводных персонифицированных услуг.
Однако осваивать более сложные и потенциально весьма рискованные беспроводные услуги, такие, как продажа билетов, туристический бизнес в США не торопится.
“Авиакомпании ограничились бронированием билетов по беспроводным каналам, поскольку интеграция с другими серверными системами оказалась делом непростым, - констатирует Смайли из фирмы Giga. - К тому же возникло множество проблем с обеспечением безопасности”.
Есть и еще одно обстоятельство, мешающее расширению спектра подобных услуг: даже самые заядлые пользователи беспроводных устройств воспринимают онлайновую продажу билетов с заметной долей скепсиса.
“У нас пока не лежит душа к этому, - признается Майкл Стейберг, руководитель группы пользователей New England Palm Users Group (Кеймбридж, шт. Массачусетс). - Вот если бы правительство утвердило дополнительные стандарты наподобие тех, что действуют в финансовой области, тогда было бы другое дело”.
Представители IBM также отмечают, что авиакомпании не особенно стремятся реализовать на практике идею продажи билетов по беспроводным каналам, и согласны, что принятие протоколов безопасности для беспроводных сетей ускорило бы этот процесс. Как ожидается, в следующей версии стандарта GSM (Global System for Mobile Communications - глобальная система связи с подвижными объектами) будет предусмотрено использование цифровых сертификатов в мобильных телефонных аппаратах.
Но этим проблемы не исчерпываются. Авиакомпании совершенно не уверены, что их клиенты захотят покупать билеты с помощью беспроводных устройств, поскольку техническая возможность реализации идеи вовсе не гарантирует ее жизнеспособности.
Delta, скажем, в ближайшее время и не собирается налаживать беспроводную продажу билетов, так как не видит интереса к этому со стороны своих клиентов, что подтвердили результаты опроса ряда постоянных пассажиров по поводу того, какие именно услуги они хотели бы получить по беспроводной связи. По словам Тоби Пратта, координатора беспроводных проектов подразделения e-Business Development Group компании Delta (Атланта, шт. Джорджия), “продажа билетов не попала даже в первую треть наиболее часто называемых услуг”.
Поэтому, как отметил Эндрю Ронфельдт, менеджер группы ИТ Delta, его не слишком беспокоит проблема безопасности беспроводных приложений delta.com, поскольку здесь не осуществляется никаких финансовых транзакций.
Он пояснил, что на данный момент авиакомпания, предоставляя беспроводные услуги, никаких стандартных средств шифрования не применяет - Delta передала эти функции поставщикам услуг.
В ближайшее время фирма собирается предложить своим постоянным клиентам полетную информацию по беспроводным каналам в рамках услуги Virtual Chek-in, которая уже проходит бета-тестирование в Джексонвилле (шт. Флорида). Когда она будет введена в эксплуатацию, клиент сможет связаться по телефону с автоматизированной системой голосового ответа и прослушать интересующую его информацию.
Что же касается продажи билетов по беспроводным каналам, то первопроходцами здесь могут стать компании, специализирующиеся на предоставлении финансовых услуг. Накопленный опыт серверной интеграции дает им значительное технологическое преимущество перед авиакомпаниями.
“Когда они задумываются о том, что нужно мобильному пользователю, продажа билетов отходит на второй план, - считает Майкл Карасик, главный инженер подразделения Pervasive Computing Group (Сомерс, шт. Нью-Йорк). - Меня же в первую очередь интересует возможность оперативного внесения изменений, - например, как сменить место в самолете или перенести бронь на другой рейс”.