АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ
Еще совсем недавно, 8-10 лет назад, ремонтные хлопоты заставляли нас путешествовать по всему городу: надо было посетить магазины строительных материалов и хозяйственные, мебельные, “Сантехника”, “Сделай сам” и т. д. Спустя какое-то время можно было облегчить себе жизнь, заказав товары со склада в Москве (дешевле, чем в магазине, и с доставкой, хотя и через день-два). Потом настал черед рынков -как грибы после дождя, выросли “Каширский двор”, Москворецкий строительный рынок и другие, поменьше. Они стали некими прообразами супермаркетов - разнообразный ассортимент и более демократичные, чем в специализированных магазинах, цены, возможность посмотреть товар (в отличие от “склада в Москве”), купить все (или многое) в одном месте и сразу привезти домой.
Следующим закономерным этапом явились супермаркеты, представлявшие, как и рынки, большой ассортимент изделий, приемлемые цены, но, кроме того, более комфортные условия и дополнительные услуги (доставка, сборка и т. п.). Свои магазины начали открывать и оптовые компании (в частности, дистрибьюторы зарубежных фирм), торгующие широкой номенклатурой товаров одной или нескольких групп, дополняя их сопутствующими материалами и услугами.
С помощью мобильных терминалов можно проводить инвентаризацию,
ввод информации о поступивших на склад товарах, сверку ценников и т. д.
Однако вскоре все поняли, что успешность новых форм торговли во многом определяется постановкой управления движением товаров и качеством учета. Увеличение товарооборота и переход к рознице показал оптовым компаниям, что для развития бизнеса мало одной лишь автоматизированной бухгалтерии - нужна полноценная система количественного учета, способная обеспечить и определенные аналитические функции, и взаимодействие с торговым оборудованием (кассовыми аппаратами, сканерами, весами и пр.), а такой формат предприятия, как супермаркет (а тем более сеть супермаркетов), вообще немыслим в “ручном варианте”, без автоматизации всего торгового процесса.
Мы расскажем о трех проектах автоматизации предприятий торговли строительно-ремонтного профиля.
Санкт-Петербург, “Максидом”
Магазины “Максидом” реализуют идею “все покупки за один визит”. Здесь можно найти все, что необходимо для строительства, отделки и оформления помещений любого типа - от кирпича и деревянных конструкций до бытовой техники и посуды. Концепция магазинов была разработана с использованием опыта универсальных строительных супермаркетов, получивших широкое распространение в Европе и США с середины 60-х годов.
Информационная система для “Максидома”. Официальное открытие первого “Максидома” состоялось 31 октября 1997 г.
“Когда мы готовились к открытию магазина, - вспоминает Павел Григорьев, руководитель ИВЦ “Максидом”, - мы прекрасно понимали, что без автоматизированного учета и технологий штрихового кодирования (ТШК) нам не обойтись. Но ни одна из предлагаемых на рынке систем полностью не отвечала тем торговым технологиям, которые предполагалось реализовать в “Максидоме”. Поэтому готовое ПО нам понадобилось лишь на первом этапе, когда надо было с чего-то начать, запустить магазин. Тогда система была необходима для создания базы данных товаров (а их номенклатура уже на тот момент насчитывала более 40 000 наименований), поддержки ТШК, а также для формирования цен и обмена информацией о товарах и ценах с кассовыми аппаратами.
В “Максидоме” активно осваивают новые устройства.
Радиосканер DataLogik (DLL6110) удобен для дистанционной
работы: зона уверенного приема - около 50 м, в радиусе которых
он способен поддерживать взаимодействие с системой
Одновременно с внедрением была приобретена СУБД Progress и в ИВЦ “Максидома” началась разработка фактически новой системы, которая в полной мере учитывала бы специфику работы магазина. Сейчас она уже готова и мы используем ее уже в двух супермаркетах”.
В основу логической структуры системы был заложен принцип разделения баз данных на транзакционную и аналитическую. Транзакционная база данных тесно связана с торговой системой, функционирует под управлением СУБД Progress и служит для сбора оперативной информации о деятельности предприятия (о принятом на складе товаре, о продажах через кассы и т. д.). Для изучения и анализа экономических показателей используется аналитическая база, хранящаяся в СУБД Oracle.
В транзакционную базу поступает информация из торговой системы, с которой работают сотрудники магазина, непосредственно связанные с движением товаров (кладовщики, продавцы и др.), а также вся информация с кассовых аппаратов в режиме реального времени. Ежедневно производится синхронизация баз, в результате новая информация поступает в аналитическую базу, где подвергается обработке.
Аналитической базой данных пользуются сотрудники коммерческого отдела, аналитического и экономического отделов, а также отдела закупок. В базе хранится вся информация о деятельности магазинов с момента их открытия.
На сегодня в составе программно-аппаратного комплекса магазинов функционирует около 400 компьютеров; СУБД Oracle и Progress работают под управлением ОС Unix, они установлены на мощных серверах AlphaServer 4100, HP390, HP230.
Информационная система действует сегодня и во втором магазине, который был открыт 8 июля 1999 г. Локальные сети обоих магазинов (а их протяженность - около 40 км в каждом “Максидоме”) объединены, благодаря чему все пользователи торговой системы находятся в едином информационном пространстве (в качестве канала связи используется оптоволоконная линия, предоставленная компанией “ПетерСтар”).
В ближайшие годы планируется построить еще несколько таких же магазинов в различных районах города. “Имеющийся программно-аппаратный комплекс, - считает Павел Григорьев, - может быть легко масштабирован путем простого увеличения мощности серверов баз данных и пропускной способности сети”.
Технологии штрихового кодирования. Помимо системы автоматизации, позволяющей вести учет и управление, важнейшим звеном торгового процесса в “Максидоме” являются технологии автоматической идентификации, куда входят и ТШК. Весь цикл жизни товара в супермаркете сопровождается разнообразными действиями с его штрих-кодом (ШК) и рассчитан на максимальное применение специального оборудования.
Производительность термопринтера Zebra S600, который используется
в зоне прихода товаров (снимок справа), в 2,5 раза больше, чем у его
младшего собрата, стоящего на рабочем месте продавца слева
Штриховое кодирование применяется:
- на складах - в процессе приема товара, для маркировки товаров и палетт с товаром;
- в торговых залах - для идентификации товара, для продаж весового (мерного) товара, уцененного товара, для продаж с использованием карточек покупателя (предварительный заказ, торговля по образцам, оптовая накладная);
- кроме торгового процесса, штриховое кодирование используется для учета движения материальных ценностей внутри “Максидома” - основных средств, материалов и МБП (малоценных быстроизнашивающихся предметов).
По мнению Андрея Китавцева, директора фирмы “Пролинт Плюс” (Петербургского представительства московской компании “ДатаСкан”) *1, поставлявшей ШК-оборудование для “Максидома”, здесь удалось создать действительно современный программно-аппаратный комплекс, эффективно использующий все возможности ТШК. Так, в двух магазинах на сегодняшний день применяется более 50 сканеров, 20 переносных мобильных терминалов сбора данных, 50 термопринтеров для печати ШК.
_____
*1. “ДатаСкан” активно продвигает ТШК по всему СНГ; решения для строительных супермаркетов, помимо двух столиц, реализованы также в Екатеринбурге, Кызыле и других городах.
Рабочее место продавца в торговом зале оснащено всем необходимым, начиная от телефона и заканчивая термо-принтером. Кассовые узлы (в первом магазине 16 POS-терминалов Omron, во втором - 17 POS-терминалов Siemens) располагают полным комплектом средств для того, чтобы минимизировать ручной ввод данных. На кассовом узле используются отечественные POS-терминалы “Аккорд”. Ряд операций (инвентаризация, сверка ценников и т. п.) проводится с помощью мобильных терминалов MS-15 (DataLogik) и PDT3100 (Sumbol), активно осваиваются новые устройства - радиосканеры DLL6110 (DataLogik), поставляются беспроводные терминалы SPT1740 (Sumbol). Кроме того, используются дисконтные карты, карточки покупателя (продавец торгового зала с помощью мобильного терминала заносит ШК выбранных изделий в систему и вручает покупателю специальную карточку с ШК, который соответствует собранному таким образом заказу; на кассовом узле сканированием этой карточки кассир вызывает на дисплей перечень отобранных товаров, а на складе тем временем комплектуют заказ) и другие схемы.
На участке приема товаров установлено оборудование, обеспечивающее как работу с имеющимися на товарах ШК (лазерные сканеры, мобильные терминалы), так и генерацию собственных кодов: так, складские принтеры Zebra обладают производительностью в 2,5 раза выше, чем принтеры Eltron в торговом зале.
Петербургский “Максидом” сегодня является одним из самых современных предприятий торговли города, здесь ИТ и ТШК - основа всего бизнеса.
“Максидом”
ООО “Максидом” является совместным проектом петербургской фирмы “Лаверна” (оптово-розничная торговля отделочными материалами и товарами для дома; основана в 1991 г.) и компании “Текком” (организация и управление складскими комплексами; на рынке с 1989 г.).
Общая площадь торговых залов более 20 000 кв. м, площадь складов - 10 000 кв. м. В ассортименте магазинов “Максидом” - около 60 000 наименований товаров. Поставщиками являются более 600 российских и иностранных производителей. Ежедневно магазины “Максидом” посещает более 7 тыс. человек. Месячный оборот - свыше 60 млн. руб.
В ближайшие годы планируется построить еще несколько таких же магазинов в различных районах города.