Татьяна Кулешова-Черноплекова: “В маркетинге очень важна интуиция!”
В продолжение рассказа о замечательных женщинах ИТ-бизнеса мы беседуем с Татьяной Кулешовой-Черноплековой, директором по маркетингу компании RRC.
Татьяна Кулешова-Черноплекова
PC WEEK: Татьяна, свои сегодняшние интервью мы начинаем с темы детства: кем вы мечтали стать и что вас привело в компьютерный бизнес?
Татьяна Кулешова-Черноплекова: По складу я скорее филолог. Мне всегда хотелось общаться с людьми, изучать языки, историю, литературу. Поэтому я окончила филологический факультет Московского педагогического института. Затем 13 лет работала в Министерстве внешних экономических связей в должности инокорреспондента - человека, взаимодействующего с внешним миром. Дослужившись до старшего инокорреспондента, т. е. руководителя группы, поняла, что перспектив дальнейшего роста нет. Ну еще один заказчик, еще один завод+
Поэтому в 1991 г. я ушла в московское представительство компании Hewlett-Packard. Тогда оно располагалось на Покровском бульваре и было не столь многочисленным, как сейчас. Я была двадцать седьмая по списку. В отдел персональных компьютеров и периферийных устройств я пришла третьей - после Сергея Забелина (он сейчас в “Интеркомсервисе”) и Владимира Якименко (перешел в Cisco Systems). В HP я проработала почти восемь лет, а когда уходила, московское представительство уже насчитывало около 260 человек. Почему ушла? Скажу честно: мне стало трудно. У меня не было помощников. В отделе персональных компьютеров я занималась PR и рекламой одна (насколько я знаю, сейчас мои функции распределили между несколькими специалистами!). А ведь правильное формирование маркетингового бюджета - сложнейшая задача. Добавьте к этому 27 продуктовых линеек, взаимодействие с тремя российскими рекламными агентствами и тремя европейскими маркетинговыми центрами, общение со средствами массовой информации и т. д. Одним словом, я решила отдохнуть!
Но какой-то внутренний голос позвал меня на осеннюю выставку Internetcom-98. Купила билет в кассе и пришла туда просто как посетитель - и встретила очень много друзей, которые, естественно, поинтересовались, где я сейчас. Я отвечала - дома, отдыхаю. А они в один голос говорили: “Как ты можешь вести такой образ жизни? Это не для тебя!”. Ну и так далее+ Потом было несколько деловых предложений. Я откликнулась на зов RRC. Масштаб деятельности этой компании исключительно велик: свыше 15 официальных поставщиков, около 2000 партнеров, четыре зарубежных филиала. Что же касается конкретно моей работы, то если в HP моя записная книжка насчитывала около 600 активных “контактов”, то в RRC я регулярно взаимодействую не менее чем с 400 “внешними” специалистами (из них одних только журналистов - около полутора сотен!).
PC WEEK: И еще один “типичный” вопрос: кому проще быть директором по маркетингу - мужчине или женщине?
Т. К.-Ч.: На мой взгляд - женщине. В маркетинге очень важны также такие свойства, как интуиция, вкус, чувство меры, творческое начало, ощущение партнера, эмоциональная сторона переговоров. Женщине всегда проще разговаривать с мужчиной - хотя бы потому, что они склонны нам многое прощать. Вот финансовый директор - скорее мужская должность. Но это мое личное мнение.
PC WEEK: Легко ли совмещать служебные обязанности с ведением домашнего хозяйства?
Т. К.-Ч.: Скажу откровенно: быть топ-менеджером (например, директором по маркетингу) и при этом в полную силу вести домашнее хозяйство невозможно (я, например, часто прихожу домой очень поздно). Ведь в сутках всего 24 часа. Тут уж ничего не поделаешь. Поэтому всегда надо помнить, что определенную часть зарплаты “бизнесвуменша” должна отдать тем, кто будет помогать ей с готовкой, хождением по магазинам, общением с коммунальными службами и т. д.
PC WEEK: Домашние терпят такой режим вашей работы?
Т. К.-Ч.: Относятся с большим пониманием. Мой муж тоже очень много работает, он математик, окончил Физтех, лауреат премии правительства России в области науки и техники, проводит оценки промышленной и экологической безопасности в нефтяной и газовой промышленности как в нашей стране, так и за рубежом. У нас в семье трое мальчишек - 18, 15 и 12 лет. Так вот, они видят, как работают взрослые, и понимают: для того, чтобы в этой жизни чего-то добиться, надо много и упорно трудиться.
PC WEEK: Итак, вы считаете, что сверхдлинный рабочий день - нормальное явление?
Т. К.-Ч.: Да, я так считаю. Главное - чтобы труд не был наказанием, чтобы он приносил не только материальное, но и моральное удовлетворение. Ведь поставить себе задачу, определить пути ее решения, выполнить все задуманное и порадоваться результату - это потрясающее удовольствие!
PC WEEK: Что вы больше всего цените в начальниках?
Т. К.-Ч.: Инициативность и способность взять на себя ответственность за свои решения. Ведь не секрет, что есть люди, которых ответственность давит, и нести ее они не могут.
PC WEEK: А что в подчиненных?
Т. К.-Ч.: Цепкость, хватку, усидчивость, упорство, способность работать в команде, уменье выдерживать сроки. Но хочу заметить: нет в чистом виде подчиненных, как и начальников.
PC WEEK: Какие качества вы цените в мужчинах?
Т. К.-Ч.: На первое место я ставлю обязательность. Какой бы умный человек ни был, если он необязателен - общаться с ним просто невозможно! Чисто по-человечески я обожаю людей остроумных, хотя именно у них почему-то всегда наблюдаются элементы некоторого разгильдяйства.
PC WEEK: Чем занимаетесь в свободное время?
Т. К.-Ч.: В субботу или воскресенье, если нет особых дел по хозяйству, люблю полежать с хорошей книжкой на диване, желательно в полной тишине. Люблю также вязать или шить что-нибудь. Цветы ужасно люблю разводить (у меня дома своего рода зимний сад). Если бы была возможность - наверное, только цветами и занималась бы. Из книг предпочитаю классику.
Я была практически во всех странах Европы, в Северной Америке, Африке и Австралии.
PC WEEK: А что вы пожелали бы нашим читателям?
Т. К.-Ч.: Я хочу пожелать, чтобы нам не мешали работать. Почему-то принятие многих законов, необходимость которых очевидна практически всем, откладывается в долгий ящик. В то же время издается масса нормативных актов, отнюдь не способствующих развитию предпринимательства и повышению уровня благосостояния граждан. Я не политик, но не понимаю, почему народные избранники (а среди них есть представители практически всех слоев общества) не чувствуют нужды среднего класса+
PC WEEK: Спасибо за беседу.
С Татьяной Кулешовой-Черноплековой беседовал специальный корреспондент еженедельника PC Week/RE Владимир Митин.