Статья только в электронной версии журнала
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ // ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ
Кого там пугает федеральный стандарт по эргономике? Только не Кена Айерса: ему уже приходилось решать проблемы, связанные с выдвижением новых требований со стороны регулирующих органов.
В 1998 г., будучи директором по контролю над потерями и выполнению нормативных требований в подразделении профессиональных рисков больничной сети Catholic Healthcare West (Сан-Франциско, шт. Калифорния), он участвовал в разработке программы эргономических мероприятий в связи с утверждением эргономического стандарта штата Калифорния. С тех пор Айерс не выпускал из виду процесс формирования аналогичного федерального стандарта, чтобы заблаговременно подготовиться к его внедрению в своей организации.
Новый федеральный стандарт был одобрен Администрацией профессиональной безопасности и здоровья США (Occupational Safety and Health Administration, OSHA) в ноябре прошлого года. По оценке этого ведомства, около 60 млн. работников (более половины подпадающих под действие нового закона) трудятся на предприятиях, где еще предстоит навести порядок с точки зрения эргономики.
Последний срок, к которому работодатели обязаны выполнить требования стандарта, распространяющегося на 102 млн. работников по всей стране, - 14 октября 2001 г. В течение следующих 10 лет, по прогнозу OSHA, работодателям придется попытаться вдвое снизить опасные нагрузки на скелетно-мышечную систему 18 млн. работников, что обойдется им приблизительно в 4,5 млрд. долл. в год. Однако представители некоторых отраслевых групп, таких, как Торговая палата США, намерены оспаривать новый стандарт в суде, поскольку считают, что в действительности выполнение его требований потребует вложения до 90 млрд. долл. в год.
В Catholic Healthcare West уже действует программа по эргономике и отработаны процедуры отчетности по опасным нагрузкам, так что Айерсу нужно лишь привести их в соответствие со стандартом. А вот многим другим организациям придется поторопиться, чтобы успеть с “эргономизацией” к установленному сроку, когда они должны будут ознакомить работников с нормами нового стандарта и дать им базовые знания о профессиональных заболеваниях вроде синдрома лучезапястного канала, воспаления сухожилий и травм спины, которые могут стать следствием несоблюдения требований эргономики.
“Всем пора готовиться к новой жизни, - говорит Лейн Деннард из юридической фирмы King & Spalding (Атланта, шт. Джорджия), специализирующийся на вопросах организации труда и занятости населения. - Тем, у кого еще нет соответствующих программ в области эргономики, придется всерьез этим заняться”.
Одна из трудностей на этом пути - распределение ответственности за решение эргономических проблем. В большинстве крупных организаций она может быть возложена на отделы охраны труда. Так, в частности, произошло в Catholic Healthcare West, где подразделение, занимающееся вопросами профессиональной безопасности и здоровья, курирует также и программу по эргономике.
Некоторые компании могут поручить значительную часть работы по реализации и соблюдению требований эргономики своим ИТ-подразделениям. В фирме Pitney Bowes (Стэмфорд, шт. Коннектикут), например, специальная ИТ-группа по эргономике находится в ведении корпоративной службы безопасности и здоровья. Как поясняет старший инженер по охране труда в этой компании Питер Льюис, ИТ-служба должна учитывать нормы эргономики при покупке оборудования.
Кроме того, ИТ-подразделения могут и должны более активно вести профилактическую работу. В конце концов именно они занимаются настройкой и эксплуатацией компьютеров, нередко являющихся причиной расстройства здоровья, - аргументирует свое мнение Марк Лоуренс, сертифицированный специалист по эргономике из Санта-Круса, шт. Калифорния. ИТ-подразделения могут поделиться своими знаниями и опытом как в обращении с компьютерным оборудованием, так и в части негативных последствий интенсивной работы с ЭВМ. “Эти люди устанавливают и настраивают оборудование, и они знают, кто является наиболее активным пользователем компьютеров”, - продолжил Лоуренс. Хотя всю ответственность, очевидно, должна нести какая-либо одна из корпоративных структур, это, по его мнению, не означает, что другие подразделения могут не участвовать в выполнении работ. Каждому предприятию необходимо создать рабочую группу из 4-10 человек, в которую следует включить и представителей рабочих коллективов, с тем чтобы они имели возможность внести свою лепту в решение проблемы организации труда. “Эргономика, - подчеркнул Лоуренс, - дело общее. Речь должна идти не столько о программе, сколько о перманентном процессе”.
Вопросы эргономики оказываются непростыми даже для тех, кто уже приступил к их решению. Так, Айерс из Catholic Healthcare West жалуется, что, хотя его организация в целом осуществляет эргономическую программу в течение последних двух лет, некоторые из 48 входящих в нее госпиталей резко снизили активность после первоначального периода обучения и распространения знаний. Как только вступит в действие федеральный стандарт, он и его команда намерены добиться назначения в каждом госпитале ответственного за распространение эргономических знаний. Таким образом Catholic Healthcare West хотела бы избежать превращения своих работников в пациентов.
К чему обязывает новый стандарт
Новый федеральный стандарт требует, чтобы к 14 октября 2001 г. каждый работодатель был готов предоставить своим работникам основные сведения о том, какие нагрузки могут оказаться опасными для их здоровья и привести к таким заболеваниям, как синдром лучезапястного канала и воспаление сухожилий. В ответ на обращение работников, испытывающих подобные нагрузки, работодатель обязан разработать полную программу претворения в жизнь требований эргономики, которая должна предусматривать:
- назначение ответственного за вопросы эргономики и извещение персонала об опасных нагрузках;
- анализ факторов риска на конкретном рабочем месте и управление ими с последующим распространением опыта такого управления на все рабочие места, где сотрудниками выполняется аналогичная работа;
- обучение персонала, которое должно начинаться не позднее, чем через 90 дней со дня получения работниками должностных инструкций, и повторяться каждые три года;
- привлечение профессионалов в области здравоохранения для оценки ситуации и наблюдения за ее последующим развитием, а также для наложения ограничений на выполнение работ, небезопасных с эргономической точки зрения, до устранения неблагоприятных для здоровья факторов;
- пересмотр программы по эргономике не реже чем раз в три года; д ведение регистрационных записей на бумаге или в электронной форме и их хранение в течение трех лет (для компаний со штатом 11 человек и более).
Источник: OSHA
Полный текст стандарта опубликован по адресу: www.osha-slc.gov/ergonomics-standard/index.html.