Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ФКС не смогла помочь покупателям с ограниченными финансовыми ресурсами

В январе закончился крупнейший в истории США аукцион по продаже радиочастот, чистая выручка с которого оказалась выше 16,8 млрд. долл. Но эти блестящие итоги не затмевают того факта, что из-за расплывчатой интерпретации новых правил Федеральной комиссии по связи (ФКС) многие небольшие компании чувствуют себя отстраненными от процесса.

На аукционе по C- и F-блокам частотного спектра PCS (Personal Communications Service) в общей сложности предлагались 422 лицензии, охватывающие 195 территориальных рынков США, включая Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Бостон и Вашингтон.

Чтобы обеспечить честный бизнес, 170 лицензий предназначались исключительно для предпринимателей, т. е. для тех компаний, чьи валовые годовые доходы в последнюю пару лет не превышали 125 млн. долл. Участник торгов со средним (за последние три года) валовым доходом меньше 40 млн. долл. получал 15%-ную скидку с окончательной стоимости, а при среднегодовых доходах меньше 15 млн. долл. размер скидки составлял уже 25%.

Таким образом организаторы аукциона хотели предоставить небольшим компаниям шанс выйти на более масштабные рынки, ибо крупные корпорации имеют возможность развернуть на базе своих частот большее количество служб.

“На этом аукционе мы частично изменили правила”, - сказала Розмари Кэбрал, юрист ФКС (Вашингтон).

Но несмотря на все эти усилия несколько мощных компаний все же окольным путем захватили диапазон, теоретически зарезервированный для более мелких игроков.

Крупные приобретения достались группе Cellco, которую поддерживали фирмы Verizon Wireless и Vodafone Group. Ей перепали желанные лицензии по Нью-Йорку, Чикаго и Лос-Анджелесу. Неплохо сыграли и две меньшие фирмы, Alaska Native Wireless и Salmon PCS, прихватившие частоты, выделенные для Лос-Анджелеса, юго-западных штатов и ряда других местных рынков США.

Обе эти компании относились к категории “очень маленькие” (“very small”), и им полагалась скидка в 25%. Однако на аукционе интерес к ним проявил крупный бизнес. Так, 39,9% капитала Alaska Native владеет AT&T Wireless Group, собирающаяся воспользоваться и частью доставшегося той спектра. А фирма Cingular Wireless (совместное предприятие, образованное беспроводными службами компании SBC Communications и корпорации BellSouth) поддерживала Salmon PCS.

Этим был нанесен ущерб другим компаниям категории “very small”, выбывшим на ранних стадиях аукциона из-за ограниченных финансовых ресурсов. К примеру, фирма Allegheny Communications (Питтсбург), соперничавшая с Southwestern Bell, в надежде приобрести частоты для Сан-Антонио, вышла из игры после того, как ставки превысили ее бюджет в 20 млн. долл. и почти достигли 40 млн. долл. В результате лицензии на этот рынок достались Leap Wireless International и DCC PCS: первую поддерживал крупный производитель компонентов сотовой аппаратуры Qualcomm, а вторая является дочерним предприятием корпорации Dobson Communications, которой владеет AT&T Wireless.

Ну а Allegheny Communications собирается по этому поводу предъявить судебный иск.

Официальные лица ФКС пояснили, что окончание торгов еще не является завершением аукциона. Теперь каждый покупатель должен заполнить форму, разъясняющую процедуру торга. Эти формы просмотрит комиссия, чтобы на основе сопоставления удостовериться в соблюдении всех правил.

Между тем фирма NextWave Telecom продолжает свой юридический спор с ФКС по вопросу частот. Она выиграла лицензию в 1996 г., но не выполнила обязательств по платежам, объявив в 1998-м о банкротстве. В 1999-м ФКС аннулировала ее лицензию. Однако NextWave все еще притязает на законное право пользоваться прежней полосой.

Вдобавок к проблемам, возникшим после последней распродажи частот, небольшим операторам беспроводной связи в будущем грозит еще большая опасность вымирания, потому что ФКС думает ликвидировать ограничения по диапазону. Нынешние правила воспрещают одной компании владеть более чем 45 МГц спектра на рынке одного города или 55 МГц в одном сельском районе. В конце января ФКС выпустила “Извещение о предлагаемом регулировании” (Notice of Proposed Rulemaking), где просит общественность высказать мнения о перспективе расширения этих рамок.

Аналитики считают неминуемым слияние многих беспроводных компаний и служб, однако смягчение ограничений несомненно ускорит этот процесс.

Пока же ФКС улаживает вопросы другого предстоящего аукциона, уже по полосе 700 МГц, который, возможно, станет еще крупнее, чем последний PCS-аукцион, поскольку будет касаться спектра систем мобильной связи третьего поколения.

Суть проблемы состоит в том, что на волнах 700 МГц уже работает ряд станций кабельного телевидения, сохраняющих право на них до 2006 г. или до тех пор, пока не получит широкого распространения цифровое ТВ, - в зависимости от того, что произойдет раньше.

В январском документе ФКС воздевает руки и говорит, что частный сектор сам определит механизмы разделения частот, удовлетворяющие нуждам как телевещания, так и потенциальных владельцев новых лицензий на диапазон 700 МГц. Эти слова можно расценить не иначе, как следующим образом: компания, покупающая спектр, должна придумать, как выгнать его существующих владельцев, - с помощью набитого деньгами ботинка или частных договоренностей по обмену каналами.

Версия для печати