ТВОРЧЕСТВО

В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол “Что есть сетевое искусство и где его Net”. Идея проведения встречи принадлежит одному из основателей Российской академии Интернета (РАИ), координатору Национальной Интел Интернет премии Анатолию Прохорову. Форум прошел в Петропавловской крепости на территории петербургского фонда культуры и искусства “Институт ПРО АРТЕ” (www.proarte.spb.ru). Вел дискуссию директор студии “Арт Медиа”, он же главный редактор сетевого журнала “Арт-Питер” (www.artpiter.spb.ru) Николай Кононихин. Поводом для встречи послужила церемония вручения Национальной Интел Интернет премии, прошедшая 1 марта в Москве. Этому событию предшествовала напряженная работа отборочной комиссии, которая просматривала заявленные к участию сайты. Следует заметить, что номинация “Сетевое искусство” впервые была учреждена лишь в этом году, поэтому неудивительно, что тем для обсуждения за круглым столом было хоть отбавляй.

Выяснилось, что назрела насущная необходимость в определении самого понятия “сетевое искусство”. В процессе работы отборочной комиссии члены ее смогли дать лишь определение “от противного”, т. е. через перечисление того, что подобным искусством не является. И хотя участникам круглого стола так и не удалось сформулировать единое определение, есть надежда, что питерская встреча будет началом консолидации российского Net-Art сообщества.

По словам московского медиа-исследователя Ольги Горюновой, сетевое искусство, или Net-Art, имеет достаточно солидный возраст. Есть красивая история о том, что в результате ошибки почтовой программы сетевой художник Вук Чосич получил сообщение, состоявшее из бессмысленного набора случайных символов с одним-единственным осмысленным сочетанием “Net.Art”. Точка, разделяющая слова Net и Art, также долгое время служила предметом полемики.

К существенным особенностям Net-Art все участники встречи отнесли использование в арт-произведениях сетевых технологий, которые, с одной стороны, способствуют интерактивному взаимодействию с аудиторией, а с другой - не позволяют существовать произведениям этого жанра вне Сети. Телекоммуникационный художник и координатор проектов сервера Guelman.Ru (www.guelman.ru) Сергей Тетерин внес предложение назвать аудиторию сетевого искусства абонентами, а не зрителями и даже не пользователями. Анатолий Прохоров выразил мнение, что проблемой российского Net-Art является отсутствие единого культурного пространства и возможности полноценного общения сетевых художников как между собой, так и со своей потенциальной аудиторией. По мнению художника Андрея Великанова (velikanov.ru), бессмысленно определять сетевое искусство (как и искусство вообще), отталкиваясь от какой-либо технологии. Более того, в его понимании Интернет и Сеть - совершенно разные вещи. В отличие от технологического Интернета, Сеть - сложный виртуальный мир, глобальная информационная среда, которую и следует называть “медиа”. Художника, работающего в этой среде, можно было бы именовать медиумом, посредником, соединяющим два мира.

В заключение Николай Кононихин призвал коллег исходить из того, что в сегодняшнем мире, в том числе мире Интернета, выживание художника зависит не столько от процесса создания произведений, сколько от освоения новых территорий и способов “потребления” сетевого искусства. Собственно, Сеть и является полигоном для испытания новых стратегий “потребления”, но сетевым художникам, считает Николай Кононихин, нельзя замыкаться лишь в ней. Им необходимо искать и находить путь к зрителю через традиционные оффлайновые выставки. Однако для этого потребуется решить проблему создания визуальных образов, адекватных сетевым произведениям и пригодных для восприятия традиционными зрителями, а не только “абонентами”.

 

От редакции

Эдуард Пройдаков

У нас, конечно же, есть свой взгляд на сетевое искусство, с ним можно познакомиться на сайте www.art-gallery.ru, где, кстати, впервые в РУНЕТЕ представлена сценография.

Версия для печати