Статья только в электронной версии журнала
ПОЗИЦИЯ
Чтобы понять разницу между принципиальным утверждением и банальностью, достаточно инвертировать спорное заявление и посмотреть, не станет ли результат абсурдным. Если обратное утверждение никто не сможет поддержать, значит, перед нами обычный стереотип, вокруг которого просто невозможно развернуть дискуссию. Именно так мы восприняли заявление Microsoft насчет лицензирования ПО с открытым кодом: это - продукт заурядного мышления, но никоим образом не принцип.
Кому-то может показаться, будто мы проявили излишнюю снисходительность, дав вице-президенту Microsoft Group Джиму Олчину возможность еще раз высказаться по поводу модели с открытым исходным текстом. В своем интервью, о котором он просто не может не пожалеть, Олчин назвал открытый код “разрушителем интеллектуальной собственности” да еще и добавил: “Я не могу себе представить ничего худшего для всей индустрии ПО”. С таким мнением мы никак не можем согласиться.
Именно программы с открытым исходным текстом способны вернуть эту отрасль к рыночным отношениям. Ведь в последнее десятилетие здесь все решала одна-единственная компания, которая сама определяла, какие новшества нужны пользователям, когда и по какой цене. Многих покупателей информационных систем сегодня буквально ошеломляет та огромная масса сложных функций, что наросла поверх зыбкого фундамента устаревшего, но все еще недоступного заказного кода.
Жертвой такого положения в конце концов стала сама отрасль программного обеспечения. Опытные специалисты ИТ каждое новое “обновление” воспринимают весьма подозрительно, а индивидуальные пользователи попросту боятся устанавливать новые приложения на свои работоспособные системы. Косвенно страдают от этого и производители аппаратных средств.
Открытый код призван восстановить рыночную среду, где потенциальный потребитель мог бы подтолкнуть потенциального производителя к выпуску нужных ему новинок, причем по доступной цене.
А вот еще одно заявление Олчина, которое никак не выдерживает нашего теста на банальность: “Я - американец и верю в американский путь”. Что он хотел этим сказать? Что программы с открытым кодом носят неамериканский характер?
А что он имел в виду, когда говорил: “Мы способны создать лучший продукт, чем Linux”? Может, к этому стоило бы добавить: “Если, конечно, хакеры - энтузиасты открытого кода перестанут совершенствовать Linux абсолютно бесплатно”? Мы предлагаем Олчину выразиться поточнее. Как-то он пообещал подготовить доклад на данную тему. Что ж, будем ждать этого события с нетерпением.
Пока же нам нравится только то, что Олчин отдал предпочтение лицензии BSD. Перенос исходного текста здесь не связан с юридическими тонкостями, которые могли бы “запачкать” продукты, создаваемые на фундаменте открытого кода. При таком подходе ПО, созданное на деньги налогоплательщиков, может стать хорошей основой для продуктов любого рода - как с общедоступным кодом, так и фирменных. В целом нам это нравится, но звучит пока не слишком убедительно. Пусть сначала кто-нибудь (кто первый заварил кашу!) даст гарантии, что заказное ПО, оплаченное налогоплательщиками, соответствует американской идее...