ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из основных направлений использования компьютерных технологий в системе образования можно назвать дистанционное тестирование. Ему была посвящена конференция “Тестовые технологии и Единый экзамен”, проходившая на V Московской международной выставке “Школа-2001”. Дискуссию о необходимости Единого экзамена, совмещающего выпускные в школах и вступительные в вузах, о возможности использования тестовых технологий при его проведении и их преимуществах перед устным и письменным контролем знаний учащихся вел профессор, д. п. н. МГУ Александр Георгиевич Шмелев. Обкатку новой образовательной технологии (Единого экзамена) планируется начать в Чувашии, Мордовии, Марий Эл и Якутии в 2001-2003 гг. Учащимся предложат ответить на вопросы, после чего на компьютерах будет производиться обработка ответов и вычисление процента правильных ответов. Единственная трудность, с которой столкнутся в школах при внедрении Единого экзамена, - необходимость покупки сканеров для распознавания ответов учащихся (тесты выпускники получат в бумажном варианте, так как не во всех школах есть компьютеры).

Надо сказать, что в России уже есть опыт компьютерного тестирования (первый раз оно состоялось весной 1997 г.) - это проект “Телетестинг”, организованный Центром довузовского обучения МГУ им. М. В. Ломоносова и Центром тестирования “Гуманитарные технологии”. Основные цели “Телетестинга” - контроль знаний старшеклассников, аттестация выпускников школ, выявление способных молодых людей и содействие их поступлению в лучшие вузы страны. Именно использование современных компьютерных технологий позволяет найти одаренных старшеклассников в разных, в том числе и отдаленных, регионах России. В проекте предусмотрена одновременная реализация четырехуровневой защиты данных от преднамеренных искажений и фальсификаций. Все рабочие контакты с региональными представителями, обработка результатов тестирования производятся по каналам сети Интернет, что обеспечивает быстроту получения результата. Итоги работы по проекту “Телетестинга” позволяют говорить о востребованности компьютерных технологий для проведения выпускных и вступительных экзаменов и реальной полезности данной формы оценки знаний.

Хотя вопрос об обязательном введении Единого экзамена, очевидно, будет решен не скоро, тем не менее до начала эксперимента осталось всего ничего.

От редакции. Вопрос с Единым экзаменом не так прост. Есть плюсы, но, боюсь, что опять получится по Черномырдину - “хотели как лучше...” Вместо развития сообразительности будет производиться натаскивание.

Представим себе, что мы, имея систему распознавания речи, автоматизировали сдачу экзаменов в театральный институт.

Разумеется, что из большей половины сдавших экзамен артистов не получится. Хороший экзаменатор ведь смотрит не только что, но и как.

Эдуард Пройдаков

Версия для печати