ОБРАЗОВАНИЕ

Один мой знакомый (уже очень пожилой человек) как-то рассказывал, что было время (десятилетия назад), когда молодые ребята, особенно из деревень, стремились в армию, потому что там обучали хорошим профессиям, например вождению машины, что тогда казалось недостижимой мечтой.

Я вспомнил об этом, прочитав пару статей о том, что в США создается армейский университет, в котором можно будет через Интернет получить дополнительное образование. В США высшее образование стоит очень дорого, и подобная возможность станет дополнительным стимулом для военнослужащих, как моральным, так и материальным.

Американские проекты выглядят весьма масштабно.

Собственно строительством армейского Интернет-университета займется фирма PricewaterhouseCoopers, выигравшая тендер на реализацию проекта, в сотрудничестве с десятками технологических компаний и университетов. Стоимость проекта, рассчитанного на пять лет, - 453 млн. долл., он будет иметь до 1,5 тыс. курсов и охватит от 15 тыс. военнослужащих в 2001 г. до 1 млн. человек в будущем.

Другой проект, ориентированный на техническое обучение, финансируется военно-морским флотом: Lockheed Martin создает прототип проекта стоимостью 2 млн. долл., в целом ожидается, что проект может потянуть более чем на 600 млн. долл.

Вообще в США и по миру идея электронного обучения (e-learning) приобретает все большую популярность.

По одной из оценок, расходы только федерального правительства США на электронное обучение будут расти на 34% ежегодно (с 200 млн. долл. в 2000 г. до 850 млн. долл. в 2005 г.).

Содержание термина e-learning (“электронное обучение”), как всякого нового термина, еще не очень четко определено.

Я понимаю электронное обучение в данном случае максимально широко - как обучение с использованием электронных технических средств, а не только книг. Естественно, что приведенные оценки затрат в сотни миллионов долларов относятся к более узко понимаемому электронному обучению, связанному непосредственно с компьютером.

Главная черта электронного обучения, с одной стороны, - максимальное приближение к традиционному обучению с преподавателем, а с другой - “тиражирование преподавателей” с помощью технических средств и использование коммуникаций для сдачи тестов и экзаменов. В этом случае электронное обучение намного шире, чем обучение по Интернету или с помощью ПК, потому что включает все формы, в том числе применение телевидения, видео, магнитофонов и других вспомогательных средств.

Электронный университет для Российской армии

Идея дистанционного обучения в армии широкому кругу предметов выглядит очень привлекательной для России. “Очень привлекательной” означает в данном случае буквально, что она выгодна всем потенциальным участникам и при этом ее осуществление вполне реально.

Кто мог бы участвовать в таком проекте:

1) представители компьютерного бизнеса. Крупные проекты подобного рода могут очень сильно помочь развитию систем электронного обучения в целом. В этих проектах будут задействованы по большей части российские ресурсы, что станет дополнительным стимулом для роста российской компьютерной промышленности.

2) военнослужащие. Обучение в армейском университете позволит им не только не потерять имеющиеся знания, но и получить дополнительные. Это сделает армию более привлекательной и одновременно более полезной для служащих;

3) университеты. Центры обучения, вовлеченные в подготовку учебных курсов, несомненно выиграют от участия в таком проекте. Но еще важнее то, что усовершенствование технологии электронного обучения способно помочь российским вузам развернуть платные образовательные услуги по стране и выйти на мировой рынок образования через Интернет и другие электронные технологии.

4) военное руководство. Для военных руководителей подобный проект мог бы стать хорошей возможностью для привлечения молодых людей в армию, так как служба для индивидуальных призывников будет не только принудительной, но и в каком-то смысле интересной и полезной.

5) общество в целом. В экономической теории считается банальностью, что образование одна из самых выгодных областей вложений средств в долгосрочном плане. Более образованные граждане имеют более высокие доходы, легче находят работу, дольше живут и т. д.

Контуры проекта

Что преподавать в электронном университете? Мне кажется, что целесообразно было бы начать с обучения практическим вещам, не имеющим отношения к военному делу. Практичность важна, чтобы заинтересовать обучающихся, проект будет более привлекательным, если слушатели получат реальные преимущества в будущем. А кроме того, в этом случае не надо будет думать о секретности, что особенно на ранних этапах способно усложнить или существенно задержать реализацию проекта.

На мой взгляд, начать можно с обучения работе на компьютере, курсов иностранных языков и маркетинга, а затем перейти к традиционным университетским предметам: химии, юриспруденции и пр.

Овладение военнослужащими навыками работы на компьютере и в Интернете сразу расширит базу пользователей Интернета, нуждающихся в ПК, на миллионы человек за несколько лет, причем в группе молодых и социально активных людей. Поскольку это в интересах компьютерного бизнеса, то он мог бы спонсировать проведение какой-то части работ по осуществлению проекта.

Какие технические решения использовать. Впрочем, может оказаться, что Интернет и компьютеры - это слишком дорогие технические решения, особенно в условиях неразвитой инфраструктуры нашей российской армии, и стоит начать с использования видеомагнитофонов для преподавания соответствующих предметов и сдачи экзаменов по почте. Более совершенное, основанное на Интернете обучение будет развернуто на следующих шагах по мере развития инфраструктуры и формирования интереса к технологии и образованию в армии.

Видео полезно в армии еще и потому, что не требует таких усилий и напряжения, как чтение книг, просмотр видео привлекателен сам по себе, что опять же повышает интерес к обучению.

Заключение

Во времена Пушкина военные в России имели репутацию одного из самых образованных слоев общества. Очевидно, что периоды кровопролитных войн, которыми был перенасыщен XX век, не располагали армию к блистательной образованности. Собственно, в XVIII веке при профессиональной армии военная тактика предполагала маневренность и относительно малые потери, потому что подготовка солдата, служившего пару десятилетий, стоила дорого, занимая много времени. Наполеон, воспользовавшись первым в современной истории подъемом патриотизма, получил возможность невиданно массового добровольного призыва в армию, соответственно он не боялся больших потерь, и их масштаб стал совершенно другим. Связь между легкостью мобилизации и количеством жертв конфликтов стала еще более заметной в последующие десятилетия, вплоть до второй мировой войны. Соответственно высокая образованность армии даже как гипотеза выглядела неуместно.

XXI век может стать периодом благоденствия и мира, а в такое время интерес к получению дополнительного образования в армии может возрасти. Армия будет рассматриваться как место, где получают не только профессиональные навыки, связанные с обороной страны, но и вполне мирные профессии. В такой перспективе создание университетов в армии - дело перспективное, а его “электронность” - просто наиболее экономичный вариант реализации этой идеи. C автором статьи можно связаться по E-mail: lmalkov@cogitum.com.

Литература

1. Distance Learning Revs Up Integrators. By Gail R. Emery. Washington Technology. January 08. 2001, v. 15, N 19. http://www.washingtontechnology.com/news/15_19/workplace/15079-1.html.

2. PricewaterhouseCoopers Wins $453 Million Army E-Learning Contract. By Gail R. Emery. Washington Technology, December 14. 2000. www.washingtoutechnology.com/news/1_1/dialy_news/15026-1.html.

3. www.earmyu.com.

Версия для печати