Состояние и проблемы формирования информационного общества в странах с различным уровнем экономического развития
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
Несмотря на то что потенциал информационного общества (ИО) далеко не полностью изучен и реализован, уже ясно, что наряду с несомненно позитивным общим влиянием на экономический рост и общественное развитие информатизация порождает серьезные негативные явления. Наиболее масштабным из них, причем влекущим за собой далеко идущие отрицательные последствия, является расслоение общества еще по одному признаку. Речь идет о том, что помимо существенных различий в экономическом, социальном и культурном развитии государств (а также отдельных слоев населения в рамках одного государства) мы теперь сталкиваемся с так называемым информационным, или цифровым, расслоением (digital divide).
Оценка состояния стран мира по уровню информатизации
Главная опасность нового вида расслоения заключается в том, что в условиях глобализации мировой экономики дифференциация стран по темпам приобщения к передовым современным технологиям может затормозить общемировое развитие. Некоторые эксперты ООН считают, что если страны, накопившие значительный потенциал в области ИТ, не поделятся своими знаниями с отстающими государствами и не приложат усилий для вовлечения их в общий процесс, то это серьезно осложнит международные отношения. Между тем ограниченность мировых ресурсов не позволяет пока однозначно ответить на вопрос, что важнее - развитие информационных технологий для ускорения экономического и социального роста или удовлетворение насущных человеческих потребностей в питании, крыше над головой, образовании, лечении, чистой воде и т. п.
За последние 5-10 лет масштабы цифрового расслоения и его воздействие на развитие экономики и общества стали столь значительны, что эта проблема привлекла к себе внимание на самых высоких мировых уровнях (см. PC Week/RE, № 43/2000, с. 39). Достаточно отметить, что в рамках Совета ООН по экономическим и социальным вопросам осенью 2000 г. была сформирована специальная экспертная группа. Толчком к ее созданию послужило принятие главами государств “большой восьмерки” Окинавской хартии, а также результаты исследований специальной Рабочей группы DOT Force по использованию цифровых технологий (см. PC Week/RE, № 11/2001, с. 41).
Проблеме цифрового расслоения сегодня уделяют внимание во многих странах мира с различным уровнем экономического развития. Россия также не осталась в стороне и довольно активно занимается ею как на международном, так и на внутреннем уровнях (см. PC Week/RE, № 46/2000, с. 12). Хотя Российская Федерация относится к странам с переходной экономикой, многие из рассматриваемых ниже положений вполне актуальны и для нее.
Система индикаторов DOT Force
В начале марта 2001 г. в Кейптауне (ЮАР) состоялась пленарная встреча членов Рабочей группы (РГ) по использованию цифровых технологий, к которой эксперты подготовили промежуточный отчет (Global Bridges/Digital Opportunities, Draft Report of the DOT Force, Cape Town, South Africa, 1-2 March 2001). В нем представлена разработанная ими система индикаторов, позволяющих оценить степень цифрового расслоения государств.
Как подчеркнуто в Окинавской хартии, такое расслоение является следствием недостаточного развития в отстающих странах коммуникационной и компьютерной инфраструктуры, высокой стоимости в них доступа к коммуникационным услугам, отсутствия локального и местного контента и проявления ряда других факторов. Исходя из результатов многочисленных исследований, проведенных международными и национальными институтами и посвященных оценке готовности стран к переходу в информационное общество, эксперты РГ установили, что уровень информатизации государства однозначно зависит от уровня его экономического развития. Этот вывод позволил применить для классификации стран по доступности и использованию в них информационных технологий разработанную Всемирным банком классификацию стран по уровню годового дохода на душу населения:
- страны с низким доходом на душу населения (ниже 470 долл.);
- страны с доходом на душу населения ниже среднего мирового уровня (от 470 до 1190 долл.);
- страны с доходом на душу населения выше среднего мирового уровня (от 1190 до 4650 долл., в эту категорию входит Россия с показателем 2740 долл.);
- страны с высоким доходом на душу населения (выше 4650 долл.).
Опираясь на эту классификацию, эксперты РГ выбрали 16 показателей, позволяющих в совокупности охарактеризовать состояние любой страны мира с точки зрения уровня ее информатизации и расставить приоритеты при составлении программ и планировании конкретных мероприятий по преодолению цифрового расслоения государств. Затем для каждой из четырех категорий стран они определили значения этих показателей, сформировав матрицу, получившую название Индекс РГ DOT Force (см. таблицу). В ней все показатели выражаются в процентах от базовых значений, в качестве которых приняты соответствующие показатели США как наиболее развитой во всех отношениях страны (см. PC Week/RE, № 46/2000, с. 37).
Цели и приоритеты совместной деятельности по преодолению цифрового расслоения
Наряду с представленной классификацией стран в промежуточном отчете Рабочей группы большой интерес представляют материалы раздела “Приоритетные цели для совместных действий”. Предполагается, что такие действия должны быть широкомасштабными и выражаться в координированных усилиях государственных, частных, общественных и межгосударственных организаций для достижения следующих целей:
- содействие устойчивому экономическому развитию государств, повышению благосостояния их населения и сокращению числа проживающих на грани или за чертой бедности путем создания благоприятных условий и мобилизации ресурсов для развития цифровой экономики и информационного общества (ИО);
- укрепление, расширение и консолидация различных усилий по развитию цифровой экономики и ИО, прилагаемых на местном, региональном или международном уровнях;
- поддержка инновационных подходов к решению проблем преодоления цифрового расслоения.
При достижении обозначенных целей все участники совместных действий должны придерживаться следующих принципов и рекомендаций:
- цифровое расслоение аналогично социальному и экономическому и существует не только на уровне отдельных стран, но и в пределах каждого локального сообщества; поэтому соответствующие программы действий по предоставлению цифровых технологий должны принимать во внимание потребности небогатого и нетрудоспособного населения;
- несмотря на то что международное сообщество в самых разных своих представлениях (государственном, частном, общественном и межправительственном) играет важнейшую роль в создании условий и мобилизации ресурсов для повышения доступности информационных средств в развивающихся странах, национальным правительствам и обществам необходимо параллельно принять множество очень трудных, но критически важных экономических и политических решений;
- наибольший эффект будет сопутствовать тем стратегиям, которые предусматривают развитие всего диапазона информационных и коммуникационных технологий и учитывают преимущества их конвергенции; следует также исходить из того, что в бедных и отдаленных регионах, а также в странах с низким образовательным уровнем в настоящее время только радиовещательные технологии являются наиболее жизнеспособными компонентами прочной информационной и коммуникационной инфраструктуры связи;
- описываемые ниже действия по четырем приоритетным областям являются строго взаимосвязанными и взаимно укрепляющими аспектами единой стратегии расширения спектра цифровых услуг, однако они должны предприниматься с учетом специфических условий конкретных стран;
- страны и группы стран значительно различаются масштабами проблем, стоящих перед ними в области развития цифровых технологий; наиболее сильно влияет на эффективность решения этих проблем уровень доходов населения, продвинутость реформ в телекоммуникационном секторе, уровень благоприятствования среды для зарубежных инвестиций и предпринимательства, степень общественной и официальной осведомленности в сфере ИО и наличие консенсуса по национальной стратегии информатизации и преодолению цифрового расслоения и т. д.
Во врезке представлен перечень первоочередных действий, предлагаемых экспертами РГ для каждого из четырех приоритетных направлений преодоления цифрового расслоения, определенных Окинавской хартией. Совместная и скоординированная деятельность государственных, общественных и иных организаций в соответствии с этим перечнем должна рассматриваться как доминирующее условие успешного решения проблемы цифрового расслоения в глобальном масштабе.
С авторами можно связаться по э-почте: sadroz@cityline.ru.
Перечень первоочередных действий по преодолению цифрового расслоения мирового сообщества
1. Формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения
- Поддержка развития национальных стратегий повышения обеспеченности населения сетевыми и информационными средствами.
- Создание программ повышения уровня осведомленности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как для правительственных должностных лиц на всех уровнях власти и во всех секторах экономики, так и для населения страны.
- Организация реального обучения и подготовки специалистов в области ИКТ среди политиков, работников регулирующих органов, законодателей и служащих иных сфер, вовлеченных в процессы принятия решений.
- Техническая и финансовая поддержка более активного и эффективного участия развивающихся стран в международных форумах по торговле (включая ВТО), а также использованию и распространению ИКТ.
- Исследование опыта создания единых коммуникационных сетей в развивающихся странах с либерализованными режимами телекоммуникаций.
- Интенсификация процессов формирования независимых регулирующих и управляющих структур.
- Техническая и финансовая поддержка фирм с целью повышения конкуренции в сфере телекоммуникационных и Интернет-услуг, а также оказание помощи в разработке политики и регулирующих регламентов, определяющих функционирование электронной торговли, электронного правительства и других критически важных приложений ИКТ.
- Интернационализация режима международной торговли для расширения доступа развивающихся стран к электронной торговле, электронным услугам, глобальному и местному контенту и т. д.
- Разработка необходимых мер для соблюдения прав собственности, обеспечивающих сбалансированное использование новых возможностей Интернета и рост благосостояния собственников.
- Поддержка и распространение передовой практики в области развития малого предпринимательства, стимулирования инноваций и повышения общего благосостояния государства.
- Усиление международного сотрудничества (с привлечением развивающихся стран) в судебной, технической и политической сферах для предотвращения кибернетических преступлений, повышения уровня защиты персональных данных, соблюдения правил налогообложения, внедрения единых стандартов для электронных подписей, сертификатов и т. д.
2. Улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат
- Выделение средств и кредитов для проведения местных исследований и внедрения инноваций в области дешевых технологий, а также для развития местной ИКТ-инфраструктуры в различных секторах экономики, в первую очередь - в энергетике.
- Изучение и распространение глобального и регионального опыта реализации стратегий выдачи лицензий и проведения аукционов на предоставление услуг удаленного доступа и универсальных услуг.
- Внедрение различных схем международного коммерческого финансирования и механизмов предупреждения рисков, включая кредиты поставщика, страхование и льготное финансирование.
- Оказание международной поддержки развитию межрегиональных опорных сетей Интернета.
- Активизация международных усилий по расширению доступа к информации для сельских и удаленных сообществ в сочетании с национальными мерами, направленными на реформирование и либерализацию сектора телекоммуникаций.
- Техническая и финансовая поддержка бедных, включая целевое финансирование, использование стратегий объединенного доступа и т. д.
- Международная поддержка формирования и совершенствования национальных опорных сетей, соединяемых с международными информационными магистралями.
- Разработка политики приоритетного развития сетевых библиотек, школ, медицинских центров и других общественных мест.
- Привлечение частных инвестиций в коммуникационную инфраструктуру, в приложения и услуги по предоставлению доступа к информационным ресурсам путем создания разнообразных механизмов финансирования и управления рисками.
- Ускорение работ по принятию международных стандартов в технических областях (ADSL, беспроводные абонентские линии и т. д.).
3. Повышение потенциала людей, создание и совместное использование знаний
- Разработка политики приоритетного развития универсального базового образования.
- Привлечение внимания высших руководителей к вопросам и проблемам ИКТ.
- Использование полного диапазона средств ИКТ преподавателями в сфере ИКТ и смежных дисциплинах, а также создание сетей, позволяющих связать преподавателей с коллегами из других стран для обмена мнениями и распространения новых знаний.
- Поддержка малого предпринимательства.
- Координация и наращивание ресурсов для организации обучения с использованием ИКТ, включая дистанционное обучение через сети (радиовещание, телевидение, Интернет).
- Распространение местной и общемировой культуры, накопленного опыта в сельском хозяйстве, охране здоровья, образовании и т. д.
- Международная техническая и финансовая поддержка краткосрочных обучающих программ по подготовке выпускников школ к работе в условиях информационной экономики для создания национальных кадров в сфере ИКТ-экономики в развивающихся странах.
- Разработка и осуществление действенных мероприятий по предотвращению утечки квалифицированных кадров и реинвестированию образованных кадров в национальное предпринимательство в сфере ИКТ.
- Укрепление и расширение международных академических и исследовательских сетей, в том числе знание-ориентированных сетей, охватывающих университеты и исследовательские центры в развивающихся странах.
- Идентификация ключевых областей знаний и видов ресурсов как глобально-значимых общественных продуктов и распространение их в обществе в виде баз данных, баз знаний и т. д. при гарантировании справедливого вознаграждения создателям или авторам этих знаний и ресурсов.
4. Поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли
- Финансовая и техническая поддержка развертывания национального бизнеса и создания предпринимательских сетей.
- Либерализация режимов торговли для облегчения доступа развивающихся стран к рынкам развитых стран.
- Финансовая и техническая помощь развивающимся странам в разработке или реформировании политики и регулирующих регламентов, определяющих доступ иностранных фирм на местный рынок, стимулирующих зарубежные инвестиции, гарантирующих охрану интеллектуальной собственности, обеспечивающих безопасность потребителей.
- Стимулирование совместных действий (в первую очередь частных компаний и некоммерческих организаций), направленных на создание местного контента, распространение культурного наследия, развитие электронной торговли и т. д.
- Техническая и финансовая поддержка разработки средств создания контента для малограмотного и неграмотного населения для расширения возможности использования ими ИКТ и уменьшения культурной разобщенности людей.
- Содействие созданию необходимых организационных институтов и экономического фундамента для перехода развивающихся стран к новой экономике.
- Создание технических основ и средств, содействующих расширению культурного и лингвистического разнообразия в Интернете.
- Постоянное расширение технической и финансовой поддержки формирования и развития электронных правительств в развивающихся странах, особенно там, где прозрачность и предсказуемость действий правительства является жизненно важной для ускорения социально-экономического развития.