ТНК знает, какова цена “билета” для участника современного нефтяного бизнеса
Мало кто заметил, Что, в то время как шустрый Запад утирал слезы по поводу крушения надежд, связанных с Интернет-перспективами, в неспешной России корпоративные порталы превратились из сказки в реальность. Причем не просто в реальность, а в серьезное стратегическое “оружие”, обеспечивающее конкурентоспособность, - так, по крайней мере, считает директор по ИТ Тюменской нефтяной компании (ТНК, www.tnk.ru) Александр Блох.
Александр Блох
Не секрет, что нынешние ИТ-менеджеры испытывают явную любовь к подсчету сроков окупаемости и общей стоимости владения разного рода информационных систем. Тем более неожиданно прозвучало заявление г-на Блоха, что вопрос о том, во что обойдется ТНК проект создания корпоративного информационного портала, охватывающего основной офис и его 15 территориально разбросанных подразделений, не являлся для компании приоритетным. “Мы не особенно задумывались об окупаемости этого проекта, - пояснил он, - потому что внутренние выгоды (в том числе и нефинансовые) очевидны. Так что портал - это просто цена “билета” для тех, кто собирается заниматься современным бизнесом”.
Кирилл Вавилов
Портал, как рассказали сотрудники ТНК, явился очередным звеном в общей стратегии организационного развития компании и ее политики информатизации, решающим, в частности, такую важную задачу, как поддержка единого корпоративного духа в распределенной структуре. За последние несколько лет численность работников фирмы выросла в два раза, и теперь даже своевременное доведение новых нормативных документов до всех сотрудников превратилось в серьезную проблему.
Информационный портал ТНК создавался двумя компаниями - PricewaterhouseCoopers, выступившей в роли консультанта-идеолога и дизайнера, и Web-интегратором “Город-инфо” (www.gorod.ru), отвечавшим за технологическую сторону проекта.
”Портал очень похож на сайт, но однако таковым не является, - отметил технический директор “Города-инфо” Кирилл Вавилов. - Портал - это совокупность связанных приложений”.
В основе созданного портала лежит ядро, обеспечивающее корректную работу всех сервисов. Логика функционирования каждого из них реализована с помощью разработанной специалистами “Города-инфо” технологии портлетов - специальных программных модулей, написанных на кросс-платформном языке Java. Портлет интерпретирует запросы пользователя, обращается к внешним источникам и подготавливает информацию для визуализации в портале. Результаты работы портлетов представляют собой описания данных на языке XML. Они форматируются с учетом персональных предпочтений пользователя и передаются Web-браузеру для отображения (получается персонализированное рабочее место для каждого сотрудника). Возможна также трансформация этих данных в соответствии с типом используемого клиента (мобильные устройства, PDA и пр.). Доступ к интранет-порталу осуществляется с помощью стандартного Web-браузера.
Структура сервисов портала выглядит следующим образом:
- пользовательские сервисы (авторизация и определение прав доступа пользователей, интеграция с корпоративной системой авторизации - NT, LDAP, персонализация - настройка на пользователей, настройка на подразделения и дочерние предприятия);
- хранилище документов (классификатор документов, публикация по регламенту, контроль версий, групповая работа, телефонный справочник);
- информационные сервисы (новости компании, новостные ленты СМИ, мониторинг СМИ и Интернета, курс доллара, погода);
- сервисы доступа через Web (локальная сеть через Web, доступ к БД и приложениям, почтовый сервис через Web, отправка SMS);
- интерактивные сервисы (форумы, доска объявлений);
- корпоративные сервисы (мониторинг проектов, календарь событий).
Хранилище документов с полнотекстовым поиском реализовано в виде набора сегментированных по типам информации репозиториев, базирующихся на СУБД Oracle. В качестве операционной системы используется HP Unix, установленная на RISC-серверах. Разработки велись на Linux (поскольку это было дешевле).
Со стороны ТНК проектом руководил начальник отдела организационного развития Марат Атнашев. “У нас в компании вообще нет чисто ИТ-проектов. Все проекты ориентированы на бизнес-цели, - объяснил г-н Атнашев. - Портал прежде всего рассматривается руководством ТНК как эффективный инструмент корпоративного управления, помогающий обеспечивать интеграцию сотрудников, координацию действий подразделений, групповую работу над документами, накопление и разделение корпоративных знаний (в том числе неформализованных), а также снижать затраты на обучение новичков”.
Сегодня портал введен в эксплуатацию в московском офисе, и ежедневно им пользуется более 250 человек. В дальнейшем с ним должны работать около 7 тыс. пользователей ТНК. Презентация портала шла одновременно в Москве и в нижневартовском подразделении нефтяной компании в рамках программы тиражирования Web-технологий на регионы. Ожидается, что процесс развертывания пойдет быстро и без особых затрат (львиная доля затрат в подобных проектах приходится на разработку ядра).
В какие все же суммы выливается заказчику создание таких жизненно важных корпоративных продуктов? Полагаю, стоимость уже проведенных в ТНК работ соизмерима со стоимостью среднего проекта внедрения ERP-системы на 30-40 рабочих мест, т. е. составляет несколько сотен тысяч долларов. (При наращивании функциональности портала - что запланировано на ближайшее время - эта величина вырастет, вероятно, раза в два - два с половиной.) Однако период от постановки задачи до ввода портала в эксплуатацию значительно короче - 4,5-5 месяцев вместе с тестированием.
Помимо решения так называемых фронт-офисных задач, обеспечивающих взаимодействие сотрудников друг с другом и с клиентами, ТНК ведет проекты и по бэк-офисной части, внедряя интегрированную систему управления предприятием SAP R/3 (модули “Казначейство”, “Финансы”, “Контроллинг”, “Материально-техническое снабжение”, а в перспективе - “Управление цепочкой поставок”). Одновременно реализуются проекты по автоматизации геологических работ, связанных непосредственно с добычей нефти. В целом ТНК в плановом порядке ежегодно тратит на проекты, связанные с ИТ, примерно 0,3% от своего оборота.