Статья только в электронной версии журнала
РЕГИОНЫ
Законодатели хотят вычленить услуги дальней и широкополосной связи, но без участия ФСК здесь не обойтись
Кейрон Карлсон
Вашингтонские законодатели решили поспособствовать распространению высокоскоростных Интернет-услуг в сельской местности США. В апреле конгрессмен-республиканец от шт. Луизиана Билли Таузин и его коллега, демократ от шт. Мичиган Джон Динджелл внесли на рассмотрение палаты представителей законопроект, который облегчает традиционным операторам связи - а это, главным образом, региональные компании группы Bell - развертывание услуг по передаче данных на большие расстояния. Если этот документ будет принят, операторам связи больше не придется руководствоваться положениями закона о связи 1996 г., направленными на развитие конкуренции в этой области.
Авторы инициативы подчеркивают, что такой закон нужно принять в интересах деловых людей и жителей сельских и бедных городских районов, где слишком мал выбор возможностей для доступа в Интернет. Взять хотя бы университет Texas A&M University. Хотя центральный его кампус расположен в густонаселенном и процветающем городе Колледж-Стэйшн, университету приходится поддерживать связь с отдаленными офисами, например, филиал университета в Форт-Стоктоне находится в трех часах езды от ближайшего аэропорта.
“Нам приходится покрывать огромные расстояния, - говорит Уолт Магнессен, менеджер дальней связи Texas A&M University. - У меня нет возможности выбирать между цифровой абонентской линией, кабельным модемом, ISDN и спутниковой связью. Впрочем, в этом смысле проблема выбора нас не беспокоит. Дело в том, что у нас есть ряд преимуществ, которых лишены другие организации”.
Одно из таких преимуществ проистекает из закона шт. Техас, фиксирующего тарифы операторов связи на услуги широкополосной связи для государственных организаций. Раньше канал Т-1, используемый для связи с широко разбросанными региональными офисами, ежемесячно обходился университету в 1380 долл., сейчас же плата за него составляет всего 320 долл. в месяц.
Правда, частным предприятиям такое решение законодателей штата ничего не дает.
Перед тем как региональная компания группы Bell сможет предложить междугороднюю связь, она должна заполнить специальную форму Федеральной комиссии по связи (ФСК), продемонстрировав, что обслуживаемый ею внутренний рынок открыт для конкурирующих поставщиков подобных услуг. Законопроект Таузина-Динджелла позволяет традиционным операторам связи организовывать дальнюю пересылку данных и развертывать Интернет-бизнес без такого одобрения ФКС. Кроме того, он избавляет “старые” телекоммуникационные компании от необходимости предоставлять свои каналы и линии местного доступа конкурирующим компаниям для передачи по ним информации.
Авторы законопроекта утверждают, что в случае его принятия региональные компании группы Bell смогут на равных соперничать с кабельными операторами. “Девяносто пять процентов пользователей Интернета в нашей стране все еще вынуждены довольствоваться медленным обслуживанием по коммутируемым каналам, - заявил Динджелл на слушаниях в палате представителей. - Складывается тревожная ситуация, при которой кабельные компании контролируют более 70% рынка широкополосного доступа в Интернет”.
Но свои аргументы есть и у противников законопроекта. По их мнению, инициатива Таузина-Динджелла приведет к снижению конкуренции, поскольку устранит главный стимул, который заставляет региональные компании группы Bell открывать локальные рынки для своих соперников. Конгрессмен Эд Марки (демократ от шт. Массачусетс) назвал представленный документ “совершенно четкой и простой программой поддержки монополии”. По его словам, инициаторы законопроекта решили пожертвовать интересами тысяч компаний в угоду четырем корпоративным гигантам.
В прошлом году подобная инициатива уже выдвигалась и даже получила значительную поддержку в конгрессе, хотя в конце концов и была отвергнута. Парадокс ситуации в том, что действующее законодательство призывает разрабатывать такие правила игры, которые позволяли бы традиционным операторам связи организовывать любое доступное им обслуживание, и в первую очередь там, где ощущается нехватка таких услуг. Принимая закон о связи, законодатели надеялись улучшить качество и снизить стоимость телекоммуникационных услуг за счет отмены государственного контроля в этой области. Но прошло всего пять лет, и те же действующие лица наилучшим средством достижения той же самой цели считают возобновление того же самого государственного контроля.
Руки будут развязаны?
Закон о свободе Интернета и развертывании широкополосных услуг 2001 г. должен обеспечить следующее:
- Позволить региональным компаниям группы Bell предлагать услуги по междугородной передаче данных без оглядки на требования ФКС, которые направлены на развитие конкуренции
- Избавить региональные компании группы Bell от необходимости сдавать часть своей локальной сети в аренду конкурирующим поставщикам услуг для высокоскоростной передачи данных
- Освободить региональные компании группы Bell от необходимости предоставлять реселлерам оптовые услуги по высокоскоростной передаче данных