ОФШОРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Российский бизнес, связанный с экспортным программированием, принес нашей стране в 2000 г., по разным оценкам, от 75 до 300 млн. долл., а в 2004 г., согласно мнению Анатолия Карачинского, президента группы компаний IBS, даст более миллиарда долларов. При этом его рентабельность весьма высока и поэтому к списку игроков, включающих такие известные компании, как питерский “Рексофт”, новосибирский “Новософт” и сотни других, часто менее крупных фирм и коллективов разработчиков, начали присоединяться российские “гиганты” в области ИТ - “АйТи”, “Оптима” и пр.
В середине июня о своей деятельности в этом направлении отчиталась фирма Luxoft, входящая в холдинг IBS. Возникнув год назад из Центра программных разработок IBS, эта компания заполучила в ряды своих заказчиков Boeing, IBM, Citibank, Credit Suisse First Boston, Continental DataGraphics, “Вымпелком” и пр. Это позволило быстро достичь безубыточности и начать расширение. За год штат фирмы увеличился с 80 до 280 человек.
Структурно Luxoft состоит из шести производственных подразделений (в соответствии со специализацией сотрудников), региональных производственных центров в Сарове и Омске, а также торговых, маркетинговых и вспомогательных служб. В Luxoft есть подразделения мэйнфреймов, бюро интерактивной арихтитектуры, отдел тестирования и поддержки, отдел технологий обработки данных, отдел IT-поддержки и т. п. Все производственные подразделения рассматриваются как ресурсный пул для проектов, и каждый специалист может быть одновременно задействован в трех проектах в рамках матричной системы управления. Подобная схема, по словам Дмитрия Лощинина, генерального директора Luxoft, позволяет легко набирать (по мере необходимости) специалистов, заполняя ими новые отделы.
Работа этих специалистов координируется в рамках методологии, удовлетворяющей стандарту качества ISO 9001, что было подтверждено сертификатом фирмы Lloyd’s Register (Великобритания). К 2002 г. Luxoft планирует усовершенствовать систему управления качеством настолько, что сможет обеспечить ее соответствие более жесткому стандарту CMM 4, предусматривающему постоянное следование принятой методологии и наличие механизма совершенствования качества работ.
Второй организационный аспект, на который Luxoft, по словам ее представителей, обращает особое внимание, - это система управления персоналом, содержащая такие элементы, как четкие правила отбора специалистов, сотрудничество с вузами с целью трудоустройства выпускников, целевая подготовка студентов, повышение квалификации специалистов в Центре профессиональной переподготовки, поиск и организация индивидуальных тренинг-программ, регулярная аттестация для выявления профессиональных и карьерных стремлений, гибкая система поощрений, привлекательный социальный пакет и т. п. Поэтому, как сообщается, у компании пока низкая текучесть кадров.
Численный рост и внедрение новых методологий позволит Luxoft перейти от этапа работы с малым количеством клиентов к работе с большим их числом. Для продвижения услуг компании на международных рынках вслед за открывшимся в мае представительством в Сиэтле фирма планирует создать офисы и в других городах США, прежде всего в Нью-Йорке или Вашингтоне. Кроме того, Luxoft пытается выйти на рынки Германии и Великобритании.
Однако и российский рынок не будет обойден, хотя здесь основное внимание планируется уделять продвижению услуг по созданию Web-приложений (сайтов, порталов, решений по электронной коммерции и т. д.), а также дальнейшему развитию сотрудничества с банковскими и телекоммуникационными компаниями в области внедрения современных ИТ-решений.
Между тем встает вопрос: что компания должна делать дальше? По словам г-на Карачинского, у Luxoft две задачи - зарабатывать деньги и делать так, чтобы российские программисты не уезжали на Запад, для чего в страну нужно привлекать проекты, требующие тысяч рабочих рук. Он предполагает, что по мере развития (накопления “экспертизы”) российские компании, специализирующиеся на офшорном программировании, перейдут от работы по индийской модели бизнеса (работы на заказ) к израильско-скандинавской модели (экспорт готовых продуктов). Этому должен способствовать рост экономики страны и сопряженное с ним увеличение стоимости труда специалистов.