Статья только в электронной версии журнала
Хотя доходы компании растут, ее еще ждут проблемы
В то время как многие разработчики CRM-продуктов дружно жалуются, что состояние американской экономики тормозит развитие их бизнеса, фирма SAS Institute (Кэри, шт. Сев. Каролина) всерьез строит планы своего развития.
Этот разработчик ПО для управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами, а также других аналитических приложений может похвастаться не только двузначными цифрами прироста доходов, но и тем, что расширяет круг своих предложений благодаря партнерству с лидером CRM-рынка фирмой Siebel Systems и хост-вариантам предоставления собственного ПО.
Будучи полностью частной компанией, SAS не обязана публиковать ежеквартальные финансовые отчеты. Но если бы она это делала, то, по словам представителей SAS, выступавших на пользовательской конференции SAS User Group International, происходившей в мае в Лонг-Бич (шт. Калифорния), в этих отчетах вряд ли можно было бы найти какие-либо признаки финансового неблагополучия и сведения об увольнениях или урезаниях бюджета.
Гуднайт хочет поднять престиж SAS
в среде бизнес-пользователей
Вместо всего этого компания могла бы сообщить, что ее оборот за I квартал 2001 г. вырос на 14%, а общий объем продаж за 2000 г. составил 1,1 млрд. долл. Она могла бы также доложить, что не увольняет сотрудников, а, наоборот, принимает новых, стремясь увеличить штат своих торговых работников.
“Я вовсе не ощущаю экономического спада”, - заявил президент и исполнительный директор SAS Джим Гуднайт.
Но у SAS, несмотря на оптимистические настроения, все же есть и проблемы. Сегодня компания, например, находится в стадии длительного перехода от поставок средств разработки приложений и инфраструктуры бизнес-анализа для технически высококвалифицированных работников к поставкам пакетов аналитических приложений непосредственно для бизнес-пользователей. SAS также старается изменить свой сложившийся имидж, ассоциирующийся с миром мэйнфреймов.
Разумеется, компания продолжает совершенствовать свою аналитику. Siebel (Сан-Матео, шт. Калифорния) собирается объявить об интеграции аналитических инструментов SAS со своими операционными CRM-приложениями, что позволит, по словам официальных лиц SAS, персонализировать взаимодействие с клиентами по всем возможным линиям контактов.
Сама SAS планирует в конце мая объявить о переходе на продажи своих программных продуктов по модели хост-обслуживания. Она также работает над проектом Mercury, который должен добавить в ее ПО возможности многопоточной обработки, с тем чтобы приложения могли быстрее справляться с очень большими объемами данных. Эти возможности будут реализованы, по-видимому, в I квартале будущего года.
Пока же компания возлагает основные надежды на свой продукт Enterprise Marketing Automation. Это приложение объединяет фирменную аналитику SAS с ПО управления маркетинговыми мероприятиями фирмы Intrinsic и ПО для очистки данных, созданным корпорацией DataFlux (обе эти фирмы недавно куплены SAS).
Хотя у компании имеется широкий круг преданных почитателей, за стенами ИТ-отделов SAS по-прежнему знают мало. Ее конкуренты, выпускающие собственные пакеты аналитических приложений, часто пытаются изобразить ее как компанию, привязанную к миру 1970-1980 гг., когда для вычислений использовались большие ЭВМ, и не соответствующую веку Интернета.
Есть определенное ощущение, что этот старый дух еще сохранился в некоторых рабочих коллективах SAS.
“Мы потеряли двух коллег из нашей ИТ-группы, которые в своих прощальных интервью заявили, что им нравилось работать с SAS, но эта фирма далека от непосредственных интересов бизнес-пользователей, - говорит Том Бейкер, менеджер по разработке средств аналитической обработки бизнес-информации из корпорации Quaker Chemical (Коншохокен, шт. Пенсильвания). - Их беспокоил тот факт, что они отдаляются от интересов рынка, поскольку им приходилось применять свои профессиональные навыки для разработки ПО, не пользующегося широким спросом у бизнес-пользователей”.
Поэтому SAS еще предстоит заслужить прочную репутацию в среде этих пользователей, которые больше заинтересованы в покупке готовых прикладных пакетов типа Enterprise Marketing Automation.
Фирма Staples (Фреймингхем, шт. Массачусетс), занимающаяся розничной торговлей офисными принадлежностями, использует инструменты SAS для создания собственных аналитических приложений. По словам Уина Фуллера, директора Staples по маркетинговому анализу и отчетам, он бы предпочел приобретать у SAS готовые пакеты приложений, учитывая прошлый опыт этой компании и ее прочные финансовые позиции. Но на это можно рассчитывать только в будущем.
“Это весьма маститая компания, но создание прикладных пакетов пока что было за рамками их основной деятельности, - говорит Фуллер. - Сегодня они расширяют спектр своих интересов, но им еще надо завоевать авторитет у пользователей таких приложений“.
Чтобы привлечь внимание основной массы бизнес-пользователей, SAS впервые начала рекламировать свою торговую марку по радио и телевидению.
Компания также предполагает выпустить свои акции в открытое обращение, что должно укрепить ее имидж. Однако, говорит Гуднайт, их IPO (первое размещение акций на бирже) можно будет осуществить самое раннее через год.
Тем не менее у некоторых пользователей SAS перспективы предстоящего IPO не вызывают большого оптимизма. По словам Ави Халутца, исполнительного директора Time Consumer Marketing (Нью-Йорк), SAS всегда славилась своими легендарными инвестициями в исследования и опытные разработки, составлявшими не менее 30% ее годовых доходов, что вряд ли станет возможным, если компании придется думать о прибылях акционеров.
“Если они сделаются открытой акционерной компанией, у них уже будут другие приоритеты, - говорит Халутц. - Трудно себе представить, что они смогут вкладывать в исследования прежние 30% дохода. Вот тут-то и есть проблема”.
“Я бы предпочел, чтобы они оставались частной фирмой, - говорит Бейкер из Quaker Chemical. - Меня беспокоит, что им придется снизить нынешний уровень своей поддержки пользователей”.
По словам Гуднайта, перспективы IPO вызывают сомнения и у самого персонала SAS. “В SAS многие люди задают те же самые вопросы, - говорит он. - В последнее время они могли убедиться, что фондовые опционы не всегда сулят прекрасное будущее”.