ЭКОЛОГИЯ
Каждый год страны Европейского союза выдают на-гора 6 млн. т электрических и электронных приборов. Это “производство” особого свойства не случайно измеряется не в штуках и не в евро: речь здесь идет об электротехнических отходах, о горах технологического мусора, образуемых отслужившими свое холодильниками, стиральными машинами, телевизорами, компьютерами и прочими устройствами, без которых уже невозможно представить жизнь современного человека. На каждого евросоюзного гражданина приходится ежегодно по 14 кг электро-электронного лома.
Помимо поражающих воображение абсолютных цифр, отходы данного типа имеют еще одну крайне неприятную особенность: чуть ли не все они в большей или меньшей мере содержат материалы, относимые к категории “проблемных”, т. е. крайне ядовитых для окружающей среды и с трудом поддающихся переработке. В этом списке такие составляющие сегодняшней техники, как свинец, ртуть, хром и кадмий.
Несмотря на значительные достижения в области утилизации выброшенной бытовой техники, по-прежнему 90% этих отходов сжигаются на мусорозаводах или пополняют собой бесчисленные свалки.
Прекратить дальнейший рост гор электротехнического мусора, в максимально возможной мере снизить нагрузку на природу - эта тема уже давно стоит на повестке дня руководящих органов ЕС. Так, в мае в Европарламенте были приняты в первом чтении два законопроекта, предложенные комиссией ЕС (europa.eu.int/comm). Одобрив их в принципе, парламентарии вместе с тем потребовали от разработчиков общеевропейских директив предусмотреть существенное повышение ответственности самих производителей за утилизацию электролома. Вышеназванные проекты вкупе с парламентскими замечаниями стали в свою очередь главной темой прошедшего в начале июня совещания ЕС’овских министров по защите окружающей среды.
Новые правила, разрабатываемые в ЕС, касаются различных сторон данного вопроса. Одной из них является стремление побудить промышленность снижать использование “проблемных” веществ (вплоть до полного исключения особо вредных; срок - 2007 г.) за счет применения более “дружественных” по отношению к природе материалов. Даже бромсодержащие противопожарные детали (например, в телевизорах) не составляют исключения. Забота об утилизации электроотходов должна полностью лечь на плечи производителей. С этой целью в будущем преполагается обязать промышленность бесплатно принимать выбрасываемую потребителями технику и перерабатывать ее. Отмечается также, что такая переработка должна происходить с использованием природощадящих технологий.
Как ожидается, ужесточение требований по утилизации отслуживших электроприборов вкупе с повышением ответственности производителя приведет к росту такого показателя, как повторное использование комплектующих. Это также должно способствовать уменьшению гор электромусора.
Предусмотрены и особые ситуации, возможные при возникновении проблем с определением исходного производителя. Если он не принадлежит к странам евросообщества, то ответственность за утилизацию выброшенного оборудования переходит на фирму-импортера. Если же производитель вообще исчез со сцены (как правило, в случае очень старых приборов), то в силу вступает система коллективной ответственности, в которой будут участвовать все ныне действующие на рынке компании в соответствии с их весовыми коэффициентами.
Еще один аспект - воспитание потребителя. Как известно, во многих европейских странах существует порядок разделения домашнего мусора по разным категориям - пищевые отходы, стекло, пластик, металл. “Проблемные” отходы следует относить в специально отведенные для них места. Дабы у потребителя не возникло соблазна выбрасывать “проблемку” в бытовой мусор (что вполне ожидаемо, когда речь идет о всякой мелочевке - фенах, радиоприемниках или электробритвах), предложены штрафные санкции по отношению к такого рода нарушителям порядка. Впрочем, вместе с “наказательным” вариантом обсуждалась и выдвинутая парламентариями идея не гонять пользователей в места приема электротехнического лома, а обязать производителей забирать у потребителей выбрасываемые приборы. Эта идея вызвала наиболее горячие споры, в результате которых решено было отдать решение о правилах сбора электромусора на усмотрение каждого члена ЕС.
Как и следовало ожидать, и в остальном министры оказались настроены не столь радикально, как народные представители. Так, последние настаивают на том, чтобы к 2005 г. от 60 до 90% всех старых электроприборов (в зависимости от типа устройства) удовлетворяли новым требованиям утилизации. В предложениях же комиссии эти требования скромнее на 10 пунктов - квота в 50-80% кажется авторам проекта более реалистичной.
Представители бизнеса без особой радости встретили предложения европейских политиков, особенно внесенные Европарламентом поправки. Наиболее острую критику вызвала статья о сборе электроотходов силами самих производителей. Как заявили члены немецкого Центрального союза электротехнической и электронной промышленности (Zentralverband Elektrotechnik- und Elektronikindustrie, ZVEI, www.zvei.de), такое решение обойдется отрасли во многие миллиарды марок. Впрочем, и без того дополнительные расходы промышленности, связанные с утилизацией электромусора, оцениваются экспертами ZVEI в 7 млрд. марок. Последнее означает, считают они, что потребителям в будущем придется заплатить за новый телевизор или холодильник на 20-50 марок больше - бизнес не собирается нести эту нагрузку в одиночку.
Однако чиновники из комиссии ЕС не согласны с такими пессимистическими прогнозами и, в свою очередь, обвиняют представителей промышленности в сгущении красок. В частности, они ссылаются на Голландию, где уже внедрены аналогичные системы утилизации. Исходя из тамошнего опыта, годовые расходы на европейский проект должны составить порядка 750 млн. евро (т. е. около 1,5 млрд. марок).