Партнёры “1С” слетали на Мальту

     И обсудили проблемы создания 1С-совместимых решений

С 10 по 18 июня на Мальте проходил шестой ежегодный летний семинар партнеров “1С” (www.1c.ru). Как и в прошлые годы, его численность была ограничена вместимостью Ил-86 - самого большого отечественного самолета. Из 346 участников семинара, прилетевших чартерным рейсом “Аэрофлота”, 25 - сотрудники “1C”, 35 - журналисты и аналитики и 286 - представители 170 фирм-партнеров из 73 городов СНГ. Кроме того, активное участие в работе семинара принял Евгений Чернов - глава московского офиса DNV (это одна из восьми фирм большой восьмерки, осуществляющих сертификацию компаний на соответствие стандарту ISO-9001, см. PC Week/ RE, № 20/2001, с. 36).

В шестом ежегодном летнем семинаре партнеров

“1С” приняло участие 346 специалистов из 73 городов

Отбор участников был достаточно жестким: на семинар приглашались лишь наиболее успешные партнерские организации. Жестким был и отбор докладов, которые три дня подряд читались в режиме non-stop, т. е. без перерывов на кофе-брейк (всего за время мальтийской встречи в семи секциях было прочитано 103 доклада, из них - 54 партнерских). Справедливости ради необходимо отметить, что участники семинара не только напряженно потрудились (несмотря на множество соблазнов, посещаемость занятий была практически 100%-ной), но и неплохо отдохнули: те, кому достопримечательностей Мальты показалось мало, отправились в однодневную поездку на Сицилию, где не только созерцали изумительные пейзажи, но и совершили восхождение на самый крупный в Европе действующий вулкан Этна. Любителям огнедышащих гор крупно повезло: в день восхождения на вулкан отборных партнеров “1C” (а именно таких брали на семинар!) Плутон был особенно активен. Но, к счастью, лавой никого не накрыло.

Возможно, именно франчайзи окрасили

в желтый цвет не только улицы мальтийских

городов, но и окрестности сицилийских вулканов

Теперь о собственно семинаре. По традиции он начался с выступления директора фирмы “1C” Бориса Нуралиева. Франчайзи с интересом выслушали мнение Бориса Георгиевича о проблемах развития отечественного рынка информационных технологий (часть этих проблем обсуждалась на трехчасовой встрече десяти известных персон российского компьютерного рынка с Президентом РФ Владимиром Путиным - см. PC Week/RE, № 15/2001, с. 1).

Перейдя от общероссийских проблем к корпоративным, глава “1C” отметил, что 2000 г. стал самым успешным годом за всю историю существования его компании, а май 2001 г. - самым успешным маем: в этом месяце 45% продаж “1C” пришлось на программы системы “1С:Предприятие”, 10% - на пакеты “1С:Мультимедиа”, все остальное - на продукцию других фирм. Полтора года назад объем продаж мультимедийных продуктов относился к объему продаж экономического софта примерно как 1:10. Стало быть, на примере “1C” можно сделать вывод, что отечественный рынок домашнего ПО растет быстрее рынка ПО корпоративного.

Активным внедрением продукции “1C” занято 1800 фирм-франчайзи. Средняя численность такой фирмы - 27 человек. Таким образом, в “1С:Индустрии” задействовано почти 50 тыс. человек. Ее обороты поддаются некоторой оценке. Выборочная статистика показывает, что средняя цена одного часа работы сотрудника франчайзинговой фирмы составляет 14 долл. (эти деньги получает не сотрудник, а фирма), при этом на одного сотрудника-франчайзи приходится 80 оплачиваемых рабочих часов в месяц. Остальное же время тратится на самообразование, дорогу и различные “непроизводственные” мероприятия.

Пути использования интеллектуальных ресурсов

Итак, в “1С:Индустрии” задействовано почти 50 тыс. человек. В России же, по некоторым оценкам, программистов более миллиона. Использовать этот интеллектуальный ресурс можно по-разному. Во-первых, программисты могут уехать за рубеж (временно или навсегда). Но едва ли это принесет стране много пользы. Путь второй: офшорное программирование (написание модулей на заказ). Тоже не лучший вариант, так как известно, что дороже всего стоят не полуфабрикаты, а конечный продукт. Нет смысла повторять печальный опыт других отраслей. Так, например, леса мы добываем больше всех, а мебель - импортируем. Высокую прибыль дает только конечная продукция. В то же время мало кто видел готовые индийские программные продукты. Борис Нуралиев утверждает, что нужно развивать не офшорное программирование, а производство конечного продукта. По его мнению, самая большая проблема, мешающая развитию отечественного “программостроения” - компьютерное пиратство. Ведь когда пользователь покупает пиратскую продукцию, он поддерживает не производителя, а чисто криминальную структуру. Особенно неприятно, когда на нелицензионном ПО работают государственные учреждения. Так что если государство хочет, чтобы отечественная софтверная индустрия развивалась как отрасль, нужно более серьезно относиться к интеллектуальной собственности.

Вторая проблема - неоправданно высокие экспортные барьеры. Известно, что вывезти что-то из России очень сложно. Парадокс: нелегально провезти через границу вагон пиратских компакт-дисков значительно проще, нежели легально вывезти из России лицензионное ПО.

Третья проблема - отсутствие открытых и единых для всей страны стандартов обмена для передачи различных отчетных документов в электронном виде. К сожалению, некоторые регионы с упорством, достойным лучшего применения, стараются утвердить собственные электронные формы. Введение же обязательных единых общегосударственных стандартов позволит сэкономить деньги налогоплательщиков.

Четвертая проблема - совершенствование государственных программ высшего образования в области автоматизации предприятий. Если автоматизация бухгалтерского учета преподается достаточно широко, то постановке оперативного учета в программах вузов внимания уделяется явно недостаточно.

“1С” развивает индустрию создания тиражируемых решений

Развитие сети “1С:Франчайзинг” позволило фирме “1С” создать индустрию внедрения программных продуктов в масштабах СНГ. Если пролистать толстый Справочник внедренных решений на платформе “1С:Предприятие”, содержащий информацию более чем о 1000 успешных внедрений, легко заметить, что внедренцы-франчайзи чем дальше, тем больше специализируются на тех или иных отраслях. Это естественно - успешно автоматизировав одну фирму, занимающуюся, к примеру, торговлей автозапчастями, можно применить наработанные типовые решения для другой аналогичной фирмы.

В результате дополнительно к внедренческому бизнесу набирает обороты индустрия разработки партнерами “1С” отраслевых тиражируемых конфигураций. Развитие специализации позволяет партнерам сконцентрироваться на качественном решении задач той или иной прикладной области, а информационно-технологическая поддержка фирмы “1С” и использование типовых конфигураций “1С:Предприятия” в качестве основы для отраслевых решений повышает эффективность разработки.

В связи с возросшим интересом к отраслевым решениям на платформе “1С:Предприятие” и появлением большого числа разработок фирма “1С” предлагает помощь в тестировании отраслевых решений для сертификации на получение логотипа “1С:Совместимо!”, издании, тиражировании комплектов программных продуктов, их распространении и защите от нелегального копирования, в борьбе с пиратством и защите авторских прав партнеров.

Известно, что предназначенный для тиражирования продукт важно не только разработать, но и грамотно - и желательно красочно - оформить (изготовить фирменный диск, напечатать документацию, продумать дизайн тары и т. д.). Учитывая данные проблемы (они типичны для любой фирмы-изготовителя), с июня в рамках развития программы “1С:Совместимо” (она действует с осени 1998 г.) франчайзи предоставляется возможность сделать фирме “1С” заказ либо на поставку комплектующих для своих продуктов (как универсальных, так и выполненных по индивидуальным макетам), либо на изготовление продуктов целиком.

Уже сейчас партнерам предлагаются следующие услуги:

- изготовление коробок, регистрационных анкет, обложек для книг; наклеек на носители информации, этикеток “Совместимо! Система программ 1С:Предприятие” и т. д.;

- печать документации к программным продуктам;

- тиражирование дистрибутивов на дискетах и компакт-дисках;

- выполнение полного цикла производства программных продуктов, включая нанесение всех необходимых надписей и штрих-кодов, проверку дистрибутивов на инсталляцию и окончательную комплектацию коробок.

Руководитель отдела продвижения экономических программ “1С” Алексей Харитонов отметил, что к июню сертификат “Совместимо! Система программ 1С:Предприятие” получили более 200 программных продуктов.

Эти факты свидетельствуют о том, что поддержка индустрии разработки отраслевых тиражируемых конфигураций является важной частью долговременной стратегии фирмы по совершенствованию системы программ “1С:Предприятие” и развитию внедренческой сети “1С:Франчайзинг”.

Новые продукты

Руководитель отделения разработки экономических программ “1С” Сергей Нуралиев отметил, что в 2001 г. фирма продолжила развивать систему программ “1С:Предприятие 7.7” и как инструментальную платформу, и как комплекс знаний по учету, уделяя особое внимание совершенствованию функциональных возможностей продуктов и разработке новых типовых решений для автоматизации экономической деятельности.

Борис Нуралиев рассказал о проблемах и

перспективах российского компьютерного рынка+

Учитывая возрастающий спрос на управленческое ПО, весной этого года “1С” выпустила новый продукт “1С: Предприятие 7.7. Конфигурация "Финансовое планирование"” (рекомендованная розничная цена - $60). Это первая разработка фирмы, предназначенная для решения не учетных, а управленческих задач. Конфигурация создана при участии консультационно-внедренческой компании “Инталев” (Санкт-Петербург).

+а Сергей Нуралиев - о новых

продуктах системы “1C:Предприятие”

Хотя традиционно такого рода программы предназначаются для профессиональных аналитиков, “1С” предлагает именно тиражное, а не элитарное решение. При разработке конфигурации учитывалось, что с ней будут работать управленцы, в том числе не имеющие экономического образования.

Конфигурация позволяет:

- планировать деятельность предприятия на месяц, квартал, год вперед;

- осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с планом;

- контролировать исполнение намеченного плана;

- оценивать достигнутые результаты, делая выводы на будущее.

Деятельность предприятия планируется на основе согласованной системы статей различных бюджетов, увязанных между собой, и осуществляется в привязке к его подразделениям. Это дает, например, возможность распределить денежные ресурсы и запланировать затраты каждого отдельного подразделения предприятия, проконтролировать исполнение и превышение выделенных лимитов. Планы всех подразделений автоматически собираются в единый план предприятия. С помощью аналитики по проектам можно оценить вклад любого отдельного направления в общий результат, целесообразность того или иного начинания, сравнить различные проекты между собой.

Помимо планов можно вводить также и реальные данные о деятельности предприятия в тех же самых разрезах, в которых осуществляется планирование. Это позволяет сравнить планы с фактически достигнутыми результатами и проанализировать выполнение. Фактические данные можно использовать как основу для составления плана на будущий период.

Готовится к выпуску редакция 9.0 конфигурации “Торговля + Склад”. Она призвана заменить распространяемую в настоящее время редакцию 8.7.

При создании новинки преследовались следующие цели:

- расширение функциональных возможностей, освоение новых областей торгового и управленческого учета;

- увеличение производительности конфигурации, которая является инструментом оперативной работы торговых подразделений;

- повышение “прозрачности” конфигурации, поскольку она служит основой для создания многих специализированных решений, разрабатываемых партнерами фирмы “1С”.

В новой редакции помимо учета товара можно будет вести и складской учет материалов, продукции, тары. Кроме того, в конфигурацию добавлены такие направления, как учет операций с подотчетными лицами, учет денежных средств в кассах и на расчетных счетах. Все это расширяет область ее применения и как отдельного продукта, и в совокупности с другими типовыми конфигурациями.

Одной из наиболее существенных особенностей обновленной конфигурации является возможность отражения операций по импорту товаров из-за рубежа, учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями в произвольной валюте, автоматический расчет курсовых и суммовых разниц.

Кроме того, в этой конфигурации реализуются новые возможности в части одновременного получения отчетной информации в разрезах бухгалтерского и управленческого учета. В дополнение к детализации учета по собственным юридическим лицам добавляется детализация по направлениям деятельности (произвольному набору аналитических признаков управленческого учета). Вводится параллельная оценка всех учитываемых активов и пассивов (товаров, задолженностей, денежных средств и т. д.) в двух валютах: в валюте ведения бухгалтерского учета и в валюте ведения управленческого учета.

На семинаре было объявлено, что скоро увидит свет редакция 2 конфигурации “Зарплата + Кадры”.

При ее разработке ставились следующие цели:

- выравнивание “хозрасчетных” и “бюджетных” возможностей конфигурации, с тем чтобы она с равным успехом могла применяться предприятиями всех форм собственности;

- реализация полномасштабной поддержки расчета денежного содержания госслужащих и военных;

- разработка таких форм отчетности и нормативных актов, реализация которых по ряду причин была невозможна в предыдущей редакции конфигурации.

В этой редакции будет предусмотрена возможность конвертации данных из текущей редакции конфигурации, что даст пользователям возможность безболезненно, без потери данных перейти на новую редакцию; вместе с тем отпадет необходимость поддержки прежних реализаций конфигурации.

Кроме того, на семинаре была “озвучена” новая технология обмена данными между конфигурациями “1С: Предприятия”, с помощью которой можно производить обмен данными между самыми разными конфигурациями, осуществлять переход с одной редакции конфигурации на другую и т. д. В основе этой технологии лежит новый формат обмена данными, использующий перспективный язык обмена eXtendable Markup Language (XML). Работа с XML в “1С:Предприятии” обеспечивается средствами внешнего компонента V7Plus.dll. При этом в анализатор XML-документов добавлены объекты, реализующие модель последовательного доступа к XML-данным (Simple API for XML). Благодаря этим объектам можно работать с большими объемами данных, сохраняемых в XML-файле. Важно отметить, что возможности этой модели существенным образом расширены методами, позволяющими комбинировать использование объектной модели (DOM) и собственно модели последовательного чтения и записи в файл. Иными словами - теперь можно читать и записывать файл данных пообъектно.

“1C”: (095) 281-0221.

Версия для печати