Как уже упоминалось в первой части статьи, столь желанная в условиях совместной коммерции свобода выбора (платформ, приложений, производителей...) достигается в продуктах фирмы J.D.Edwards за счет ряда технологических приемов. Так, на основе технологии XPI (eXtended Process Integration), являющейся по сути реализацией межплатформного ПО (middleware), создаются расширенные бизнес-процессы (XBP- eXtended Business Processes), встраиваемые (предустановленные) в систему OneWorld. С их помощью удается в реальном времени разделять данные, циркулирующие между различными корпоративными приложениями (CRM, цепочки поставок, оформление и выполнение заказов), и интегрировать их, сохраняя целостность связей. При этом возможна интеграция процессов как внутри брандмауэра (в рамках одной корпорации), так и за его пределами (межкорпоративное взаимодействие).
Такой подход позволяет довольно быстро и недорого создавать гибкие программные инфраструктуры и в дальнейшем их изменять.
Скотт Робертсон: “Мы полтора года
проводили экспертизу ERP-решений,
выбирая наиболее подходящий вариант для России”
Резонно предположить, что к проектированию XBP привлекаются профессионалы из отраслевых сообществ, поскольку бизнес-процессы должны отражать специфику той или иной отрасли. Так оно и происходит на самом деле. К примеру, создана Общественная ассоциация по межотраслевым стандартам для совместной коммерции (VICS - Voluntary Inter-Industry Commerce Standards Association), уже предложившая свой вариант стандарта под названием “Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов” (стандарт CPFR - Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment), предназначенный для партнеров, работающих в единой цепи поставок.
Программное обеспечение JDE, как было объявлено на конференции, полностью поддерживает все процессы (девять уровней), отраженные в данном стандарте.
Однако VICS не одинока в своей любви к стандартизации. Предложен еще один стандарт Rosettanet, созданный для более узкого круга пользователей - для предприятий электронной промышленности (таких, например, гигантов, как Intel, Siemens и др.). В сентябре JDE планирует выпустить комплект XBP, соответствующий этому стандарту. Почти готовы к представлению на рынок и разработки стандартов взаимодействия между предприятиями, выпускающими потребительские товары.
По словам Эндрю Мура, директора JDE по решениям для совместной коммерции, сегодня уже доступно более 40 XBP, учитывающих особенности разных отраслей. Обширная информация об XPI и XBP содержится по адресу: www.jdedwards.com/xpi.
Поворотные вехи JDE
Компания J.D. Edwards, являясь старожилом рынка ERP-систем с 23-летним стажем, до выхода на международную биржу в 1998 г. в маркетинговом плане выглядела более чем скромно, что вызывало регулярные нарекания клиентов. Ситуация несколько изменилась лишь после преобразования фирмы в открытое акционерное общество: с ростом ежегодных оборотов ей стали больше внимания уделять аналитики, помещая информацию о ее продуктах в свои отчеты и невольно прибавляя популярности торговой марке OneWorld. Однако буквально до последнего года в штате JDE даже не было должности директора по маркетингу (!).
Стимулом для проведенной в начале 2001 г. реорганизации структуры фирмы, вероятно, послужило мировое падение ERP-рынка в 1999 и 2000 гг., потребовавшее существенных изменений в топ-менеджменте и корректировки маркетинговой политики. Сегодня JDE осознает себя гораздо более сфокусированной на нуждах пользователей и рыночно-ориентированной, что, в частности, подтверждают официальные заявления руководителей о концентрации усилий фирмы на потребностях предприятий среднего масштаба (с годовым оборотом от 10 до 500 млн. долл.). Такие заявления вовсе не означают нового поворота в развитии компании, поскольку в последние годы около 80% оборота J.D.Edwards приходится именно на этот сегмент рынка. Однако родоначальник и бессменный идеолог фирмы Эдвардз Мак-Вэни (Edwards McVaney) горячо убеждал участников форума, что произошло переосмысление потребностей “середняков”, помогающее теперь точнее позиционировать разрабатываемые продукты и технологии. Так, была выделена группа из четырех наиболее значимых для средних предприятий факторов, следовать которым JDE собирается в ближайшем будущем:
- одна точка входа по ИТ (позволяющая держать небольшую ИТ-группу для обслуживания как программных средств, так и оборудования);
- возможность полноценной интеграции разнообразных приложений (как на уровне данных, так и на уровне процессов), чтобы предприятия не теряли вложенных в ИТ инвестиций;
- развитая функциональность внедряемых систем при невысокой их цене;
- небольшая совокупная стоимость владения (TCO - Total Cost of Ownership).
Борьба за снижение последнего показателя, надо заметить, среди ERP-вендоров сейчас идет крайне активно, и на этом фоне JDE предлагает решения, ориентированные, в частности, на оптимизацию работы программных систем на масштабируемых серверах IBM. Что касается отраслевой ориентации, то компания продолжает сосредотачивать свое внимание на пяти основных секторах, выделяя их, на мой взгляд, довольно оригинальным образом:
- производство (машиностроение, химия, энергетика и пр.);
- дистрибуция;
- предприятия с интенсивными активами;
- проектно-ориентированные предприятия;
- государственные учреждения.
JDE в зеркале российского рынка
Вероятно, не было бы смысла подробно рассказывать о Focus’е и новостях J.D.Edwards, если бы эта компания не была представлена на российском рынке (как, скажем, отсуствующий здесь программный гигант PeopleSoft). Однако вот уже два года в СНГ идут проекты внедрения OneWorld на различных предприятиях (в числе которых ГУМ, цементные заводы Lafarge, Caterpillar, холдинг “Рамзай” и др.), продукт локализован и доступен на всей территории бывшего СССР.
Бизнес-партнером JDE в странах СНГ является корпорация Robertson&Blums (www.RobertsonBlums.com, www.jderp.ru). С одним из ее учредителей - господином Скоттом Робертсоном - мне довелось побеседовать во время конференции.
“Компания J.D.Edwards начала склонять нас к партнерству где-то в 1997 г., - рассказал он, - поскольку ей был интересен развивающийся рынок бывшего СССР (замечу в скобках, что и главный офис JDE, и американский офис Robertson& Blums находятся в Денвере. - Прим. авт.). Но прежде чем дать вендору осмысленный ответ, мы решили изучить другие продукты этого класса (SAP R/3, Baan, Oracle), чтобы выбрать наиболее подходящее для России решение.
Проведя полуторагодичные глубокие исследования, наши эксперты пришли к выводу, что грамотно спроектированные продукты JDE еще долго сохранят свое технологическое лидерство как в мире, так и в России. Причин тому несколько, но главные из них - легкая адаптируемость системы и невысокая совокупная цена решения.
Оба показателя очень чувствительны для российских предприятий, коль скоро они работают в стране, где изменения происходят весьма часто (в бухгалтерской, налоговой, политической сфере). Поэтому удовлетворить требования клиента без регулярных настроек и перенастроек системы, проводимых быстро и за умеренную цену, просто невозможно. Здесь стоит заметить, что при поверхностном сравнении все продукты кажутся одинаково гибкими и соизмеримыми по цене; различия проявляются лишь на глубоком технологическом уровне (скажем, во время внедрения система выглядит вполне адаптируемой, а по его завершении в нее становится трудно вносить изменения, соответствующие новым условиям). OneWorld же остается гибкой системой на всех этапах своего жизненного цикла (мы это уже проверили в реальных проектах, идущих с 1999 г.).
Аналогичная ситуация с ценой: на первый взгляд, стоимость на лицензии и сопутствующие услуги одинакова, но если брать все в комплексе, включая сопровождение продукта в часто изменяющихся условиях, то получается, что ПО JDE примерно на 15% дешевле.
Таким образом, по названным параметрам OneWorld оказался, по нашему мнению, наиболее подходящим продуктом для российского рынка, и Robertson& Blums, дав согласие на партнерство с JDE, приступила к его локализации. В 2000 г. эта работа была завершена по всем основным модулям.
Кроме того, нас очень вдохновили инициативы J.D.Edwards в области электронной коммерции. Они, к примеру, существенно отличались от позиции Oracle, которая обещает своим клиентам: “У нас есть все, приходите, мы обеспечим все ваши потребности”. Лично у меня подобные заявления вызывают недоверие: ни одна компания не может иметь лучшие решения сразу во всех областях. В этом смысле точка зрения JDE выглядит более взвешенной и привлекательной. “Мы открыты к сотрудничеству, - говорят руководители компании, - и готовы к полноценной интеграции с решениями других поставщиков. Наши технологии позволяют осуществлять это быстро”. И они на деле доказали правильность своей позиции, реализовав в нынешнем году интеграционные технологии на базе XPI и программных адаптеров.
В целом наша компания с большим энтузиазмом смотрит на будущее OneWorld в странах СНГ. В частности, примерно 10% клиентов, работающих по системе SunSystems, уже изъявили желание перейти на более функционально развитую ERP-систему. В этом году объем продаж OneWorld и сопутствующих услуг должен превысить доходы от других направлений нашей деятельности, а в следующем мы планируем его двукратный рост”.Окончание. Начало в № 23/2001, с. 2.
Назад, к здравому смыслу
“Я мечтаю, - в задумчивости произнес глава JDE Эд Мак-Вэни, завершая свое выступление на конференции в Денвере, - чтобы когда-нибудь меня стали называть директором по здравому смыслу. Приятно, что наступают времена, когда люди возвращаются к осмысленному ведению бизнеса, и эта должность, полагаю, будет внушать окружающим уважение.
А если говорить серьезно, то здравый смысл отчетливо просматривается в том, что предприятия сегодня хотят оптимизировать свои операции, чтобы оставаться на гребне новых информационных технологий. Наша главная задача - создавать решения, помогающие исполнению этих желаний”.
Quest: средоточие пользовательских знаний
Группа пользователей программных продуктов компании J.D.Edwards по имени Quest (www.questdirect.org) начинала свою деятельность в 1994 г. с четырех энтузиастов. Сегодня в ней более семи тысяч членов.
Помимо ежегодного проведения пользовательской конференции Focus (для Европы отдельно, для Америки - отдельно) организация занимается популяризацией технологических и управленческих новинок, отвечает на вопросы по ERP-системам, проводит обучение, издает специализированные журналы (Q&A). Недаром с нею активно сотрудничают около 140 компаний - партнеров JDE, выпускающих как ПО, так и оборудование.
Подробную информацию о презентациях, проходивших в рамках обучающих секций конференции в Денвере, можно найти на сайте Quest.