ОБУЧЕНИЕ

5 июня в представительстве Microsoft в Москве (www.microsoft.ru) за расставленными прямоугольником столами прошел круглый стол, посвященный вопросам обучения и подготовки персонала в области информационных технологий. Модератором дискуссии выступил Гамид Кастоев. Я не буду пересказывать ход обсуждения, остановлюсь только на моментах, которые мне представляются существенными. Этот круглый стол отличался от других составом участников: на него были приглашены четыре заинтересованные стороны.

Первая сторона: учебные центры. Их представляли Ольга Владимирова, директор учебного центра “Сетевая Академия”, Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана, и Екатерина Садовская, менеджер по работе с центрами сертифицированного обучения представительства Microsoft в Москве.

Вторая сторона: заказчики. Дмитрий Куприянов, директор управления по работе с персоналом компании Wimm-Bill-Dann, и Марина Олешек, директор по работе с персоналом компании “Вымпелком”.

Третья сторона: кадровые агентства. Ольга Новикова, консультант по подбору персонала агентства “Анкор”, и Александр Ревин, генеральный директор компании “Формула карьеры”.

Четвертая сторона: пресса, игравшая роль активных зрителей.

Определение: авторизованное обучение - технология образования, гарантирующая получение подготовленного специалиста. Качество гарантируется сертификацией преподавателей и самого УЦ, включающей требования к учебной базе. Корпорация разрабатывает учебные курсы (Microsoft Official Curriculum) и передает их сети партнерских УЦ (в СНГ их уже 30).

Екатерина Садовская сообщила, что, поскольку заказчики требуют большей гибкости учебных курсов, корпорация разрешила УЦ пойти им навстречу, однако требования к центрам заметно ужесточились, что привело в этом году к замедлению роста количества получивших звание MCP.

Как пояснил Гамид Костоев, это связано с тем, что Microsoft медленно изменяется, постепенно отходя от роли поставщика коробочных продуктов и все больше превращаясь в разработчика решений для корпоративного сектора. Интересно, что в последнее время среди обучающихся стала возрастать доля индивидуальных слушателей. В СНГ насчитывается 30 сертифицированных Microsoft учебных центров, в Восточной Европе - 100 УЦ (во всем мире более 2000 таких центров). По оценкам IDC, в компании, имеющей 13 серверов, срок окупаемости расходов на сертификацию МСР составляет примерно четыре месяца.

Гамид Костоев: Требуются ли сертификаты при приеме на работу? Как оценивается компетенция претендента?*

Дмитрий Куприянов: Требования прописываются в запросе на специалиста. Кандидаты проверяются на внутренних тестах. Если требуется работа с Excel, то он должен сдать тесты на Excel.

Марина Олешек: Внутри компании кандидаты проходят проверку по узкой специфике. У нас не возникает необходимости проверять пользователя, так как мы не встречали людей, не умеющих работать с компьютером. Компания больше заинтересована в своем бизнесе, поэтому будет принят на работу тот, кто имеет больший практический опыт. Есть понятие соответствия корпоративной культуре. Есть процесс прохождения испытания кандидатом на работу в крупной компании.

Ольга Новикова: Бывают заказы, в которых компания требует у кандидата наличия сертификатов. если стоит выбор, кого из двух претендентов взять, берут того, кто имеет сертификат УЦ. От западных компаний заявки с требованием наличия такого документа поступают чаще, чем от российских. Я смотрю, какие сертификаты человек имеет; если они есть - это говорит о карьерных устремлениях специалиста и производит хорошее впечатление на рекрутера.

Г. К.: Есть ли заметные различия в оплате труда сертифицированного и несертифицированного сотрудников?

М. О.: Существенной разницы на входе нет, а для планирования карьеры внутри компании это играет определенную роль, так как означает некоторую мотивацию.

Д. К.: У людей должен быть ресурс, чтобы учиться внутри компании, например через корпоративный портал фирмы. В нашей компании новичок записывается на специальную программу обучения и ему выделяется время для этого. Если сотрудник не справился с курсом, то у него будут проблемы. За год такое обучение пройдет 2200 человек - это целый университет.

О. Н.: У тех, кто получил сертификат, бо/льшие зарплатные ожидания, чем у несертифицированных специалистов.

Ольга Владимирова: То, о чем мы говорим, - это технический тренинг. Это не общее образование. Обычно фирме нужен практик, умеющий решать конкретную задачу.

Г. К.: Какие изменения происходят в спросе на кадры?

О. Н.: Сегодня в агентства обращаются по позициям более сложным. Большой спрос на продавцов технических решений и редких специалистов. Сетевых администраторов находят чаще всего через Интернет.

Д. К.: Сейчас ужесточаются требования к специалистам. В компаниях происходит замена недостаточно квалифицированных работников на более компетентных.

М. О.: Самый большой дефицит - ИТ-менеджеры. Растут аппетиты, растут требования, растет сложность ИТ-систем и их распространенность внутри компании.

Г. К.: Почему люди приходят учиться в УЦ?

Дмитрий Гудзенко: Мотивация разная, в основном - потребность в профессиональных знаниях и карьерном росте. Есть и желающие уехать за границу, и им предстоит проходить там собеседование. Люди, которые идут в УЦ из компаний, как правило, сами инициируют свое обучение и сами пробивают его оплату.

О. В.: 60% приходящих в УЦ стремятся получить новые знания, 40% - сертификат.

Конечно, я не мог удержаться и не встрять со своими вопросами.

Эдуард Пройдаков: Вопрос к УЦ. Какие возможности дает дистанционное обучение?

Д. Г.: Оно - протез к нормальному обучению. Учащегося не видно, трудно спросить “получилось?”. Это середина между заочным и очным обучением. За всем этим стоит тот же самый преподаватель.

О. В.: Дистанционное обучение - обучение асинхронное, в которое встроена система тестирования. Когда человек учится сам, то ответственность за результат - на студенте.

Э. П.: На самом деле есть еще и проблема подготовки специалистов высшей квалификации. За свою двадцатилетнюю программистскую жизнь я обучил не более четырех или пяти системных программистов. Как эту проблему решают компании?

М. О.: Известно, что 20% персонала делают 80% прибыли. Добыть работника, умеющего приносить прибыль, - большое удовольствие. Однако у таких специалистов есть проблема с вписыванием в корпоративную культуру. В “Вымпелкоме” налажена система индивидуального обучения.

Д. К.: В России УЦ, занимающихся индивидуальным обучением, нет. Учебный конвейер выбрасывает наверх сто человек, из которых отбирается четверо. Этих учим за рубежом.

На этом, при достижении полного взаимопонимания сторон, поздним вечером круглый стол и завершился. *Прения сторон приводятся с некоторыми сокращениями. 

Версия для печати