Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

В ответ на вызовы информационного века в последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны начали разрабатывать национальные программы формирования информационного общества, а некоторые даже приступили к их реализации. Первая такая программа, известная как “Национальная информационная инфраструктура”, появилась в начале 90-х годов в США. Осознав свое отставание, Европа в соответствии с Пятой рамочной программой исследований объявила проект “Технологии информационного общества”. Однако неудовлетворительные результаты первого года его выполнения побудили Европейскую Комиссию в конце 1999-го выступить с новой инициативой - “Электронная Европа”, которая была призвана активизировать деятельность по формированию общеевропейского информационного общества.

Наряду с общеевропейской инициативой есть национальные программы у Великобритании, Франции и многих других стран Европы и мира.

Не осталась в стороне от мировых тенденций в области информатизации и Россия. В течение 1999-2000 гг. рядом ведомств и организаций было разработано несколько концепций и программ информатизации нашей страны, а в конце июня 2001-го на международном форуме “Россия в электронном мире” общественности был представлен официальный правительственный проект программы “Электронная Россия” (см. PC Week/RE, № 24/2001, с. 26), которая утверждена 5 июля сего года (см. врезку).

При беглом рассмотрении большинства таких программ создается впечатление, что они во многом схожи, однако более подробный анализ указывает на весьма серьезные различия. Эти различия в большинстве случаев являются следствием объективных причин, среди которых ведущая роль принадлежит уровню экономического развития стран.

Предлагаем читателям очень краткий анализ и сравнение (см. таблицу) программ информатизации и формирования информационного общества в Великобритании и во Франции, инициативы “Электронная Европа” и программы “Электронная Россия”.

Ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В российской программе наряду с ускорением экономического роста (ясно, что говорить об экономическом лидерстве России пока рано) обозначено укрепление государственного управления. Таким образом, программы западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность и главным объектом в них являются человек и человеческие ценности. Российская программа отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, интересы людей.

Обозначенные в рассматриваемых программах приоритетные направления совпадают в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. В зарубежных программах, кроме того, большое внимание уделяется укреплению доверия людей к ИТ, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т. е. человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

Отличительная особенность большинства западных программ и стратегий их реализации состоит в том, что все используемые онлайновые технологии - электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. - они рассматривают не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную среду, представляющую собой единый фундамент для перехода к цифровой экономике и информационному обществу. Российская программа не отвечает такому принципу интеграции онлайновых технологий в информационное общество. Поэтому сходство проектов “Электронная Россия” и “Электронная Европа” не идет дальше их названий. В России декларируются принципы информатизации ключевых отраслей экономики и сфер общественной жизни, тогда как Запад ориентируется на формирование общеевропейского информационного общества.

В отличие от зарубежных программ, рассчитанных на два-три года, российская определена на период до 2010-го; при этом предусматриваются три последовательных этапа. Однако несмотря на столь большую длительность, последняя существенно отличается по масштабности: если западные программы сориентированы на формирование новой экономики и информационного общества, то российская решает совокупность хотя и ключевых, но в то же время более низкоуровневых задач.

Программу “Электронная Россия” характеризует определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. В этом смысле даже концепция Минсвязи “Развитие информатизации в России на период до 2010 года” дает более конкретный перечень направлений и результатов. Кроме того, длительный период действия программы вызывает некоторые сомнения в обоснованности декларируемых объемов ее финансирования.

Тем не менее в целом программа “Электронная Россия” представляет собой необходимый, обязательный и исключительно позитивный документ, охватывающий фазу создания фундамента (правового, кадрового, регулирующего, технологического и т. д.), без которого невозможно последующее развертывание работ по формированию новой электронной экономики и информационного общества.

5 ИЮЛЯ 2001 г. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛО ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)” И “О РАЗВИТИИ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА 2001-2005 ГОДЫ”.

О СОДЕРЖАНИИ ЭТИХ ПРОГРАММ БОЛЕЕ ПОДРОБНО РАССКАЗАЛИ ЖУРНАЛИСТАМ НА БРИФИНГЕ В ДОМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МИНИСТР ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ Л. Д. РЕЙМАН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ А. В. ШАРОНОВ И МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ В. М. ФИЛИППОВ.

Государственным заказчиком - координатором программы “ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)” утверждено Минсвязи России. По мнению Л. Д. Реймана, ее реализация обеспечит всему населению страны доступ к современным информационным ресурсам, а России в целом позволит в ближайшие 10 лет качественно изменить свое положение на рынке высоких технологий; таким образом, программа станет основой развития всего российского общества во всех его аспектах. На ее реализацию до 2010 года потребуется 76 млрд. руб. Половина этой суммы будет выделена из федерального бюджета, 30% предполагается получить из средств региональных бюджетов и 20% - из внебюджетных источников.

В свою очередь А. В. Шаронов обратил внимание на то, что программа “Электронная Россия (2002-2010 годы)” будет способствовать совершенствованию нормативного законодательства по использованию информационных баз данных и определит перспективы развития в стране информационных технологий.

В. М. Филиппов сообщил, что решение правительства по созданию единой образовательной информационной среды предполагает подключение через пять лет к Интернету всех российских вузов, 3/4 техникумов и ПТУ, а также не менее 50% школ. Планируется создать электронные учебники, которые позволят серьезно повысить качество обучения в школах*. Кроме того, реализация одобренных правительством планов, как ожидается, приведет к снижению спроса на нелицензионные низкокачественные программно-информационные продукты и защитит интеллектуальные права.

     Источник: http://www.government.ru:8080/government/Prav0705_3_txt.html.

* Как говорил товарищ Сухов, “Это вряд ли!”. Дело, как известно, не в учебниках, а в учителях. Участники конференции пропели программе и друг другу панегирики, но оптимизма, что у нас произойдет что-то более-менее путное, мне не внушили. - Прим. гл. ред.

Сопоставительные характеристики программ электронизации различных стран

Наименование программы и адрес сайта

 

 

 

 

Великобритания

Франция

Евросоюз

Россия

Характеристики

UK online http://www.e-envoy.gov.uk/, http://www.ukonline.gov.uk/online/ukonline/home

Government Action Program for Information Society, http://www.internet.gouv.fr/english/sommaire.html

http://europa.eu.int/information_society/eeurope/index_en.htm

“Электронная Россия” http://www.economy.gov.ru/erus.html

Сроки выполнения

2000-2002 гг.

1998-2000 гг.

2000-2002 гг.

2002-2010 гг.

Ключевая цель

Достижение мирового лидерства в “знание-ориентированной” экономике

Преодоление цифрового расслоения и переход к информационному обществу

Обеспечение конкурентоспособности и ускоренного развития экономики Европы

Повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления

Приоритетные направления

Установление справедливого рамочного регламента электронного рынка; укрепление доверия людей к ИТ; поддержка малых и средних предприятий; развитие электронного правительства; подъем характеристик отечественных ИТ до мирового уровня; координация действий ц

Расширение возможностей доступа граждан к информационным технологиям в правительственных ведомствах; расширение участия местных властей в развитии региональной телекоммуникационной инфраструктуры; снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение более

Дешевый, быстрый, безопасный Интернет; инвестиции капитала в людей и их квалификацию; содействие использованию Интернета; ускорение введения юридической среды информационного общества; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующ

Формирование эффективной нормативно-правовой базы ИТ; обеспечение эффективных коммуникаций и взаимодействия органов государственного управления; повышение эффективности и масштаба использования ИТ в экономической и социальной сферах; повышение уровня подг

План действий

Устанавливается на каждый год свой, со своим финансированием и своим отчетом

Компьютеризация школ; выполнение проектов по поддержке национальной культуры и разработке национального контента; развитие сферы общественного ИТ-сервиса; поддержка малых и средних предприятий и развитие электронной торговли; содействие и осуществление и

Создание дешевого и быстрого доступа в Интернет; создание быстрого Интернета для исследователей и студентов; создание безопасных сетей и смарт-карт; подготовка европейской молодежи к жизни в цифровом веке; обучение трудовой деятельности в экономике, основ

Совершенствование законодательства и системы экономического регулирования в сфере ИТ; обеспечение информационной прозрачности государства для гражданского общества и взаимодействия между властью и гражданами на основе широкого использования ИТ; модернизац

Версия для печати