ПРОЕКТЫ

История неоднократно доказывала, что создание подлинно “народного” товара (будь то автомобиль, телевизор или в наше время компьютер) неизбежно влечет за собой коренные перемены в жизни общества, затрагивающие практически все сферы деятельности и дающие многочисленные, порой неожиданные импульсы для его социального, культурного и экономического развития.

Беда только в одном: то, что в одном обществе по уровню доступности может быть легко причислено к пресловутой “народной” категории, в другом однозначно подпадает под понятие предметов роскоши, о широком распространении которых не то что говорить - и мечтать не приходится. В решении подобных проблем каждая страна, всерьез озабоченная очередным вызовом времени, ищет собственные, оригинальные, отличные от уже известных пути.

Индия в наши дни по праву считается “мировой кузницей ИТ-кадров” (точно так же, как еще каких-то 20 лет назад по тому же упрощенному стереотипу воспринималась как территория, населенная йогами). Здешние вузы ежегодно выпускают 115 тыс. инженеров и 40 тыс. менеджеров, из этой армии специалистов 50 тыс. человек каждый год отправляются работать за границу (многие из них, набравшись конкретного опыта и практических знаний, охотно возвращаются на родину). Программисты-индусы, согласно опросу, проведенному консалтинговой фирмой Meta Group, уверенно держат пальму первенства по продуктивности и приносимой ими компаниям прибыли. Экспорт “чистого” интеллектуального продукта стал весомой частью экономики, демонстрируя при этом феноменальную динамику роста.

Вместе с тем Индия - одна из беднейших стран мира. Почти треть населения (а это 300 млн. человек) имеет доход ниже прожиточного минимума, каждый второй ребенок недоедает, 40% детей неграмотны. С одной стороны - ИТ-профессионалы высшей квалификации, с другой - миллионы людей, никогда в своей жизни не видевшие ЭВМ. Любопытно, кстати, отметить, как многовековые народные традиции преломляются в элитарной среде: индийские менеджеры и сегодня в решении ответственных вопросов - скажем, при выборах в правление или при определении даты выхода продукта на рынок - полагаются не только и не столько на экономический и прочий анализы, сколько на предсказания астрологов, которые нередко входят в руководящие советы предприятий.

До сих пор плоды информационно-вычислительной революции могли пожинать лишь жители крупных городов. Один из них - Бангалор (Bangalore), административный центр штата Карнатака (Karnataka) - стал общепризнанной компьютерной столицей Индии - на начало года там было зарегистрировано свыше 4000 “дот-комовских” предприятий. Теперь, по мнению главы одной из самых известных индийских ИТ-фирм Wipro Азима Премьи (Azim Premji), относящегося, между прочим, к числу богатейших людей Индии, настало время устранить пропасть между горожанами и обитателями деревень. “Через пять лет эта страна изменится в корне”, - заявляет он.

Однако существующие на электронном рынке предложения мало подходят для решения сверхмасштабных задач, стоящих перед честолюбивыми индийскими реформаторами. Все эти варианты и запредельно дороги, и чрезмерно сложны для массового индийского пользователя. В результате, по оценкам отраслевого объединения NASSCOM, на всю страну имеется немногим более 4 млн. компьютеров (по другим данным - и вовсе в два раза меньше). Всего лишь миллион из них располагает выходом в Интернет, да и телефонных подключений по всей Индии насчитывается лишь 26 млн. Как замечает имеющий индийские корни председатель правления канадской компании Nortel Networks Клэренс Чандран (Clarence Chandran), “обычные устройства типа ПК вряд ли помогут нам решить проблемы”.

Коренное преобразование страны требует “необычных”, нестандартных инструментов. Одним из них должна стать новая модель компьютера, специально, по утверждениям ее создателей, разработанная для стран третьего мира. Для финансирования этого проекта был основан целевой некоммерческий фонд, в который вошли представители бизнеса и науки. Работы длились более двух лет и ознаменовались появлением на свет народного компьютера марки “made in India”. Новорожденный еще задолго до рождения получил имя Simputer (www.simputer.org), образованное как сокращение от “Simple Inexpensive Multi-langual comPUTER”. Правда, в последнем варианте “крещения” букву Р предложено отдать слову “People”, чтобы окончательно развеять все сомнения относительно главного предназначения индийской вычислительной новинки. О той же “народности” говорит и объявленная цена изделия - 200 долл.

Технически и внешне Simputer представляет собой устройство типа КПК. Он располагает Intel’овским процессором, 32 Мб ОЗУ, работает под управлением ОС Linux. Кроме того, Simputer позволяет выходить в Интернет - при наличии телефонного подключения. И еще одна существенная деталь конфигурации - индийский КПК оснащен устройством чтения смарт-карт.

Последнее играет весьма важную роль в маркетинговых планах создателей народного компьютера. С самого начала работ над проектом они ясно отдавали себе отчет, что при среднем годовом доходе населения в 450 долл. заявленная стоимость компьютера (200 долл.) по-прежнему для большинства населения запредельна. Поэтому разработчики исходили из того, что их модель будет устройством коллективного пользования - по той самой схеме, которая прекрасно действует для установленных в почтовых отделениях факсимильных аппаратов или копиров.

Задумано, что каждый желающий сможет купить себе за 50-100 рупий (порядка 0,6-1,22 долл.) собственную смарт-карточку, где будут храниться все необходимые ему личные данные, и всего за 8 рупий в час арендовать народный Simputer в так называемых Интернет-киосках, расположенных в коммерческих фирмах и госучреждениях.

Еще один вариант недорогого и несложного выхода в Интернет предлагает индийский провайдер iNablers (www.inablers.net). Фирменная разработка называется iStation и представляет собой упрощенный сетевой терминал. Устройство имеет размеры 280x220x50 мм, весит 770 г, оснащено монохромным дисплеем с разрешением 240x128 пикселов, 81-клавишной клавиатурой (как у ноутбука) и модемом со скромным быстродействием 24 кбит/с. С iStation могут работать до пяти пользователей, введя собственный PIN и пароль. Примерно за 2 долл. в месяц iNablers предоставляет своим клиентам почтовый ящик объемом 100 Кб для поступающей корреспонденции и 10 Кб - для адресной книжки.

Разработчики iStation, так же как и создатели Simputer, изначально предназначают свое детище для рынков стран третьего мира (в маркетинговых планах - минимум 30 развивающихся стран). Объявленная цена для конечного пользователя - примерно 150 долл.

Другой частью “информационно-компьютерного наступления” является программа широкого развития сетевой инфраструктуры. Волоконно-оптическая паутина дотягивается до самых крошечных деревень - вплоть до тех, где нет ни школ, ни больниц, ни даже улиц. Там, где создание кабельной сети затруднено, устанавливается спутниковая связь на основе VSAT-устройств (Very Small Aperture Terminals). Крестьяне штата Андра-Прадеш (Andhra Pradesh) уже раскусили реальную практическую пользу технических новшеств - они больше не находятся в зависимости от перекупщиков, пользовавшихся оторванностью сельчан от информационных источников и назначавших самые произвольные цены на сельхозпродукцию. В уже упомянутом соседнем штате Карнатака в Интернете выставлены данные по земельному кадастру - в общей сложности 17 млн. предложений купли-продажи земли, за которыми прежде надо было идти на поклон (имеющий, разумеется, конкретное денежное выражение) к местным властям, росчерком пера решавшим жизненно важные для любого крестьянина земельные вопросы (знакомая ситуация, не правда ли?). С коррупцией, считает руководитель проекта Раджив Чавла (Rajiv Chawla), можно бороться и таким способом, и притом весьма эффективно.

Даже рыбаки на южном и западном побережьях, выходящие в море на своих примитивных, как и столетия назад, суденышках, не откажутся теперь от сетевых услуг: в соответствии с государственной программой космических исследований они получают передаваемые со спутников сведения о морских участках с повышенной температурой воды и соответственно более высокой концентрацией фитопланктона. Трех- и четырехкратный в сравнении с прежним улов - лучший аргумент в пользу новых технологий, даже для самых рьяных приверженцев вековых традиций.

Конечно, речь пока идет об отдельных примерах. Как справедливо заметил Кеннет Кенистон (Kenneth Keniston) из Массачусетского университета, “цветущая ИТ-промышленность еще не означает доступности информационных технологий для простого населения”. Однако он добавил: “Если речь идет о конкретных проектах на местах, Индия однозначно занимает ведущую позицию в мире”. Создание “народных” ИТ-товаров и ИТ-услуг - лучшее тому подтверждение.

Версия для печати