Совет директоров “Яндекса” подтверждает курс на инвестиции

Э-БИЗНЕС

Инвесторы портала “Яндекс” продолжают верить в его хорошие перспективы и готовы финансировать проект и дальше. Таков, пожалуй, главный вывод, который можно сделать по итогам прошедшего в июле годового собрания акционеров этой компании.

Напомним, что чуть больше года назад компания ru-Net Holdings получила 35,7% акций “Яндекса” в обмен на обещание вложить в него 5,28 млн. долл. Часть этих денег была израсходована на рекламу и развитие инфраструктуры, что позволило порталу стать крупнейшим по аудитории ресурсом Рунета (по данным SpyLOG и Gallup Media). Согласно последним исследованиям Gallup Media, опубликованным в июле 2001 г., “Яндекс” занимает первое место по размеру аудитории как в Москве (8,7% населения), так и во всей России (3,0% населения), став соизмеримым по этому показателю с популярными офлайновыми СМИ.

Бен Коль и Аркадий Волож

Кроме того, проект был оформлен как компания и постепенно наращивает объемы собираемой рекламы. В этом году планируется заработать порядка 1,1 млн. долл. без учета бартерных отношений.

По мнению Бена Коля (Ben S. Cole), члена совета директоров “Яндекса” и его инвестора, нынешняя ситуация в Интернете напоминает ситуацию с автомобильной промышленностью начала века. Тогда автомобили выпускали тысячи фирм, но к “финишу в этом марафоне” пришли лишь несколько крупнейших. Поэтому и г-н Коль, и другой инвестор г-н Ал Феноти (Al Fenaughty) ориентированы на долговременные вложения. По их оценке, на рынке есть ниша для подобного проекта, и они готовы ждать 2003-го года, на который намечены выход на операционную прибыльность и начало возврата инвестиций.

“Чтобы проект был успешным, нужны четкая концепция, хороший менеджмент и поддержка инвесторов. Все это у “Яндекса” есть, - заявил г-н Коль. - Нарушить наши планы могут лишь крупные западные игроки, за которыми стоят мощные финансовые ресурсы. Но они придут в Россию, лишь когда рынок здесь станет привлекательным. Тогда нам, возможно, потребуется произвести слияние с другой компанией”.

По словам инвесторов, они еще в январе думали, что к августу “Яндексу” потребуется дополнительный транш инвестиций, однако осуществленный контроль за расходами и рост доходов самой компании сделали его пока ненужным. Инвестиционные средства теперь будут тратиться только на рекламные кампании и разработку.

“Яндекс.Директ”

Следуя стратегии увеличения своих доходов, “Яндекс” объявил об открытии новой Интернет-службы “Яндекс.Директ”, позволяющей размещать на портале текстовую рекламу напрямую, без общения со специалистами отдела продаж. Для этого создан специальный интерфейс (direct.yandex.ru), через который рекламу можно не только разместить, но и оплатить.

Реклама, представляющая собой блоки текстовых сообщений длиной до 100 символов, будет появлятья справа от результатов поиска, производимого по определяемому клиентом набору ключевых слов. Услуга предназначена для небольших рекламодателей (компании и частные лица), обычно помещающих свои текстовые блоки в разделы объявлений печатных изданий. Клиент будет оплачивать число показов, а минимальная сумма заказа составит $10. Между тем вся показанная реклама будет модерироваться.

По мнению Аркадия Воложа, генерального директора компании “Яндекс”, сервис позволит увеличить поток денежных поступлений не только за счет нового слоя клиентов, но и поможет “отъесть” часть денег от рынка услуг “оптимизации” сайтов для их появления в верхних строках результатов поиска.

Web-мастерам таких сайтов для привлечения аудитории достаточно будет просто разместить ссылки на свой узел в рекламном текстовом блоке, а не прибегать к помощи сомнительных фирм. “Что касается поискового спэма, то борьба с ним - главное направление совершенствования нашей поисковой машины”, - добавил г-н Волож. Он не назвал ожидаемую сумму прибыли от этой услуги, сказав, что ничего подобного в Рунете еще не было, но заметил, что доходы, вероятно, увеличатся на десятки процентов.

Антон Носик, президент Rambler Group, также считает подобный сервис перспективным: “Он уже опробован на Западе, его применяет, например, портал Google, мы также его сейчас внедряем. Хотя на пути использования этой услуги в России стоит много препятствий как юридического, так и технического характера. Нужны модераторы размещаемой рекламы (им требуется не только платить, но и дать четкие инструкции о том, какую рекламу пропускать, а какую - нет), биллинговая система. Зная российскую специфику, можно быть уверенным, что большинство мелких рекламодателей не станет платить кредитными картами и придется организовывать систему для приема платежей. Также для отчетности придется печатать счета-фактуры. Все это - дополнительные расходы. Хорошо, что “Яндекс” первым занялся этой услугой, на их опыте мы постараемся изучить все тонкие моменты”.