КАДРЫ

Известная немецкая инициатива по привлечению в страну программистов (по аналогии с американской green-card получившая такое же название) миновала годовой рубеж: напомним, что официальный старт был дан 1 августа 2000 г. Незадолго до наступления знаменательной даты министерство труда опубликовало промежуточные итоги.

За неполные 11 месяцев в ФРГ приехало на работу чуть больше 8 тыс. ИТ-специалистов (если уж быть по-немецки точными - к 22.06.2001 их насчитывалось ровно 8004 человека). Это 40% от запланированного максимального уровня (не более 20 тыс. приезжих до 2005 г.). Как и ожидалось, самый большой отряд компьютерщиков прибыл из Индии - 20% от общего числа. Вторую по численности группу, а именно 14%, составляют выходцы с одной шестой части суши, ранее называвшейся СССР, в основном россияне, украинцы, белорусы, прибалты. Распределение варягов по территории Германии тоже не принесло никаких сюрпризов: подавляющее большинство приехавших (7661 чел.) трудится в так называемых западных землях, и лишь 4,3% нашло работу в бывшей ГДР. По количеству принятых лидирует Бавария - 2318 разрешений, или 29%, затем Гессен (1777 зарегистрированных) и Баден-Вюртемберг (1537).

Для немцев, в массе своей настроенных по-прежнему довольно скептично в отношении “компьютерных гастарбайтеров”, приезжающих на относительно неплохие зарплаты на фоне почти четырехмиллионной безработицы, более интересны другие показатели. По данным представителя министерства труда Герда Андреса (Gerd Andres), бо/льшая часть вновь прибывших трудоустраивается на предприятиях среднего уровня, в штате которых насчитывается менее 100 сотрудников. При опросе, проведенном консалтинговой компанией Wimmex, 82% предприятий подтвердило, что прием иностранных специалистов позволил им (компаниям) укрепить свои позиции на рынке, повысить конкурентоспособность выпускаемых продуктов. Благодаря кадровому пополнению каждая пятая фирма смогла отказаться от планов переноса своих производств за границу. Более того: по оценкам, следующим из того же исследования, одно занятое рабочее место в ИТ-отрасли обуславливает возникновение внутри страны двух-трех новых.

Приведенные данные позволили министру труда Вальтеру Ристеру (Walter Riester) оценить выполнение инициативы грин-карт как “полный успех”. Это заявление по сути является очередным выпадом в полемике с многочисленными критиками, в первую очередь с профсоюзными боссами, в резкой форме выдвигающими требование сначала обеспечить работой “собственных” безработных. Для примера приведу довольно провокационную реплику главы Объединения немецких профсоюзов (Deutscher Gewerkschaftsbund, DGB) Дитера Шульте (Dieter Schulte): “Что-то изменилось в философии предпринимателей, если охотнее трудоустраивают 25-летнего индийца, нежели 53-летнего немецкого инженера”.

Конечно, такого рода высказывания не способствуют росту гостеприимности немецкого обывателя в отношении трудовых иммигрантов. В этом смысле показательны приведенные выше данные по распределению приехавших внутри Германии. Хотя на официальном уровне утверждается, что нежелание рекрутируемых за границей специалистов ехать в восточные земли связано главным образом с отсутствием там должного объема вакансий, в этих заявлениях лишь половина правды. Более свободные в своих высказываниях независимые аналитики считают, что жители охваченной глубоким структурным кризисом территории бывшей ГДР испытывают вражду к иностранцам. По честному признанию одного из экспертов, он лично ни за что не посоветовал бы индийцу-программисту устраиваться на работу на востоке страны. А вот для приезжих восточноевропейцев такой проблемы не существует.

Тем не менее общая оценка проведения программы грин-карт весьма положительна. Специалисты по вопросам трудовой миграции ожидают в ближайшее время дальнейшего повышения интереса к немецкой инициативе. С одной стороны, уже начала работать “устная пропаганда”: обустроившиеся приезжие могут теперь передать личные впечатления (по данным социологов - весьма позитивные) и первый опыт дальше, выступив таким образом лучшей и самой надежной рекламой для раздумывающих на распутье соотечественников. С другой стороны, привлекательность Германии как государства трудовой иммиграции в последнее время выросла благодаря спаду в Америке, который сопровождается накрывшей ИТ-отрасль волной увольнений.

Когда материал уже был написан, пришло известие о событии хоть напрямую и не связанном с инициативой грин-карт, но близком к теме трудовой иммиграции: 4 июля в правительство был передан отчет так называемой комиссии Зюсмут. Эта комиссия, названная по имени председательствующей Риты Зюсмут (Rita Suessmuth), должна была выработать рекомендации по новому иммиграционному законодательству. Конечно, пересказывать, даже вкратце, 300-страничный отчет не имеет никакого смысла, но одно из предложений несомненно способно вызвать довольно широкий общественный интерес: поскольку Германия остро нуждается в постоянном притоке рабочей силы, предлагается разрешить ежегодный въезд в страну как минимум 50 тыс. квалифицированных специалистов из-за рубежа. Многие обозреватели сходятся во мнении, что известная революционность выводов комиссии Зюсмут была бы невозможна без успеха той беспримерной разведки боем, которую уже провели компьютерщики - соискатели немецкой грин-карты.

Версия для печати