В последнее время российские софтверные фирмы удивляют прорывами в области технологий. Мой собеседник - президент компании Unit Space Игорь Рябенький. Недавно он вернулся из Атланты, где проходила конференция по стандарту UDDI.
Игорь Рябенький
PC Week: Что такое стандарт UDDI?
Игорь Рябенький: UDDI стандартизует форматы описания сервисов в приложениях “бизнес-для-бизнеса”. Есть такое понятие, как “Web-сервис”. Под ним понимают любой сервис, описанный и представленный в Интернете как для нужд самой компании, так и для ее контрагентов. Классический Web-сервис - оплата кредитными карточками покупок в электронном магазине. Если я открываю подобный магазин, то мне придется воспользоваться таким внешним сервисом. Он описывается как некий программный интерфейс и в то же время описывается для людей как некоторая совокупность шагов, позволяющих им делать бизнес с теми, кто им этот сервис предоставляет. Это дает мне возможность найти нужный сервис, понять, как вступать в бизнес-отношения, и в то же время дает интерфейс для встраивания данного сервиса в собственные приложения. Это самый простой пример, но практически любой сервис, как имеющий прямое отношение к Интернету, так и весьма далекий от него, можно описать как Web-сервис. Если вы хотите отдать на аутсорсинг логистику обычного магазина, а кто-то эту услугу вам предоставляет, то он ее описывает, и тогда при построении своей торговой системы вы просто берете его модуль логистики.
PC Week: Сейчас при разработке приложений программисты широко используют язык UML. Чем UDDI от него отличается?
И. Р.: Начнем с того, что UDDI расшифровывается как Universal Description Discavery Interface. Он состоит из трех слоев: первый слой самый простой - слой белых страниц (white pages). Здесь дается первичная информация о бизнесе, например: компания Unit Space, расположена в Москве по такому-то адресу, ее контактный телефон такой-то - т. е. все данные, благодаря которым нас можно найти.
Следующий слой - желтые страницы (yellow pages). Здесь описывается, какие именно услуги предоставляет фирма в области электронного бизнеса, управления контентом и т. д. В этом слое имеется возможность применить отраслевые или межотраслевые рубрикаторы. Наиболее распространенным является код ООН по описанию продуктов (United Nations Service Code, UNSC). Этот код мы всегда применяли в своих приложениях, и, на наше счастье, UDDI опирается на него как на базисный. Вообще говоря, на уровне этого слоя могут применяться разные классификаторы, например Thomas Registry. Таким образом, нашу фирму можно найти не только по названию, но и по классификатору.
Наконец, третий слой - зеленые страницы (green pages). Здесь мы каждый из своих сервисов описываем так, чтобы другие видели, как им пользоваться. Причем описание делается в двух формах: ориентированным на восприятие человека и для стыковки с компьютерными программами. Этот момент наименее проработан, над ним сейчас трудятся несколько фирм, в том числе и мы предложили свои решения. Однако пока там больше вопросов, чем ответов.
PC Week: Кто занимается продвижением стандарта UDDI?
И. Р.: Идея возникла в сентябре прошлого года. Первоначально учредителями консорциума выступили IBM, Microsoft и Ariba. Они объявили, что будут вести так называемые глобальные регистры. Сегодня у IBM и Microsoft есть реализации этих регистров. Они различаются с программной точки зрения, у них разные пользовательские интерфейсы, но между собой они реплицируются. Предполагается, что к концу года UDDI будет передан в Федеральную комиссию США по стандартам. Ariba разработала свой глобальный регистр, но не сделала его общедоступным, потому что сопровождение стоит очень дорого, а сейчас не лучшие времена. Но на место Ariba заступила компания Hewlett-Packard, которая со дня на день обещает открыть третий глобальный регистр.
В глобальный регистр можно прийти, описать свой бизнес, так как в нем есть некоторые элементы зеленых страниц, так называемые t-модели.
PC Week: Эти регистры открыты? Кто может туда прийти?
И. Р.: Они открыты. Мало того, спецификация самого UDDI выложена на www.uddi.org. Если есть деньги и желание, пожалуйста, воспроизводите глобальные регистры. Открыто все, вплоть до кодов. Но, во-первых, это очень дорогое удовольствие. А во-вторых, все эти фирмы-монстры хотя и заинтересованы в том, чтобы держать информацию у себя, но тратят очень мало средств на развитие пользовательского интерфейса и т. д. и делают они это сознательно, так как предполагается, что фирмы типа нашей, т. е. провайдеры, добавляющие услуги (VAP), облегчат процессы ввода информации, ее актуализации, а также процесс вхождения на каждый уровень, который должен быть автоматизирован, облегчен и встроен в бизнес-процесс компании.
PC Week: Так в чем здесь ваш интерес?
И. Р.: У нас интерес к UDDI очень большой, потому что это решение идеологически полностью совпадает с нашим. Мы специализируемся на управлении бизнес-контентом. Основным элементом нашего решения является Unit Space Business Content Repository. Это репозиторий, где любой бизнес создает свою зону и записывает, кто он такой, что автоматически соответствует белым страницам, рубрицирует и классифицирует себя, что соответствует желтым страницам, и имеет возможность загрузить каталоги с описанием того, что он делает. Поэтому мы предложили консорциуму механизм полуавтоматической или автоматической генерации вхождения в зеленые страницы. Благодаря сотрудничеству с UDDI наша система из закрытой превращается в открытую. Описывая наше решение в формате UDDI, мы получаем возможность не только загружать информацию во внешние глобальные регистры, но и получать данные из регистров и агрегировать их в своей системе. Таким образом, для наших пользователей привлекательность сервисов, предлагаемых Unit Space, резко возрастает.
Нам выгодно предлагать это решение консорциуму, потому что мы продвинулись немного дальше других, так как больше внимания уделяем удобству работы пользователя и тому, чтобы встроить подобное решение в его бизнес-процесс. Одним из узких мест является вопрос, будут ли люди туда ходить, сколько нужно народу, чтобы эту информацию организовывать, поддерживать и т. д. Мы говорим: вот вы занимаетесь своей каталожной информацией и предоставлением информации партнерам; а интегрируя наши решения, вы можете значительно улучшить управление продажами, покупками, производством и т. д. и одновременно получить еще и бонус в виде присутствия в глобальных регистрах, чтобы привлечь новых клиентов. Это уже оценили и те люди, с которыми мы говорили в Атланте.
PC Week: Что вы можете рассказать о конференции в Атланте?
И. Р.: Там прошел первый сбор консультативной группы (Advisory Group). Консорциум создал открытое UDDI-сообщество, к которому можно присоединиться. Если вас некоторым образом квалифицируют, то это позволит вам стать советником консорциума. Наши решения были отправлены на рассмотрение в IBM и Microsoft, после чего с нами подписали договор, мы получили статус советника и вошли в Advisory Group. На первом слете выступали представители всех ведущих корпораций, а список очень силен: кроме ранее названных компаний, UDDI поддерживают Sun, Intel, Oracle, SAP, Commerce One и т. д. Среди промышленных гигантов следует отметить Boeing. Присутствовали люди из госдепа США. Кроме выступления этих фирм, были выступления типа “Лучшие решения”, где среди 14 докладов фирм был и мой. Его довольно тепло встретили, потому что идея приходить в глобальный регистр через репозиторий решает очень многие вопросы, возникающие при разработке спецификации UDDI. Уже полностью готова ее первая версия, в Атланте была одобрена вторая и обсуждалась третья. К декабрю будет одобрена третья версия спецификации, которую предполагается стандартизовать.
Естественно, что любая крупная торговая площадка или крупный бизнес захочет иметь много информации в своем собственном распоряжении, а не в глобальных регистрах и будет дозировать информацию, выдаваемую вовне. И тут оказалось, что у нас есть механизм, которого все ждали, т. е., описывая информацию через наш репозиторий, бизнес имеет возможность делить ее на три сегмента: частную, разделяемую по подписке с партнерами, и общедоступную.
PC Week: Ваше решение где-то внедрено?
И. Р.: Первая версия с февраля маркетируется в США, и у нее уже есть пользователи. Сейчас проходит тестирование бета-релиз второй версии, и ориентировочно в начале сентября он будет доступен. С одной крупной российской фирмой мы намерены подготовить совместное решение для отечественного рынка. И хотя может показаться, что UDDI для нашего рынка несколько преждевременен, но если посмотреть на тот же XML, то три года назад тоже казалось, что он не будет востребован, а сегодня без него невозможно представить ни один нормальный бизнес-процесс. Уверен, что через год фирмы, желающие заявить о себе на Западе, без UDDI уже не обойдутся. Я разделяю мнение, что и глобальные поисковые машины тоже будут вынуждены присоединиться к консорциуму, иначе глобальный UDDI их просто скушает, потому что при UDDI-поиске я получаю не кучу мусора, а структурированную классифицированную информацию, которую могу агрегировать по своим правилам. Более того, я могу поддерживать эту информацию в актуальном состоянии. Конечно, такой поиск для бизнеса намного эффективнее, чем существующий ныне.
PC Week: Предполагается ли в UDDI ведение национальных глобальных регистров?
И. Р.: Да, мы сейчас ищем партнеров, заинтересованных в том, чтобы вести российский регистр. В чем сложность национального регистра? Локальная информация должна заноситься на русском языке, а бизнесы, предназначенные для иностранных контрагентов, описываются на английском. Ведение национального регистра было бы полезно рассмотреть на уровне программ типа “Электронная Россия” либо на уровне Госстандарта, поскольку это дает возможность стандартизовать описания бизнесов и не плестись в хвосте у мирового сообщества, а быть даже впереди. Преимущества UDDI в рублях и копейках легко подсчитать, и они довольно убедительны.
PC Week: Интересно, каковы же эти преимущества?
И. Р.: Мой опыт общения с крупными западными корпорациями показывает, что внедрение такого описания бизнесов внутри одного подразделения помогает понять, кто что делает, избежать дублирования работ, позволяет применять сходные операции в других подразделениях (внутренний аутсорсинг), помогает улучшить управление продажами, так как, работая на одной базе, не нужно создавать лишних приложений для управления контентом. Таким образом снижаются затраты на ведение бизнеса внутри корпорации и ведение продаж по всей цепочке снабжения. Снижение расходов даже на десятые процента позволяет достичь конкурентного преимущества. При управлении закупками поступление актуальной информации о рынке предложений позволяет лучше их планировать, снизить складские заказы, более оперативно реагировать на изменение ценовой ситуации. Не секрет: из-за того, что процесс управления закупками достаточно дорогостоящ и трудоемок, у нас многие крупные корпорации заключают соглашения о поставках раз в год или раз в два года. Конечно, ценовая ситуация за это время сильно меняется. Если нет механизма ее отслеживания (а для этого нужно создавать специальное подразделение), то приходится полагаться на милость поставщика.
Стоит еще сказать, что одна из декларируемых задач UDDI-сообщества - приблизить возможности малого и среднего бизнеса к возможностям крупного. То есть чтобы небольшой цветочный магазин во Владивостоке, имея интересные предложения, мог получить доступ ко всему мировому рынку.
PC Week: Спасибо за беседу.