Интеллектуальные здания: есть предложение, но нет массового спроса. Почему?
ООО “Элекс.Ком” (http://elecs.tomsk.ru), до конца 1998 г. - “Элекс-Томск” - одна из старейших российских компьютерных фирм. 16 ноября 2001 г. ей исполнится 11 лет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что генеральный директор этой компании, выпускник механико-математического факультета Томского государственного университета Валерий Белоножко - участник большинства крупномасштабных многовендорных мероприятий, проводимых российскими дистрибьюторами аж с 1993 г. В частности, он посетил все пять Летних дилерских академий “Марвел”, за что на торжественном открытии Летней академии этого года (см. PC Week/RE, N 2001/28, c. 10) удостоился фирменного подарка - ему вручили огромного бело-синего кота по кличке Мя-арвел. О причинах участия в Академии, а также о проблемах и перспективах региональных фирм г-н Белоножко рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину.
Валерий Белоножко и кот Мя-арвел
PC Week: Валерий Владимирович, с какой целью вы приезжаете на такого рода мероприятия?
Валерий Белоножко: Прежде всего чтобы встретиться с топ-менеджерами дистрибьютора. Ведь поймать их в офисе не так-то просто, а по телефону по душам не поговоришь. Если с кем-то плотно работаешь, то всегда есть множество тем, требующих обсуждения. Кроме того, накапливаются вопросы их вендорам, “комплект” которых также обычно достаточно широко представлен на дилерских академиях. Ну и, естественно, хочется перекинуться словечком с коллегами, так как у большинства региональных компаний проблемы практически одни и те же. Поэтому на дилерских академиях, семинарах и прочих мероприятиях мы всегда общаемся между собой очень плотно.
PC Week: Вы сказали, что у региональных компаний много общих проблем. Не могли бы вы назвать самые актуальные?
В. Б.: Главная проблема - перебои с поставками, которые зачастую вызваны переменами в таможенных правилах. Я вижу единственный путь ее решения - пусть будут очень строгие правила, но пусть они будут постоянными и абсолютно едиными для всех игроков компьютерного рынка. Никаких льгот, никаких обходных путей! Ни для кого и ни при каких условиях! Справедливости ради надо сказать, что сейчас так называемых льготников стало заметно меньше. Но много еще и осталось... Не мы должны разбираться с таможней - это проблемы дистрибьюторов, но “по голове” получаем именно мы+ Ведь именно мы в конечном итоге отвечаем перед клиентами и платим штрафы за нарушение сроков поставок.
Вторая очень большая региональная проблема - централизованные поставки, когда некая столичная компания выигрывает крупный федеральный тендер. Наиболее типичная картина при этом такова - из Москвы приезжают специалисты, причем зачастую не самые лучшие, быстро “лепят” корпоративную сеть или ее фрагмент, а затем уезжают и установленное ими оборудование становится практически бесхозным. На мой взгляд, выигрывать такие тендеры имеет право лишь компания, обладающая разветвленной сетью региональных партнеров и при условии, что именно эти партнеры будут осуществлять инсталляцию оборудования и его техническое обслуживание.
Ну и наконец нас донимает коррупция, в результате которой продвигаются далеко не самые удачные решения.
PC Week: Что можно сказать о численности вашей компании и ее обороте?
В. Б.: Сейчас в “Элекс.Ком” 52 сотрудника, т. е. примерно столько же, сколько работало и до кризиса. Начиналась же фирма с шести человек. Оборот 2000 г. - 2,2 млн. долл. (для сравнения: лучший докризисный оборот - 3,5 млн. долл.). Большая часть наших специалистов - проектировщики систем и монтажники оборудования. Раньше мы занимались почти исключительно инсталляцией структурированных кабельных систем, а сейчас стараемся освоить технологию построения интеллектуальных зданий. Как жилых, так и офисных.
PC Week: Сколько у вашей компании поставщиков?
В. Б.: Не менее десяти. Некоторые из них специализируются на каком-то одном виде продукции (например, пассивном сетевом оборудовании Legrand), другие представляют собой этакие суперуниверсамы, в которых можно найти практически все самое необходимое. С “Марвелом” мы работаем почти с первого дня создания московского офиса. Это не самый крупный поставщик “Элекс.Ком” - на него приходится менее 10% всей закупаемой нами продукции, но зато самый любимый. Мы берем у “Марвела” мониторы CTX, сетевое оборудование Intel и Cisco, системные платы Gigabyte, оборудование APC, AMP, Legrand, Lexmark, D-Link.
PC Week: Где черпаете трудовые ресурсы?
В. Б.: Новых специалистов стараемся готовить из числа выпускников высших учебных заведений - у них головы светлые и относительно “пустые” (ни один институт страны не выпускает “готовых” системных интеграторов), так что в них много чего можно “заложить”. Беда отечественных вузов - в низкой технической оснащенности. Тонкости системной интеграции нельзя освоить, изучая лишь теорию, необходим практический опыт работы с железом, поэтому “доводка” вчерашнего студента занимает у нас до одного года. И очень правильно поступает Cisco Systems, оснащая вузы своей техникой и готовя энтузиастов современного сетевого оборудования.
Кадровые агентства в нашем городе есть, и мы даже пытались воспользоваться их услугами, но ничего хорошего из этого не получилось, так как сотрудники этих агентств совершенно не понимают специфику нашего бизнеса. Даже если “словесный портрет” требуемого специалиста займет несколько страниц, то эти страницы будут для знакомых мне кадровиков китайской грамотой. Не посылать же этих “знатоков человеческих душ” на курсы по изучению СКС!
PC Week: Какой-нибудь фирменный софт своим клиентам предлагаете?
В. Б.: Раньше предлагали оригинальное сетевое оборудование и соответствующее ПО собственной разработки, а сейчас нет. Мы поняли, что наши продукты по функциональности не могут конкурировать с разработками западных корпораций. Однако мы устанавливаем общесистемное и сетевое ПО Novell и Microsoft, а также программы “1С:Предприятие” и БОСС компании “АйТи”.
PC Week: Не боитесь, что в скором времени вам придется довольствоваться ролью субподрядчика, ведь заказчикам нужны не СКС сами по себе, а законченные программно-аппаратные комплексы, решающие широкий спектр поставленных перед предприятием задач?
В. Б.: Далеко не все фирмы представляют, что им в конце концов нужно. Многие рассуждают так - поставим для начала СКС, а там видно будет... Несколько лет назад многие даже СКС ставить не хотели. Зачем, рассуждали они, прибьем к стенам или плинтусам кабели (там, где нужно) - и дело с концом. Зачем нам относительно дорогостоящая СКС, когда все и так прекрасно работает+ Вы не поверите, когда мы в рамках “Элекс-Томск” создали отдел СКС, его услуги не были востребованы в течение почти трех лет! Нечто подобное происходит сейчас с подразделением, призванным проектировать и осуществлять монтаж интеллектуальных зданий. Это достаточно дорогостоящие технологии, способные увеличить стоимость готового жилья или офисных площадей на 25%, но они окупаются всего за 1-2 года за счет экономии электричества, воды, тепла, затрат на ликвидацию последствий “бытовых ЧП” и т. д. Полагаю, что и использование этих технологий станет еще более актуальным, когда произойдет давно обещанная реформа жилищно-коммунального хозяйства и потребляемые ресурсы как организациям, так и частным лицам придется оплачивать полностью. В интеллектуальном же здании можно поддерживать оптимальную температуру (в рабочее время - одну, в нерабочее - другую). В нем невозможны крупные сантехнические аварии, так как в случае обнаружения протечек подача воды по соответствующим трубопроводам мгновенно блокируется и одновременно автоматически производится вызов спецслужб. Добавьте к этому системы передачи данных, видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и т. д. Такого рода интеллектуальные системы, насколько мне известно, уже установлены в аэропорту Домодедово, оснащаются ими службы Шереметьева-2 и ряда других организаций. Одним словом, процесс пошел... Эту целину активно распахивают такие известные фирмы, как IBS (www.ibs.ru), “АйТи” (www.it.ru), ICS (www.intelbuild.ru) и т. д. Мы тоже пытаемся проложить свою борозду+
PC Week: Ну и как, удается?
В. Б.: Пока ни одного законченного внедрения нет, но мы ведем активную разъяснительную работу как среди строителей, так и среди наших традиционных заказчиков. Бывает, что при проектировании здания закладывается какая-либо одна интеллектуальная подсистема (например, управление микроклиматом), но концепция истинно интеллектуального здания предусматривает объединение всех интеллектуальных подсистем в единое целое, с единым диспетчерским центром. Если же в здании каждая интеллектуальная подсистема проектируется, сооружается и эксплуатируется сама по себе, то в целом такое здание нельзя назвать интеллектуальным.
PC Week: Насколько я знаю, Томск - город ученых и студентов, но отнюдь не преуспевающих бизнесменов и миллионеров. Так что едва ли в вашем городе идеи интеллектуального здания быстро овладеют умами и кошельками физических и юридических лиц...
В. Б.: Да, в Томске мало денег, да и жителей-то всего около 700 тыс. человек (вместе с городом Северском). Но здесь находится только половина наших заказчиков. Остальные разбросаны по всему Западно-Сибирскому региону: в Алтайском и Красноярском краях, в Кемеровской и Новосибирской областях и т. д. Так что мы надеемся, что предлагаемые нами технологии со временем будут востребованы достаточно широко.
PC Week: Много ли компьютерных фирм имеют лицензии на право “интеллектуализации” зданий?
В. Б.: Лицензии на право проведения проектных и строительно-монтажных работ при строительстве или капитальном ремонте зданий могут выдавать (сроком на три года) либо областные лицензионные палаты, либо Госстрой РФ. В последнем случае они действительны на территории всей страны, нужно только зарегистрировать их в соответствующей областной лицензионной палате. У нас есть лицензии Госстроя (в последний раз мы переподтвердили их в апреле 2000 г.). Я думаю, в России найдется до тысячи компаний, имеющих областные лицензии на право проведения строительно-монтажных работ при строительстве или капитальном ремонте зданий. Фирм, имеющих областные лицензии на право проведения проектных работ при строительстве или капитальном ремонте зданий, существенно меньше. Еще меньше фирм имеют лицензии Госстроя, так как получить их гораздо сложнее, чем областные.
PC Week: Почему вас заинтересовали интеллектуальные здания?
В. Б.: Основой их создания являются СКС. А инсталляцией структурированных кабельных систем мы занимаемся уже более пяти лет и достигли в этой области определенного совершенства. Грех не использовать накопленный потенциал.
PC Week: Кто должен выступать в качестве заказчика проекта интеллектуализации здания?
В. Б.: Генподрядчик, которым, как правило, является строительная организация. Но беда в том, что многие генподрядчики даже не подозревают, какие возможности открывают для обитателей зданий современные информационные технологии. Какая там интеллектуализация - действующие ГОСТы не предусматривают даже установку в комнатах телефонных розеток и разъемов для подключения телевизоров (а вот розетки радиотрансляционной сети предусмотрены, но многие ли ими пользуются?!). Я уж не говорю об охранной и пожарной сигнализации, системах видеонаблюдения и т. д. Идем дальше: в погоне за минимизацией расходов на обустройство “коробок” некоторые горе-строители скручивают в один жгут силовые и телефонные провода. При этом тонкой телефонной лапшой “для прочности” и удобства монтажа оборачивают толстенные электрические кабели и затем все это “хозяйство” заштукатуривают! Экономят и на силовой проводке: даже в так называемых элитных домах ее зачастую делают не медной, а алюминиевой. А ведь известно, что срок жизни этой проводки существенно короче, чем медной. Еще менее долговечны переходы медь - алюминий+ Одним словом, многие наши строители (и разработчики стандартов!) на полвека отстают от требований времени.
PC Week: Если нет массового спроса на интеллектуальные здания, то, возможно, есть смысл искать заказы на интеллектуализацию отдельных, уже построенных офисов или квартир?
В. Б.: Нет, все кабельные каналы, всю инфраструктуру здания надо закладывать еще на стадии проектирования или капитального ремонта здания. Только тогда все это имеет разумную стоимость и достаточно быстро окупается. В то же время сейчас сооружается очень много жилья нулевой степени готовности (голые неоштукатуренные несущие стены, отсутствие внутриквартирных перегородок, сантехнических изделий, силовых и телефонных проводов, освещения и т. д.). Доводка такого рода квартир и офисов “до ума” - лакомый кусочек для системных интеграторов. Но, повторяю, интеллектуализация отдельно взятых квартир существенно дороже (в пересчете на одну квартиру), чем интеллектуализация здания в целом. Насколько я знаю, сейчас лоббируется закон, запрещающий сдавать в эксплуатацию жилье нулевой степени готовности+ Если такой закон примут, истинно интеллектуальных зданий в нашей стране будет проектироваться и строиться гораздо больше.