АВИОНИКА
С 14 по 19 августа на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковском Московской области прошел V Международный авиационно-космический салон (МАКС-2001, www.maks.ru). Все дни его работы стояла прекрасная погода. Это позволило показать в полете всю выставленную технику - от самого большого в мире транспортного самолета “Мрiя” до точной копии находившегося на вооружении российской армии в Первую мировую войну истребителя “Сопвич” и героя Халкингола истребителя И-15 “Чайка”. Всего же в небе над Жуковским летало около 150 самолетов и вертолетов. Как и на прошлом Московском авиасалоне, истребитель с обратной стреловидностью крыла Су-47 “Беркут” демонстрировался только в воздухе и не был представлен широкой публике на наземной стоянке.
Многоцелевой истребитель российских ВВС Су-30МК
“Бенефициантами” авиасалона, несомненно, стали самолеты КБ им. Сухого. Впервые за время проведения московских авиасалонов под крышей одного из самых больших павильонов “Д” суммарной площадью 2200 кв. м представили свою экспозицию 25 предприятий, так или иначе связанных с производством самолетов марки Су. А на экране во время показательных выступлений авиалайнеров на МАКС-2001 можно было наблюдать воздушную обстановку над Жуковским, передаваемую с борта одной из летающих над ним “Сушек”.
Из поставщиков радиоэлектронного оборудования, которым оснащаются самолеты Сухого, можно отметить РПКБ из подмосковного Раменского (авионика), Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ, весь бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы), петербургскую компанию “Ленинец” (радары) и др.
Вообще же пятый юбилейный МАКС стал рекордным и самым представительным за всю историю проведения авиакосмических салонов в России. В нем приняли участие 537 фирм из 34 стран мира. Экспозиция была размещена в 30 выставочных павильонах.
Уже стало общим местом, что раньше СССР, а теперь Россия производит хорошие самолеты и вертолеты с точки зрения планера, т. е. летных характеристик. Но связное и радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов, а также наземное, сильно отстает от лучших мировых образцов (хотя сравнение возможностей одной страны и всего мира не всегда корректно, но так уж повелось).
“Лес” антенн наземных радиотехнических и
телекоммуникационных комплексов на МАКС-2001
Так вот, на МАКС-2001 это устоявшееся мнение было весьма серьезно поколеблено. Сейчас мы проектируем и производим уникальное оборудование и приборы, а вот рекламировать и продавать их только учимся. В этом нет ничего удивительного - Российское агентство по системам управления (РАСУ), которому сейчас подчиняется большинство радиозаводов и предприятий, производящих электронику, было уж больно засекречено. Хотя тот же КНИРТИ разработал не имеющую в мире аналогов систему радиоэлектронной борьбы, размещаемую на вертолетах конструкции Камова. Два таких вертолета - постановщика помех с фазированными антенными решетками обеспечивают полную защиту от обнаружения своих самолетов радиолокаторами противника в зоне, имеющей до 150 км в глубину и до 80 км по фронту.
Мобильные автоматизированные станции помех Р-934Б, монтируемые на машинах КамАЗа повышенной проходимости, представил Владимирский завод “Электроприбор”. Встроенные средства контроля основных параметров выдают оператору информацию о состоянии станции без прекращения ее работы.
В систему РАСУ входит и федеральное государственное унитарное предприятие Пензенский радиозавод (penza@vpk.ru). Оно производит подвижные (монтируются на БТР и шасси грузовиков повышенной проходимости) батарейные командные пункты для автоматизации управления боевыми действиями зенитных средств подразделения ПВО ПУ-12М7. Посты съема и обработки радиолокационной информации ПОРИ-П1М, ПОРИ-П2М, ПОРИ-П3 и 9С467-2М являются источниками данных о воздушной обстановке для объектов автоматизированных систем управления войсками ПВО и авиации.
Комплекс “Слепок-М1” предназначен для автоматизированного и неавтоматизированного управления бригадой залпового огня “Смерч”.
Управление зенитно-ракетной батареей “ТОР-М1” (одна из основных статей российского военного экспорта) ведется по телекодовым каналам из четырех боевых машин унифицированного подвижного батарейного командного пункта “Ранжир-М”, производимого также Пензенским радиозаводом.
Челябинский радиозавод “Полет” (www.poliot.ru), специализирующийся с середины 50-х годов на серийном производстве сложной радиотехнической аппаратуры для нужд гражданской авиации и МО, представил на авиакосмическом салоне свои новейшие разработки. Все они связаны с системой управления воздушным движением, которая в значительной мере устарела и находится в стадии модернизации практически по всей России. Главная причина проводимой модернизации - все большее количество трасс над страной открывается для пролета иностранных самолетов. Обеспечение безопасности пролета по таким трассам должно соответствовать требованиям международной организации гражданской авиации ИКАО.
А с 1 февраля 2001 г. начали официально действовать четыре так называемых трансполярных коридора. Они проходят через территорию Сибири и соединяют напрямую Юго-Восточную и Южную Азию с основными городами Северной Америки. По сравнению с маршрутами, огибавшими Россию, время в полете сокращается на 5-6 часов. За пролет же над своей территорией, а каждый из маршрутов имеет протяженность порядка 4000 км, наша страна получает по 70 долл. за 100 км пути. Естественно, что в пределах коридоров переоснащаются запасные аэродромы. В частности, “Полет” предлагает для них инструментальную систему посадки ILS СП-90, состоящую из курсового и глиссадного маяков. Она соответствует требованиям ИКАО I, II, III. Отвечает этим требованиям и радиотехническая система ближней навигации VOR/DME РМА-90.
Су-37 - единственный в мире самолет с изменяемым вектором тяги
К последним разработкам завода относится также аэродромный обзорный радиолокатор с вторичными аэродромно-глиссадными каналами RBS и УВД АОРЛ четырех модификаций.
Среди изделий Московского НИИ приборостроения следует отметить авиационную систему наблюдения по договору “Открытое небо” для самолета Ту-154 М-ОН. Она позволяет контролировать с воздуха перемещение войск и вооружений в рамках указанного договора и передавать полученные данные на наземный комплекс сбора и обработки данных. Ну а наиболее известная разработка НИИ - комплекс радиолокационного дозора и наблюдения АК РЛДН-50Э, устанавливаемый на российских АВАКСах - самолетах А-50.
Наметился прорыв и в производстве приемного оборудования навигационных систем GPS/ГЛОНАСС (см. PC Week/RE, N 15/2001, с. 31). В российской группировке навигационных спутников ожидается пополнение, а никому не нужные и довольно легко обходимые ограничения на использование приборов частными лицами скорее всего будут сняты.
Петербургский РИРВ (Российский институт радионавигации и времени) приступил к серийному выпуску навигационно-временного приемника К-161, предназначенного для определения текущих координат, скорости и времени по сигналам спутниковых навигационных систем. Для этого было закуплено в Швейцарии оборудование на 4 млн. долл. Уже сейчас цена приемника находится на уровне $1000, что в восемь раз дешевле его американского аналога Javad JJ-20 и в шесть раз - Ashtech JJ-24. По мере увеличения объемов выпуска цена на К-124 будет снижаться. Активная автомобильная антенна для приемника продается за $150.
Профессиональный навигационный датчик СН-3700 для работы в системе GPS/ГЛОНАСС выпускает московское КБ “НАВИС”. Погрешность определения координат, обеспечиваемая датчиком, - от 1 до 7 м.
Навигационная система GPS создавалась как военная система и остается все-таки таковой до сих пор, что с успехом подтвердил опыт “Бури в пустыне”. Поэтому существуют и передатчики помех для приема сигналов системы. Их предлагает московское предприятие “Авиаконверсия”. Передатчик имеет малые габариты и излучает помеховые сигналы, которые, попадая на вход приемника, не позволяют правильно измерять географические координаты любого объекта, снабженного этим приемником. Передатчик устанавливается в районе возможных боевых действий и излучает специальные радиосигналы в зону предполагаемого нахождения войск противника.
Зарубежные фирмы на МАКС-2001 представили в основном легкие самолеты, которые отечественной авиапромышленностью не производятся, а потому могут найти спрос на российском рынке. Что касается “приборной” части, то здесь можно отметить американские компании Honeywell и Hewlett-Packard (см. статью “HP демонстрирует комплексные решения для авиапредприятий”). Honeywell же представил свою новейшую разработку MARK XXII. Эта система предназначена для передачи летчику сигналов о сближении самолета с землей. Ее интерфейс содержит базу данных по рельефу местности, над которой проложен воздушный маршрут. Постоянная сверка этих данных с реальным местоположением воздушного лайнера позволяет исключить возможность встречи с каким-нибудь непредвиденным препятствием.