Macworld New-York’2001: разбор полётов
ВЫСТАВКА
Подобно тому, как большинство студентов живет от сессии до сессии, ярые поклонники Apple живут от одной выставки Macworld до другой. Как и сессии, эти события случаются дважды в год: зимняя выставка Macworld проводится на Западном побережье США, а летняя - на Восточном. И каждая приносит пользователям новые модели компьютеров и новые версии программ, а также новые идеи по поводу того, “как жить дальше”.
Правда, компания Apple Computers участвует еще в нескольких “профильных” событиях. Например, мультимедийные технологии она обычно представляет на ежегодной конференции американской National Association of Broadcasters (NAB), а наиболее мощные модели компьютеров - на выставке и семинарах Seybold, посвященных традиционным “бумажным” издательским технологиям и их электронным аналогам. Различные аспекты создания и развития программного обеспечения рассматриваются на конференции Worldwide Developers Conference (WWDC), собирающих огромное число разработчиков программ для платформы Apple. Но тем не менее большинство “судьбоносных” для Apple’овского сообщества новшеств появляется именно на Macworld.
Как обычно, ажиотаж вокруг Macworld подогревался слухами о совершенно новых компьютерах, которые Apple якобы готовит для показа. Надо сказать, что эти слухи подкреплялись целой серией бесспорных фактов и логических рассуждений.
Дизайн’2001
Компания Apple не обновляла сколько-нибудь принципиально дизайн профессиональных настольных Power Mac с января 1998 г. Машины объявленного тогда семейства (“Blue & White”) базировались еще на процессорах PowerPC G3 (самая мощная машина семейства комплектовалась 400 МГц кристаллом) и имели бело-голубой корпус с уже ставшими традиционными для Power Mac “ручками и ножками для переноски”. Дизайн корпуса был решен в традициях iMac с его полупрозрачным поликарбонатом и лишенными жестких углов формами. При переходе на процессор PowerPC G4 “внутренности” и окраска компьютера изменились, но общий iMac’овский дизайн сохранился. Позже те же дизайнерские идеи нашли свое отражение в компьютерах семейства iBook.
Таков теперь дизайн портативных Маков
Ситуация стала меняться с лета прошлого года, когда был объявлен Power Mac G4 Cube, чей дизайн основывался на совершенно других идеях. Компьютер был напрочь лишен всяческих украшательств и зрительно представлял собой минималистский куб серебряного цвета, “подвешенный” над поверхностью стола на прозрачной подставке. Зимой за ним последовал PowerBook. Его новая модель PowerBook G4 Titanium в закрытом состоянии более всего напоминает дюймовой толщины пластину титана (из которого и сделан корпус этого ноутбука). В мае к ним присоединился iBook, повторивший (правда, с чуть меньшим изяществом и при гораздо меньшей стоимости) основные идеи оформления PowerBook G4 Titanium. Стало ясно, что перед нами новый базовый дизайн компьютеров Apple, причем применяемый и в настольных, и в портативных устройствах. Фанаты Apple начали рассуждать, как же будут в соответствии с его принципами выглядеть новые iMac’и и Power Mac’и. И если форма нового “профессионального” Power Mac G4 казалась вполне понятной (серебряный кирпич с минимальным количеством внешних украшений), то по поводу формы новых iMac’ов мнения существенно расходились...
Некоторые технологические предпосылки
Кроме “морального старения дизайна” семейство Power Mac следовало модифицировать и по причинам чисто технологического свойства. По слухам, Apple в содружестве с Motorola наконец-то удалось заметно поднять частоту процессоров PowerPC G4 (точнее, MPC 7440) и почти достигнуть порога в 1 ГГц в массовых партиях. А возросшая производительность процессора требовала перехода на более быструю память и более быструю периферию. Все те же источники утверждали, что в лабораториях Apple уже давно создан новый дизайн универсального набора логики (чипсета) системной платы UMA 2.0, работающего с памятью типа DDR RAM, снабженный звуковой подсистемой окружающего звучания и включающего новую версию шины FireWire.
По поводу технических характеристик, как и по поводу облика будущих iMac’ов, велись бурные споры. Копья ломались в основном вокруг двух вопросов. Во-первых, было неясно, будут ли новые iMac снабжены ЭЛТ-мониторами или же произойдет переход на ЖК-технологии. Во-вторых, многие склонялись к мнению, что iMac’и пора переводить на процессоры PowerPC G4.
В пользу скорого перевода iMac на встроенные ЖК-мониторы говорят два факта. Во-первых, стоимость жидкокристаллических панелей с относительно небольшой диагональю за последний год сильно упала и продолжает падать быстрыми темпами. Так что при переходе с 15-дюймовой трубки на 14-дюймовую ЖК-панель удалось бы сохранить стоимость iMac почти неизменной, а пользователь получил бы массу преимуществ (кстати, и в размере экрана - ведь из 15 дюймов нынешней трубки “работают” только 13,8 дюйма). Вторым доводом в пользу iMac на базе ЖК является полный отказ Apple от производства мониторов на базе традиционных трубок и перевод всего этого семейства (сегодня в него входят три модели) на ЖК-панели. Кстати, радетели перехода на ЖК-мониторы отмечали, что Apple накануне Macworld сняла с производства Power Mac G4 Cube.
Одна из фантазий на тему, что из себя мог бы представлять новый iMac.
К сожалению, оказавшаяся очень далекой от действительности
“Сторонники прогресса” утверждали, что повсеместное внедрение компанией Apple технологий видеомонтажа требует столь же повсеместного перехода на процессоры G4, оптимизированные для подобной деятельности. Опять же, освободивший рыночную нишу Cube использовал именно G4...
Ситуацию еще более усугубили несколько фотографий и сообщений “работников Apple” и “тесно связанных с Apple разработчиков”, склоняющих чашу весов в сторону “революционного подхода” к новым Power Mac G4 и iMac.
В общем, все ждали выставки...
В этом году летняя Macworld прошла в нью-йоркском Javits Convention Center с 18 по 20 июля. И, как всегда, она открылась выступлением (keynote) Стива Джобса, исполнительного директора Apple Computer.
Розничные магазины Apple
Джобс начал свою тронную речь с рассказа о развитии собственной сети розничных магазинов компании Apple. К началу выставки уже работали два таких магазина - первый открылся под Вашингтоном в городке Мак-Лин (штат Виргиния), а второй расположился на Западном побережье США, в городке Глендейл, что между Лос-Анджелесом, Пасаденой и Сан-Фернандо.
Джобс подтвердил, что до конца 2001 г. число розничных магазинов в США будет доведено до 25. Было также отмечено, что даже существующая сегодня микросеть уже успела продемонстрировать очень хорошие результаты.
Розничные магазины Apple размещаются в крупных торговых центрах по всей территории США.
Короче, Apple имеет все основания добавить к своему традиционному лозунгу “Think Different” новый - “Shop Different”. И самое время компаниям, представляющим интересы “Яблока” в других странах, последовать ее примеру.
“Десятка”
“Разогрев публику”, Джобс перешел к главному. И этим главным на выставке стала новая операционная система Mac OS X и программное обеспечение для нее.
Процесс перехода на “десятку” идет полным ходом - по словам Джобса, для нее уже поставляется более тысячи приложений, причем опрос независимых разработчиков на WWDC’2001 показал, что 29% процентов из них собираются завершить перенос своих программ в течение ближайших двух-трех месяцев и еще 55% - за полгода.
Чтобы подтвердить это, Джобс пригласил на сцену разработчиков десяти популярных программ, охватывающих все сектора рынка. Эта часть выступления получила название “Десять на десятке”.
Десятка на десятке
Шоу “Десять на десятке” открыл Кевин Браун из Microsoft с новой версией всем известного офисного пакета - Office 10.
Следующим на сцену вышли Шантану Нарайен и Тед Алспах из Adobe, продемонстрировавшие, как замечательно новые Illustrator, GoLive и InDesign реализуют стратегию фирмы по созданию универсального контента для печати, Интернета и WAP-устройств. Особенно впечатлило широкое использование в продуктах Adobe мощных графических возможностей “десятки”.
В новую версию “десятки” были добавлены новые элементы интерфейса
Бретт Мюллер из Quark показал возможности давно ожидаемого QuarkXPress 5.x (правда, альфа-версии), среди которых надо отметить развитую работу со слоями, таблицами и экспорт публикаций в форматы XML и HTML.
Доминик Гуппил рассказал о FileMaker 5.5 Pro for Mac OS X, поставляемой уже в течение двух месяцев. Эта довольно “легкая” многоплатформная система управления базами данных активно используется в США (в частности, для создания Интернет-сайтов), но почти неизвестна в России... Также был анонсирован ее серверный вариант - FileMaker Server 5.5 for Mac OS X.
Бурю восторгов вызвала демонстрация Куртом Шмакером из Connectix общедоступной предварительной версии Virtual PC 4.0 for Mac OS X. Этот программный эмулятор Wintel-компьютера позволяет “загружать” почти любые операционные системы, включая Windows XP и Red Hat Linux. В качестве примера был показан AutoCAD, работающий под Windows 98, выполняемой под Virtual PC на “десятке”.
Следующей в списке оказалась программа ViaVoice от IBM, представленная Тоби Манерс и Джеффом Казницом. По сравнению с презентацией двухгодичной давности программа была переработана под “десятку”, получила новый интерфейс и, главное, была оптимизирована для процессора PowerPC G4 и многопроцессорных конфигураций, в результате чего заметно прибавила в скорости и качестве распознавания текста. Наконец-то стало возможно диктовать текст и давать голосовые команды слитно, не разделяя отдельные слова паузами.
Следующие три программы были из мира обучения и развлечений. Ими оказались электронная энциклопедия World Book 2002 for Mac (Майкл Росс, World Book, Inc.), ставшая трехмерной стратегия реального времени Warcraft III (Фрэнк Пирс, Blizzard Entertainment) и спортивная игра Tony Hawk’s Pro Skater 2 (Майк Роджерс, Aspyr Media).
Наконец на экране появилась Maya 3D компании Alias|Wavefront. Ричард Керрис продемонстрировал небольшой видеоролик, иллюстрирующий богатые возможности этой системы трехмерной анимации и рендеринга, а также то, как этот ролик создавался в Maya.
Возвращаясь к тому, что же сделала сама компания Apple, Джобс отметил, что с момента выхода Mac OS X в марте 2001 г. были выпущены уже четыре пакета модернизации. А теперь настало время для следующей версии этой системы - Mac OS X 10.1.
Главное отличие 10.1 от 10.0 - в производительности. Новая “десятка” быстрее старой, причем в некоторых случаях - даже в несколько раз (особенно существен прирост скорости запуска приложений и производительности графической подсистемы).
Увеличились и возможности самой системы, причем весьма заметно. В частности, появились некоторые долгожданные дополнения пользовательского интерфейса Aqua этой системы, значительно увеличилось число совместимых с системой принтеров. Заметно улучшились возможности системы в качестве “центра цифровой вселенной” (как его называют в Apple, “Digital Hub”): система наконец-то научилась воспроизводить DVD-Video, писать любые данные на CD-R/RW и DVD-R (причем прямо из Finder’а, без всяких дополнительных программ), работать с цифровыми фото- и видеокамерами+ Получили развитие и ее сетевые возможности - “родной” Apple’овский протокол AppleTalk теперь можно использовать для доступа к сервисам AFP Server “десятки”, появился встроенный клиент традиционного для Windows протокола SMB, а также добавилась совместимость с WebDAV.
Mac OS X 10.1 начнут поставлять в сентябре 2001 г., причем все пользователи версии 10.0 смогут получить ее бесплатно с помощью подсистемы автоматической установки пакетов модернизации. Как заметил Джобс, после выхода Mac OS X 10.1 процедуру перехода на принципиально новую систему можно считать наполовину завершенной.
Стандарт FireWire 1394b
В соответствии с рекомендациями IEEE скорость FireWire возрастет до 1600 Мбит/с, появится поддержка новых сред передачи данных, что позволит значительно увеличить дальность соединения.
Для традиционного экранированного кабеля сохранится максимальное расстояние соединения 4,5 м при скорости передачи данных 400, 800 или 1600 Мбит/с, для неэкранированной витой пары пятой категории - до 100 м при скорости 100 Мбит/с, для недорогого пластикового оптоволокна - до 50 или 100 м при скорости 100 или 200 Мбит/с, для многомодового стеклянного оптоволокна - до 100 м при скорости 400, 800 или 1600 Мбит/с. При этом гарантируется доступность в следующей версии стандарта FireWire для стеклянного оптоволокна скорости 3200 Мбит/с).
Как устроены розничные магазины Apple
Тем, кто незнаком с концепцией сети розничных магазинов Apple, может показаться странным и этот энтузиазм руководства компании, и выбранный для развертывания этой сети момент. В самом деле, создавать еще одну розничную сеть в период кризиса отрасли - занятие несколько странное. Но все дело в том, что розничные магазины Apple - это не магазины в обычном понимании этого слова, а скорее некие центры культуры, храмы религии Apple, если угодно.
Первое, что бросается в глаза в любом из них, - ориентация на продажу “решений”, а не оборудования или программного обеспечения. Хотя и того и другого здесь предостаточно - вы можете посмотреть и купить любой выпускаемый в настоящий момент компанией Apple компьютер или любую более чем из 3000 программ. В магазине четыре секции (работа с музыкой, видео, фотографией и решения для детей), где собраны функционирующие и доступные для каждого посетителя “рабочие места”. Потенциальный покупатель, например, может прямо здесь перегнать видеоролик со своей камеры на компьютер, смонтировать его и скинуть на DVD. У каждого рабочего места постоянно дежурит квалифицированный консультант. Что совершенно необычно для “монокультурного” магазина - здесь вы можете опробовать и купить компоненты, даже если они выпускаются другой фирмой.
Вторая характерная особенность магазинов Apple - это “Театр”, представляющий собой сцену с установленным на ней огромным проекционным телевизором. Здесь каждые полчаса проходят презентации решений, собирающие всех посетителей и превращающиеся в красочное представление возможностей компьютеров Apple. В промежутках между выступлениями на экране крутятся рекламные ролики, фильмы о продуктах Apple или цветомузыка, создаваемая плейером iTunes.
Кроме того, в магазинах Apple установлена “Стойка Гения” (Genies Bar), за которой всегда можно найти чрезвычайно хорошо подготовленного инженера, готового ответить почти на любой технический вопрос. Если же вопрос оказывается уж очень заковыристым, в распоряжении “Гения” всегда есть красный прямой телефон службы поддержки компании Apple. Таким образом “Гений” великолепно стимулирует продажи, а также упрощает доступ пользователей к службе поддержки и сокращает число “простых обращений”.
(Окончание следует)