Качество IP-телефонии повышается, и многие предприятия расширяют сферу ее применения
До недавнего времени Barnes Aerospace Group (Виндзор, шт. Коннектикут) выплачивала за международные переговоры такие суммы, которых вполне хватило бы для поддержания на плаву всего Европейского союза. Только ее подразделение в английском городе Дарби, где работал один-единственный представитель фирмы, ежемесячно получало счет на полторы тысячи долларов. А во что выльются такие разговоры, если, как планируется, этот офис будет преобразован в европейский центр сбыта? И Джим Ричардсон, старший специалист по технической поддержке, начал искать способ снижения астрономических платежей.
Джим Ричардсон: “Пришло время IP-телефонии”
Что он предложил? Наладить связь через Атлантику с помощью технологий Интернета. Конечно, ему пришлось выслушать немало предостережений от производителей традиционных телефонных систем о низком качестве передачи голоса и проблемах с полосой пропускания, но это Ричардсона не смутило. Прошлой осенью он приступил к реализации проекта стоимостью 15 тыс. долл., в ходе которого были развернуты офисная телефонная IP-станция NBX 100 корпорации 3Com и шесть Интернет-телефонов. Затея удалась: установленное оборудование работало отлично, а месячные выплаты опустились едва ли не до нуля. Это дало Ричардсону все основания заложить в бюджет фирмы на следующий год 75 тыс. долл., которые пойдут на установку еще одной офисной IP-АТС, дополнительных Интернет-телефонов и вспомогательных систем. С их помощью планируется наладить связь по IP-сетям между девятью американскими подразделениями Barnes Aerospace Group.
Достоинства IP-телефонии привлекают не только Ричардсона. Сегодня все больше корпораций преодолевают начальный скептицизм в отношении передачи голоса по IP-сетям и начинают ускоренно внедрять технологию, которая обещает снизить административные расходы и открыть доступ к новым услугам. В июне, скажем, о развертывании пилотного проекта в этой области заявила компания Dow Chemical (Мидленд, шт. Мичиган). К началу следующего года она намерена пустить в опытную эксплуатацию телефонную сеть на базе коммутаторов фирмы Cisco Systems, которые будут обслуживать 40 тыс. IP-телефонов.
Подобно Barnes и Dow, большинство корпораций все еще не готовы использовать для IP-телефонии общедоступный Интернет, предпочитая развертывать для этого собственные виртуальные (ВЧС) или просто частные сети. И все же, как отмечают специалисты, средства передачи голоса по IP-каналам уже начинают проникать на предприятия.
IP-телефония пока занимает весьма скромное место - в прошлом году на ее долю приходилось лишь 3% рынка, на котором доминировали традиционные офисные АТС с коммутацией каналов. Однако ситуация может быстро измениться: по оценке аналитика консультационной фирмы Frost & Sullivan (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) Рональда Груйи, к 2006 г. более половины всех выпускаемых офисных АТС будут передавать голос по IP-сетям.
Пионеры IP-телефонии обычно переходили на эту технологию ради снижения телефонных счетов и получения новых, более совершенных услуг, позволяющих передавать в едином пакете голосовую, текстовую и видеоинформацию. Однако в Северной Америке, где междугородняя связь обходится компаниям всего в 3-4 цента за минуту, финансы едва ли могут служить серьезным обоснованием перехода на передачу голоса по IP-сетям. Другое дело, если компании наподобие Barnes Aerospace приходится часто и помногу звонить через океан. В этом случае, как отмечает Груйя, IP-телефония сберегает немалые средства.
По мнению экспертов, такая экономия достигается главным образом за счет относительно простого развертывания новых систем связи и низкой стоимости их обслуживания. Со временем же стимулом для перехода на IP-телефонию может стать возможность объединенной передачи голоса и данных по одному каналу.
Но чтобы это произошло, корпорациям нужно сначала убедиться, что качество IP-телефонии оправдывает хлопоты с развертыванием новых офисных АТС. Потеря пакетов, задержки в их поступлении, “дрожание” сигнала - все это порой делает речь совершенно неразборчивой. И пользователи, наученные горьким опытом, уже давно сторонятся IP-телефонии. Чтобы избежать таких проблем, одни сетевые администраторы создают специальные ЛВС или ГВС на основе ISDN или сетей с ретрансляцией кадров, другие предпочитают обращаться к профессиональным поставщикам услуг ВЧС. В обоих случаях они получают широкий канал IP-связи для передачи традиционных данных и голоса. Способствуют скорейшему развитию нового направления и производители наподобие 3Com и Cisco, которые предусматривают в своих аппаратных средствах передачи голоса по IP-сетям поддержку протоколов кодирования данных, обеспечивая тем самым приоритетную пересылку голосовых пакетов по перегруженным сетям.
Все это подталкивает корпорации к расширению использования IP-телефонии. Трансатлантические переговоры Barnes проходят по сетевому каналу АТМ (Asynchronous Transfer Mode - асинхронный режим передачи), которым управляет соисполнитель - фирма Cybergnostic.net (Трамбул, шт. Коннектикут). Она же предоставляет и гарантии качества обслуживания.
Постепенно расширяет сферу применения IP-телефонии и корпорация Key (Кливленд, шт. Огайо). “В ближайшие несколько месяцев мы планируем наладить телефонную IP-связь еще с десятью точками”, - сказал Тони Фариначчи, ее старший вице-президент по техническому обеспечению финансовых услуг. Прошлой зимой такую связь уже получили десять подразделений корпорации, которые используют сети с ретрансляцией кадров. “Если нам понравится, мы охватим в нынешнем году еще полсотни узлов”, - добавил Фариначчи.
Развертывание IP-телефонии стало для Key насущной необходимостью после целого ряда слияний и приобретений, состоявшихся в 90-х годах. В результате корпорация получила свыше 920 филиалов и 450 машин АТМ. Для организации связи в приобретенных фирмах использовались офисные АТС, клавишные телефонные системы и сетевое оборудование передачи данных самых разных производителей. Стремясь унифицировать все эти средства, руководство Key решило приобретать аппаратные средства IP-связи у своего главного поставщика систем передачи данных - фирмы Cisco.
По словам Фариначчи, он предпочитает иметь дело с одним производителем оборудования, отвечающим и за каналы передачи данных, и за телефонные сети IP. Но как в таком случае объяснить, что в главном центре телефонного обслуживания Key по-прежнему действует около 150 офисных АТС фирмы Avaya, которые составляют его техническую основу? “Мы и не собираемся переходить здесь на IP”, - пояснил Фариначчи. Он намерен и дальше эксплуатировать оборудование разных классов, подбирая то, которое лучше всего подходит для малых филиалов или больших центров оказания финансовых услуг. На сегодняшний день в крупных подразделениях корпорации успешно работают современные старшие модели офисных АТС, а на IP-телефонию планируется переводить прежде всего небольшие филиалы.
Жалоб на надежность или качество IP-телефонии Фариначчи от своих сотрудников пока не слышал. Более того, идея широкого развертывания этой технологии встретила сдержанное отношение не у конечных пользователей, а в его собственном аппарате ИТ. В результате Фариначчи пришлось затратить немало усилий, убеждая своих сотрудников в необходимости объединенного управления голосовым трафиком и данными.
“Они привыкли налаживать клавишные системы, а тут нужно было переучиваться, заново осваивать планирование телефонного обслуживания больших групп”, - вспоминает Фариначчи.
Чтобы подчеркнуть перспективность сетевых технологий, он решил присвоить всем своим специалистам новое звание инженера по конвергенции. “Организация должна свыкнуться с мыслью о необходимости IP, - уверен он. - От этого маленького штришка может зависеть успех всего дела”. Не говоря уж о скорости перехода к следующей фазе развертывания IP-телефонии, добавим мы.
Алан Джоч - независимый специалист, пишущий о технологиях и бизнесе. Связаться с ним можно по адресу: ajoch@monad.net.
Весомая доля
В прошлом году оборудование IP занимало лишь малую часть рынка голосовой связи, однако широкое распространение новых технологий может значительно повысить роль этого направления уже к середине нынешнего десятилетия.
Общий выпуск в 2000 г.
56% Офисные АТС с коммутацией каналов
41% Клавишные телефонные системы
3% Офисные АТС IP-телефонии
Общий выпуск в 2005 г.*1
29% Офисные АТС с коммутацией каналов
22,6% Клавишные телефонные системы
48,4% Офисные АТС IP-телефонии
_____
*1. Прогноз.