ИТ И ОБРАЗОВАНИЕ

ИТ-компании - о взаимодействии с высшими учебными заведениями

Задумывая к новому учебному году материал о взаимодействии ИТ-компаний и вузов, мы, безусловно, знали о некоторых примерах успешного сотрудничества (см. тематический обзор “ИТ и образование”, PC Week/RE, 2001, № 11, с. 31), догадывались, что эти случаи не единичны, и надеялись, что интерес к совместной работе компьютерных фирм и институтов обоюдный. Так в целом и оказалось, более того: разнообразие форм и методов сотрудничества, многочисленные планы и перспективы, лелеемые ИТ-компаниями в отношении высшего образования, а также подоспевшее к концу августа внимание руководства страны к социальной сфере, науке и образованию (в августе у нас регулярно случается что-нибудь неожиданное) вселяют надежду: еще не все потеряно, кое-что можно возродить, кое-что “подштопать”, а наиболее пострадавшее - отстроить заново. По опыту ИТ-рынка мы знаем - компании, стартующие позднее остальных, имеют в своем распоряжении более совершенные инструменты и технологии. Поэтому есть основания рассчитывать, что “стройка” состоится, главное, чтобы “фундамент” (отечественные научные школы и образовательные традиции) не подвел.

Итак, почти двум десяткам известных на российском компьютерном рынке компаний были заданы пять вопросов (см. анкету). Практически все (за редким исключением) отнеслись к возможности рассказать о своих достижениях и планах в этой области с энтузиазмом. Многие неформально подошли к ответам и поведали даже больше, чем мы ожидали. Теперь подведем итоги нашего опроса.

Что подвигает к сотрудничеству с учебными заведениями?

Сегодня, когда мы живем “мирно” (без кризисов и потрясений) уже больше двух лет, есть возможность подумать о долгосрочных перспективах и стратегическом планировании, куда забота о развитии ИТ-рынка (как в кадровом, так и в потребительском аспекте) входит одним из основных направлений.

Кроме того, специфика данного сегмента (высокая концентрация интеллектуальных ресурсов и наукоемких технологий) предполагает, что его существование и развитие определяется людьми с хорошим и очень хорошим образованием, которые, как правило, прекрасно понимают важность последнего, знают о сегодняшних проблемах учебных заведений и в принципе расположены как к безвозмездной помощи им, так и к взаимовыгодному сотрудничеству. Именно поэтому многие компании среди причин обращения к сотрудничеству указали “ответственность за развитие российского ИТ-рынка и уровень профессиональной подготовки кадров” (Interface), а также “необходимость знакомить будущих управленцев отечественных предприятий с программными продуктами, представленными на российском рынке ИТ” (“Информконтакт”), “подготовку студентов к эффективному использованию современных технологий в своей будущей деловой карьере” (IBM), желание “поделиться с будущими руководителями предприятий розничной торговли знаниями и опытом” (“Пилот”), стремление “воспитать грамотных пользователей, что должно способствовать как росту нашего рынка, так и упрощению работы на нем, ведь иметь дело с грамотными специалистами гораздо проще и, главное, эффективнее для обеих сторон” (VDEL). Проявляют компании и заботу о будущем отечественной экономики - “сотрудничество с учебными заведениями, готовящими специалистов, которые завтра будут возглавлять российские предприятия, не может не интересовать ИТ-компании, тем более что автоматизация управления - отрасль, имеющая огромные перспективы” (“Информконтакт”).

Разумеется, присутствуют и прагматические компоненты. Один из них - рассказать о себе, своих продуктах и технологиях: “Новый курс “Системы автоматизации товародвижения и торговли” поможет освоить основные возможности предлагаемых нами технологий (“Пилот”); “один из мотивов сотрудничества с вузами - стремление корпорации заявить о себе подрастающим специалистам и приучить их к использованию технологий корпорации” (IBM); “познакомить будущих выпускников с технологиями и инструментами, которые мы используем для разработки нашего продукта, обучить основам и специфике ведения бизнеса в области информационных технологий” (Scala); “обучить студентов практической работе с тем ПО, которое способно повысить стоимость *1 их как специалистов на рынке труда” (“Парус”).

_____

*1. Для тех, кто не знает: доцент (кандидат наук) 15-го разряда по ЕТС имеет оклад (с доплатой за степень - там, где это делается) 1800 руб., профессор (доктор наук) - 2480 руб.

Другим компонентом прагматического плана является поиск квалифицированных сотрудников, пополнение кадрового резерва. Так, корпорация “Парус” считает перспективным расширение своей дилерской сети за счет выпускников московских вузов, уезжающих на работу в регионы. Забота о сети партнеров-франчайзи подталкивает к сотрудничеству с вузами и компанию “1С” - во франчайзинговых фирмах здесь трудится более 40 000 человек, и для поддержания и дальнейшего расширения этой уже почти отрасли требуются специалисты с соответствующей квалификацией. Компания Luxoft ведет работу с вузами по программе “Твоя карьера в IT-индустрии”: после презентации на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ 10 студентов были приглашены в компанию. После годичной стажировки и сфокусированного профессионального обучения они заняли должности технических специалистов различных отделов компании и теперь участвуют в проектах по созданию ПО как в России, так и за рубежом. Во время второго “студенческого набора” Luxoft “завербовала” еще 19 студентов выпускных курсов ведущих технических вузов.

С февраля нынешнего года стартовали программы “Стипендиат фирмы "Оптима"” и “Стажер фирмы "Оптима"”, важнейшими целями которых являются “подготовка высококвалифицированного профессионального кадрового резерва из числа молодых специалистов как основы будущего компании, обеспечение важнейших направлений ее деятельности творческим потенциалом молодых сотрудников, усиление и развитие позиций фирмы на новых направлениях информационных технологий и системной интеграции”.

Новые сотрудники из числа хорошо зарекомендовавших себя практикантов и стажеров появились и в компании “Интеллект-Сервис”, тесно сотрудничающей с рядом московских вузов.

С кем хотят дружить фирмы?

В основном ответы на второй и третий вопросы нашли отражение в таблице, здесь сделаем лишь некоторые пояснения. Как правило, компании, специализирующиеся на разработке и продвижении систем учета и управления, ориентированы на учебные заведения финансово-экономического (бухгалтерия, финансы, маркетинг, налоговый учет и пр.), а в последнее время - и управленческого профиля (МГУ, РЭА им. Г. В. Плеханова, МЭСИ, ГУУ, Финансовая академия, ГУ ВШЭ, РАГС, АНХ и т. п.). Фирмы - системные интеграторы, как это видно из второй части таблицы, предпочитают дружить с техническими вузами [(МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА, МГУ (ВМиК, мехмат), МФТИ, МАИ, МИФИ и др.)], откуда они черпают свежие кадры (подучив их в процессе или после учебы в вузе).

Однако такой “водораздел” постепенно размывается: с одной стороны, за счет кафедр информатики в институтах - здесь появляется интерес к более глубокому (нежели пользовательское) изучению ИС, принципов их построения, функционирования и т. д. С другой стороны, компании, развивающие свои ИС, начинают предлагать на рынок отраслевые версии (или настройки) своих систем и очень скоро приходят к необходимости сотрудничества с соответствующими отраслевыми вузами или специальными кафедрами. Так, несколько фирм проявляют пристальное внимание к Академии нефти и газа им. И. М. Губкина (ГАНГ); компания “Пилот” развивает взаимодействие с Институтом товароведения и торговли (РЭА им. Г. В. Плеханова); сотрудничеством с “Галактикой” заинтересовалась Волжская академия водного транспорта и Тюменский политехнический университет; “Парус” давно и активно работает с Московским университетом путей сообщения (МИИТ) и Университетом пищевых производств (МГУ ПП); “Цефей” - с Тимирязевской сельскохозяйственной академией. Ряд этих примеров можно продолжить.

Пополняется и арсенал форм и методов взаимодействия компаний с учебными заведениями. Компания “1С”, например, успешно проведя в прошлом году (совместно с Финансовой академией) научно-практическую конференцию по использованию ее продуктов в вузах, намерена продолжать эту практику. Ряд фирм организует и/или финансирует проведение студенческих конкурсов и олимпиад: IBM спонсирует мировой чемпионат по программированию (его третий год подряд выигрывают студенты СПГУ); “1С” - олимпиаду по программированию среди студентов экономических вузов (в этом году участвовали около 70 студентов); “Оптима” - Всероссийскую студенческую юридическую олимпиаду; помогать в проведении студенческих олимпиад планирует Lixoft. Несколько компаний практикуют присуждение студенческих стипендий и премий (“Галактика”, “Оптима”, ЛАНИТ, “Пилот”); растет интерес к организации совместных кафедр (“Интерфейс” и МФТИ; планирует это сделать ЛАНИТ).

Активно использовать научно-методический потенциал профессорско-преподавательского состава намереваются “Галактика” (создание учебно-методических материалов, а также привлечение как партнеров к продвижению решений корпорации), “Интеллект-Сервис” и “Оптима” (участие преподавателей в корпоративных программах обучения и проведении бизнес-семинаров и тренингов со специалистами фирмы), “Цефей” (совместная, с привлечением ЦНИИАтомИнформа, разработка курса, посвященного созданию КИС для МФТИ и МЭИ), Cisco Systems (участие специалистов из МГУ в сетевых проектах компании федерального и международного масштаба). Не забыт и энтузиазм студентов - недавно было объявлено о программе для студентов “Linux Scholar Challenge”, спонсором которой является IBM. Программа предусматривает привлечение студентов к написанию ПО с открытым кодом. Студентам на выбор предлагается разработать один из 16 кластеров Linux или минимальный уровень Linux для сервера IBM zSeries). 25 лучших студентов получат IBM ThinkPad на платформе Linux.

Как участники высокотехнологичного рынка, фирмы и в учебный процесс стремятся внедрять все самое новое: “ЭпикРус” планирует включать в свои курсы изучение CRM, ERP, систем электронного бизнеса; “Парус” - знакомить вузы с возможностью аренды приложений через Интернет; “1С” разрабатывает специальные мультимедийные продукты (компьютерные видеокурсы), методические материалы, ориентированные на самостоятельное изучение ПП, дистанционные курсы.

А с кем хотят дружить вузы?

Практически все компании, отвечавшие на вопросы, подчеркнули, что для успешного сотрудничества необходима заинтересованность руководителей вузов (как и в любом проекте) и преподавателей. Многие фирмы (при ответе на четвертый вопрос) отмечали ее наличие и даже возрастание (“1С”, “Интеллект-Сервис”, “Парус”, “Галактика” и др.). И лишь единицы констатировали безразличие, пассивность, отсутствие интереса у вузов.

Ни для кого не секрет (и во всех ответах этот факт фигурировал) нынешняя финансовая ситуация в нашем образовании, когда отсутствуют средства даже на самое необходимое. И тем не менее многим вузам удается в этих условиях и компьютерный парк наращивать, и новые курсы ставить, и с фирмами отношения налаживать. По собственному опыту работы в МГУ могу сказать, что для научных целей компьютеры активно покупаются на средства, получаемые по грантам, заказным исследованиям и совместным (например, с западными университетами) проектам; и такой техники в вузах уже довольно много. Это, следовательно, не служит препятствием для сотрудничества с фирмами и внедрения новых технологий в обучение (хотя понятно, что ситуация в регионах отличается от московской).

Что же мешает? В основном, на мой взгляд, три момента - недостаток информации о компаниях, негибкость учебных планов и человеческий фактор. Начнем по порядку.

Больше всего вузы хотят дружить с “1С”, затем идут “Интеллект-Сервис”, “Галактика”, “Парус” (в порядке перечисления возможны варианты) и др. И ничего удивительного - известность этих фирм, стоившая им немалых усилий, сделала их российскими брэндами. Недавно на одном из пресс-мероприятий представители компании Scala отметили, что в какой-то момент малое число публикаций в прессе о фирме и технологиях Scala стало мешать не только ее дальнейшему продвижению, но и поддержке действующих проектов, и это заставило поменять маркетинговую стратегию компании. Почему же фирмы, ведущие “замкнутый” образ жизни (и зачастую делающие это своей философией - “тот, кто надо, о нас знает, а остальным объяснять не обязательно”) удивляются недостатку энтузиазма у окружающих?

Второй и третий моменты органично связаны между собой. Те, кто преподавал сам или хорошо знаком с работой преподавателя, знают, что учебные планы - вещь весьма консервативная, они достаточно жестко регламентированы (по объему и характеру материала); к тому же на выстраивание курса лекций (или отладку тематики практикума, не говоря уже о написании учебных пособий) уходит много труда, но сделав это, преподаватель имеет возможность дальше жить повольготнее, плыть “по накатанному руслу”. Вспомним теперь о зарплатах преподавателей вузов*, и станет ясно, что далеко не каждый преподаватель (особенно старшего поколения, а таких сегодня в вузе большинство) возьмет на себя огромный труд по переработке имеющихся (или созданию новых) учебных курсов, по перекраиванию учебных планов, расписания, “пробиванию” новых часов (если кому-то добавлять, значит, надо у кого-то отнять), написанию учебных пособий, методических материалов и т. д. Отсюда понятно, что взаимодействие с вузами - прежде всего взаимодействие с преподавателями, а это “штучная”, ручная, кропотливая работа, требующая специального подхода, соответствующих знаний и навыков, позволяющих заинтересовать преподавателя и должным образом мотивировать его деятельность. Причем главное в этом - отнюдь не всегда деньги: скажем так, часто в первую очередь большинство ученых привлекают перспективность новых технологий, будущих совместных разработок и возможности самореализации. Однако и финансовые вложения в подобные проекты необходимы. И здесь представляется весьма разумной политика корпорации “Галактика”, не только много собственных сил прилагающей к сотрудничеству с вузами, но и предусматривающей гранты для преподавателей, взявшихся за разработку новых учебных курсов, составление методических материалов, учебных пособий и пр., которыми затем смогут воспользоваться другие образовательные учреждения сходной специализации.

Безусловно, нужна в этом плане и работа с Министерством образования. Ее, к примеру, успешно ведет компания IBM, участвующая в ряде программ по информатизации образовательных учреждений.

Иными словами, сотрудничество с вузами - это (особенно на первых порах) затратные проекты, которые, впрочем, как отмечалось в ответах многих компаний, следует рассматривать как инвестиции. Действительно, чем не продвижение продуктов и технологий - в данном случае в умы молодых специалистов? Здесь также имеются свои правила и закономерности, но они не столь очевидны. Известно, что в рекламном деле экономический эффект начинает ощущаться лишь при затратах на рекламу не менее 7-10% от финансового оборота компании. “В работе с учебными заведениями, - считает исполнительный директор корпорации “Парус” Алексей Федоренко, - видимо, также есть некая пороговая величина, лишь по достижении которой начинается отдача, отклик - иногда финансовый, но чаще всего, так сказать, “потребительский”, когда инициатива сотрудничества начинает исходить уже не от компании, а от вузов. Кроме того, мы считаем важным делать упор не только и не столько на обучение студентов, сколько на установление контактов с преподавателями и привлечение их к исследовательским и совместным проектным работам. В свете развертывания таких новых направлений, как автоматизация управления целыми городами и прочими муниципальными образованиями, подобные исследования очень нужны”.

Чего еще ожидают от вузов компании, готовые, а многие - уже начавшие сотрудничать с образовательными учреждениями? Практически все - не материальных вложений, а организационных усилий и профессиональных знаний: так, “недавно ряд вузов активно подхватил идею по проведению ежегодного конкурса дипломных и курсовых работ по “Галактике”. Сегодня этот конкурс проводится на регулярной основе. Лучшие работы тиражируются и пополняют учебно-методические материалы для всех вузов, участвующих в проекте” (“Галактика”); для фирмы “Оптима” интересно участие топ-менеджеров компании в научно-практических конференциях и семинарах, проводимых вузами, а также “привлечение профессорско-преподавательского состава к разработке корпоративной программы обучения и повышению квалификации сотрудников, проведению бизнес-семинаров и тренингов с топ-менеджерами и специалистами, аттестации (приему зачетов) по основам бизнеса”; многие считают важными организационные усилия руководства факультетов и кафедр и разнообразное “содействие бизнес-инициативам компаний” (Interface) .

“Требуются специалисты в области+”

Ответы на последний вопрос были очень+ разными. Суров приговор “Цефея”: “За последние годы уровень подготовки специалистов снизился. Во многом утерян системный подход к обучению. Учебные планы и программы значительно отстают от “требований момента”, слабая техническая оснащенность вузов не позволяет учить студентов новым технологиям. И, самое главное, даже у лучших выпускников ведущих вузов отсутствуют навыки работы в сложных проектах. Наши вузы продолжают готовить специалистов-одиночек, а на рынке труда сейчас нужны люди, способные понимать не только свою задачу, но и все ее связи с другими участками сложной системы”. Пессимистично, но, увы, во многом справедливо. Есть нейтральные оценки: “Изменения к лучшему, безусловно, есть, хотя об их грандиозности говорить не приходится” (Interface); высказывались и положительные утверждения: “подготовка специалистов изменилась в лучшую сторону” (“Галактика”), “уровень подготовки становится более приближенным к действительности” (“ЭпикРус”).

Как отметил заместитель директора по персоналу фирмы “Оптима” Алексей Аршинов, расставив все по местам, “уровень академических знаний у студентов не стал хуже, а в прикладных дисциплинах, являющихся основой будущей специальности, даже заметно повысился. Проблема в другом - часто совершенно отсутствует практический опыт, так как большинство вузов сократило продолжительность производственной практики, а студенты на каникулах приобретают опыт работы в областях, как правило, далеких от их будущих специальностей”. Отсутствие производственной практики (а следовательно, и практического опыта у выпускников) отметили в компании ЛАНИТ. Однако оптимистическая нота прозвучала в ответах “1С”: “Радует то, что все большее количество студентов, в особенности старшекурсников, зарабатывают дополнительные к нынешним мизерным стипендиям средства, совмещая учебу с профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий - работой в фирмах, внедряющих и обслуживающих системы автоматизации, администрированием сетей и т. п., что конечно же интереснее и перспективнее разгрузки вагонов, которой подрабатывали студенты эпохи застоя”.

Особенно интересны были ответы о том, какие специальности сегодня в дефиците. “+Нужны программисты, но именно программисты, т. е. специалисты, умеющие не только писать код, но и разрабатывать оптимальные алгоритмы решения задачи, способные понять место своего “куска” в проекте в целом, организовать все необходимые связи с другими задачами. Велика потребность в системных аналитиках, постановщиках, умеющих решать задачи на стыке управления и информационных систем” (“Цефей”). “Не хватает программистов, технических менеджеров, менеджеров по продажам и продуктам, а также инженерно-технических специалистов” (ЛАНИТ). “Выпускники технических вузов слабо владеют знаниями в области менеджмента и маркетинга” (“Оптима”), не хватает сетевых специалистов высокого уровня (Cisco Systems), тех, кто совмещает хорошую подготовку в техническом плане (знание компьютера, основ программирования) с экономическими знаниями (“Интеллект-Сервис”), специалистов по управленческому учету (Vdel).

Разумеется, в одном обзоре не охватить всех нюансов этой необъятной темы и всех желающих описать свой опыт сотрудничества с учебными заведениями. Мы приглашаем и компании и вузы к продолжению разговора - присылайте (editorial@pcweek.ru) свои мнения по данной теме.

К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.

Анкета

1. С какого времени компания ведет работу с вузами? Что явилось причиной, мотивом к разворачиванию такой работы? Изменились ли эти мотивы за последнее время?

2. Какие вузы входят в сферу интересов фирмы (по специальности; частные/государственные и пр.)? Предполагается ли увеличить их количество и/или расширить “отраслевой охват” (набор специальностей)?

3. Какие формы работы с вузами применяются фирмой в настоящее время? Предполагается ли с начала нового учебного года использовать новые формы работы, изменить условия сотрудничества с учебными заведениями?

4. Каков, на ваш взгляд, должен быть вклад в такое сотрудничество со стороны вуза (в разных отношениях - организационном, материальном, профессиональном и пр.)?

5. Как изменилась, по вашему мнению, за последние 5 лет подготовка специалистов в российских вузах? Устраивает ли вас квалификация имеющихся на российском рынке специалистов? Каких специальностей остро не хватает?

Компании и вузы: грани сотрудничества

Компания, начало работы с вузами

Профиль компании

С какими вузами сотрудничает

Условия предоставления ПО вузам и обучения преподавателей

Другие формы взаимодействия

Наличие информации на сайте (раздел)

Разработка и внедрение ПО для учета и управления

“1С” (www.1c.ru), 1991

 

Дистрибуция, поддержка и разработка ПО и баз данных делового и домашнего назначения

 

В основном экономической направленности, иногда - технические; всего более 900 вузов

ПО и обучение - по льготным ценам, обновление ПП и аттестация преподавателей - бесплатно

 

Создание АУЦ в вузах; льготная продажа учебно-методических материалов и программно-методических комплексов; научно-практические конференции по использованию ПО “1С” в вузах, практика студентов в фирмах-партнерах; студенческие олимпиады; совместная разра

Да (“Станьте нашим партнером”)

 

“Галактика” (www.galaktika.ru), 1995

Разработка и внедрение комплексных решений в области автоматизации управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий

Вузы экономического, финансового и управленческого профиля, а также отраслевые и политехнические - всего 180 учебных заведений в России и других странах СНГ

Поставка учебной версии системы, методических материалов и обучение - по льготным ценам, техническая поддержка и консультации - бесплатно

Стажировка и практика студентов в корпорации, фирмах-партнерах, на предприятиях-заказчиках; стипендии студентам, гранты для преподавателей; конкурсы дипломных и курсовых работ

Да (“Партнерам”)

“Интеллект-Сервис” (www.bestnet.ru), 1997

Разработка и внедрение готовых комплексных решений для автоматизации учета и управления на предприятиях различного профиля

С вузами экономической, финансовой, управленческой направленности (для бухгалтеров, экономистов, плановиков, маркетологов, менеджеров, налоговиков), всего более 200 вузов

Учебные версии бухгалтерских программ, обучение, методические материалы, помощь в составлении учебных программ - бесплатно; другое ПО - по льготным ценам

Лекции, практические и лабораторные занятия, семинары ; практика студентов и трудоустройство выпускников в компании

Да (“Обучение”)

“Информконтакт” (www.informcontact.ru), 1993

Разработка комплексного ПО для автоматизации управления предприятием, управленческий и ИТ-консалтинг

Столичные и региональные экономические и технические вузы - всего более 15

Многопользовательская версия системы на необходимое количество мест - бесплатно, обучение и текущие вопросы также решаются без финансовых вложений со стороны вуза

Семинары по автоматизации управления и реорганизации бизнес-процессов

Нет

Luxoft (входит в группу компаний IBS, www.luxoft.com), 2000

Разработка сложных информационных систем, предназначенных для поддержания бизнес-процессов заказчиков, и интеграция этих решений с существующими информационными системами

МГУ им. М. В. Ломоносова (ВМиК, мехмат), МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МИРЭА, МИЭМ

Семинары о работе компании; помощь в обновлении технического парка; спонсирование студенческих олимпиад; проведение “Студенческих наборов”

Нет

“Парус” (www.parus.ru), 1996

Производство и сопровождение информационных систем управления

Вузы экономической направленности, всего около 40

ПО и обучение преподавателей - по льготным ценам

Практика студентов в корпорации или фирмах-партнерах; совместная разработка методических и учебных пособий, программ курсов

Да (“Сотрудничество”)

“Цефей” (www.cefey.ru), 1997

Создание объектно-ориентированных ПП и технологий в сфере управления предприятиями и их ресурсами; управленческий консалтинг

МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, Рязанская радиотехническая академия, ТСХА, МЭИ, всего более 20

курс лекций и цикл лабораторных работ на базе системы “Эталон”, поставка учебных версий, техническая поддержка и консультации - бесплатно

Практика и стажировка студентов, трудоустройство в компании

Нет

“ЭпикРус” (до 2001 г. - Platinum Software, www.epic.ru), 1993

Локализация, дистрибуция, внедрение и техподдержка систем автоматизации бизнеса Epicor Software и немецкого производителя в России, других странах СНГ и Балтии

МГУ им. М. В. Ломоносова, МЭИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, ГУУ, МИРЭА, МИФИ, МЭСИ, Финансовая академия, Ивановский ГУ

Специально оговариваются в каждом случае

Создание и чтение курсов лекций, спецкурсов, практика студентов в компании

Нет

Scala (www.scala.ru), 1997

    

    

Разработка и продвижение программных средств и услуг по управлению бизнесом, финансами и производством

МГУ им. М. В. Ломоносова, МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, МИЭМ, МИРЭА, ВШЭ

Поставка учебной версии системы, методич. материалов и обучение. Помощь в составлении учебной программы

Сотрудничество со службами занятости вузов, центрами профориентации и карьеры, презентация на информационных досках, участие в ярмарках вакансий

    

Да (“Работа в компании”)

VDEL (www.vdel.com), 2000

 

Локализация, перевод и внедрение западных систем управления предприятием (в частности, АССРАС)

 

Вузы финансово-экономической направленности: Академия Государственной службы, МГИМО, МГУ им. М. В. Ломоносова

Обучение преподавателей по льготным ценам

 

Курсы лекций и семинары по управленческому учету, по КИС

 

Нет 

Поставка ПО и системная интеграция

IBM (www.ibm.ru), 1974

Производство компьютерного оборудования и программного обеспечения, системная интеграция

Государственные вузы независимо от профиля деятельности, всего больше 100 на территории России

Бесплатное ПО для преподавателей.ПО по спецценам по соглашению с Минобразования РФ, спеццены для вузов

Информационная и маркетинговая поддержка, участие вузов в глобальных программах для учебных заведений

На сайте www.lotus.ru (“Решения”)

Interface Ltd. (www.interface.ru), 1991

Поставка инструментальных средств и решений для создания КИСи др. Автоматизация предприятий. Обучение. Бизнес- и ИТ-консалтинг. Управление проектами,управление качеством (ISO 9000, CMM, SPICE). Разработки

МГУ им. М. В. Ломоносова, МАИ, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также поставка ПО в десятки других вузов СНГ

Поставка ПО со значительными скидками (CA, Borland и др.) или даже бесплатно (Centura). Бесплатное обучение студентов МФТИ

Организация на базе МФТИ и Института машиноведения РАН кафедры “Вычислительные модели технологических процессов”, гранты преподавателям, стажировка и преддипломная практика, возможность трудоустройства

Да (“Обучение и семинары”)

ЛАНИТ (www.lanit.ru), 1993

От консалтинга и реинжиниринга бизнес-процессов организации-заказчика до поставки программно-аппаратных средств и обучения специалистов

МГУ им. М. В. Ломоносова, МИХМ, МЭСИ, МИФИ, СПбГУ, СПбИТМиО, СПбТУ

Проведение практических занятий и стажировки студентов, руководство дипломными работами. Продвижение на рынок технологий, разработанных специалистами вузов

Нет

“Оптима” (www.optima.ru), 1992

Системная интеграция, разработка информационных систем

МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МГИЭМ, МИРЭА, ГУУ, МАИ, МГУ им. М. В. Ломоносова

Производственная практика и стажировка студентов, преддипломная практика (МАИ, ГУУ), целевые программы “Стипендиат” и “Стажер фирмы Оптима” (с 2001 г.).

Нет

“Пилот” (www.pilot.ru), 2001

Системный интегратор и поставщик оборудования и ПО для информационных систем предприятий розничной торговли

Профильные вузы по организации торговли - РЭА им. Г. В. Плеханова

Бесплатные поставки учебных версий ПО и методических пособий. Преподавание силами собственного УЦ

Специальный учебный курс; оборудованный класс; премии за лучшие дипломные работы по тематике

Нет

Телекоммуникации и сетевые технологии

Cisco Systems (www.cisco.com/ru), 1995

Поставщик межсетевого и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения

МГУ им. М. В. Ломоносова и технические вузы

В рамках проекта “Сетевая академия Cisco Systems” (в 30 вузах)

Участие преподавателей в серьезных сетевых проектах федерального и международного масштаба

Да (“Обучение”)

Версия для печати