Предприятия американского э-бизнеса готовятся к китайскому походу
Более двух тысячелетий назад нашествию северных племен воспрепятствовала Великая китайская стена, протянувшаяся почти на 1,5 тыс. миль. В свое время ее воздвигли зависимые государства династии Цинь для защиты плодородных земель центральных равнин Китая.
В начале XXI века стены, отделяющие китайскую экономику от остального мира, готовы пасть одновременно с восстановлением членства страны во Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие, которое может произойти уже в конце года, будет означать устранение таможенных и иных барьеров на пути свободной торговли, и многие американские компании возлагают большие надежды на Интернет, видя в нем канал проникновения на огромные еще не освоенные рынки и средство налаживания связей с новыми деловыми партнерами.
Чен из ГЗЫ: “Ключ ко всему - совершенствование
инфраструктуры и производственных цепочек в Китае”
Однако, подобно прежним завоевателям, иностранным предприятиям, готовящимся открыть э-коммерцию в Китае, придется выдержать ряд нелегких испытаний. Сети и другие необходимые компоненты информационно-технологической инфраструктуры здесь по-прежнему страдают значительными недостатками. Государственное регулирование может породить массу проблем для иностранных компаний. А особенности национальной культуры таковы, что китайским руководителям порой очень сложно воспринять идеи вроде проведения аукционов и организации снабжения в электронной среде.
И тем не менее выходцы из Америки уже начинают закладывать основы электронной торговли между предприятиями (B2B) в Поднебесной. Такие фирмы, как United Parcel Service of America (Атланта, шт. Джорджия) и Sina.com, находят здесь партнеров для организации своего бизнеса внутри страны, знакомятся с местными законами и культурными традициями и даже разворачивают электронные сервисы, адаптированные для обслуживания китайских деловых партнеров. Учитывая потенциально гигантские размеры рынка, эксперты считают такие первоначальные вложения средств вполне оправданными. Но в то же время они предупреждают, что нужно набраться терпения. Американским компаниям не следует рассчитывать на немедленную отдачу от своих инициатив B2B в Китае.
“Китайская экономика B2B - крупнейшая в Азии, - утверждает Пол Ченг, старший вице-президент по технологии фирмы Pacific Century CyberWorks (Централ, Гонконг), специализирующейся на телекоммуникационных услугах. - Мощная производственная база наряду со вступлением в ВТО превратит страну в крупнейший рынок электронной торговли. Только жадничать не надо: немедленных результатов не будет”.
Завоевание плацдарма
В мечтах о миллиардах долларов нетронутого потенциала в сфере электронного бизнеса истекают слюной американские компании, рассматривающие Китай как некую мекку B2B. И ничего удивительного в этом нет. По данным ВТО, только в прошлом году оборот международной торговли этой страны, населенной пятой частью человечества, составил 474,3 млрд. долл. А обороты китайской электронной торговли B2B, по оценке фирмы eMarketer (Нью-Йорк), с нынешних 1,5 млрд. долл. должны к 2004 г. вырасти до 21,8 млрд. долл.
“Конечно же вступление в ВТО будет означать невиданный прежде уровень открытости китайского рынка, - комментирует Джозеф Борич, исполнительный директор Совета штата Вашингтон по отношениям с Китаем. Этот орган, расположенный в Сиэтле, насчитывает более 200 участников, среди которых компании Boeing и Microsoft. - Правительство уже начало работу по отмене существующих квот на импорт, и можно не сомневаться, что сразу после вступления Китая в ВТО таможенные пошлины будут значительно снижены”.
Одно из американских предприятий, стремящихся воспользоваться преимуществами первооткрывателя этого рынка, - почтовая экспресс-служба UPS. Ее грузовики фирменного коричневого цвета превратились в непременный атрибут пекинской площади Тянь-ан-Мынь еще с апреля, когда компания организовала прямые авиаперевозки грузов из США в Китай. В настоящее время ее самолеты делают между двумя странами по шесть рейсов в неделю, и ожидается, что уже за первый год оборот по этому направлению достигнет 300 млн. долл.
Еще более важно, что в Китае UPS предлагает многие услуги электронной торговли B2B, популярные в Соединенных Штатах и других странах Запада. Это, в частности, контроль за движением посылок по территории страны и службы управления поставками. Ими пользуются многие американские предприятия, включающие Китай в сферу своей деятельности.
Успех UPS не случаен - он является плодом многолетних подготовительных усилий. Компания пришла в Китай еще в 1988 г. как партнер государственной фирмы Sinotrans (Пекин), которая занималась доставкой грузов внутри страны. И все же менеджеры UPS жалуются, что и теперь недостатки инфраструктуры и государственное регулирование многое не позволяют реализовать.
“Существует ряд международных компаний, пользующихся сервисом UPS, - рассказывает управляющий директор UPS China (Пекин) Даньел Чен. - Все, что мы делаем для них в Китае, со временем окажет влияние на производственные цепочки по всему миру. К сожалению, инфраструктура, необходимая для организации развитых схем поставок, в этой стране все еще находится на начальных этапах развития”.
Говоря об инфраструктуре, Чен имеет в виду не компьютерные сети, а значительно более “простые” технологии. В частности, если в Соединенных Штатах посылку через всю страну можно провезти за несколько дней, то китайские дороги - или отсутствие таковых - значительно усложняют доставку товаров, даже если их заказ и оплату удастся организовать по электронным каналам.
“Для ведения электронной торговли недостаточно одних высоких технологий, - констатирует Чен. - Необходимы гибкие и оперативные средства транспорта, позволяющие выполнять требования клиентов. Транспортная инфраструктура в Китае пока не развита”.
Чтобы гарантировать своевременную доставку почтовых отправлений, UPS применяет уже отработанную в США технологию. Четыре года назад для рационализации работы по таможенному оформлению компания развернула в Китае свою систему сопровождения грузов International Shipping. Прежде чем посылка покинет китайскую территорию, все данные о ней передаются китайским таможенникам напрямую по электронным каналам (с использованием протокола electronic data interchange).
В июне UPS приступает к внедрению в Китае своей технологии контроля за движением посылок с применением карманных компьютеров DIAD (Delivery Information Acquisition Device - устройство сбора информации о доставке). Водители грузовиков вводят в эти устройства расписки грузополучателей (с оцифрованными подписями), что позволяет всем заинтересованным лицам проверять, где находится посылка, и получать подтверждение ее вручения. Чен считает, что это поможет усовершенствовать организацию снабжения.
Однако если в США система DIAD эксплуатируется на основе беспроводных сетей передачи данных, то в Китае ее пользователям придется периодически посещать представительства UPS со своими карманными компьютерами, чтобы обмениваться данными по вычислительной сети компании. Это означает, что сервис контроля за движением почты не будет работать с точностью до минуты, как в Соединенных Штатах.
Как пояснил Чен, в Китае полагаться на беспроводные сети нельзя, поскольку рынок этой отрасли здесь только нарождается, а качество услуг поставщиков спутниковой связи вызывает определенные сомнения. Так, передача данных по беспроводным каналам и доступ в Интернет часто характеризуются слишком низкими скоростями и слишком высокими ценами. Представители UPS и других предприятий, действующих в электронной среде, все же надеются, что приток иностранного капитала и технологий уже в скором будущем повлияет на ситуацию. Грядущее возобновление членства в ВТО и обещанные уступки, о которых говорится в Двустороннем соглашении о торговле между США и Китаем, открывают перспективы для увеличения доли иностранных собственников в телекоммуникационной отрасли страны и, в конечном итоге, для неограниченного потока инвестиций в секторы транспорта и дистрибуции.
Такие поставщики услуг связи, как Sprint, Bell Canada International, Nextel Communications и France Telecom, уже вкладывают средства в телекоммуникационную инфраструктуру Китая. По словам Чена, UPS в настоящее время рассматривает предложения ряда поставщиков услуг, чтобы определить, смогут ли они обеспечить необходимые беспроводные сервисы в будущем.
Незрелость инфраструктуры - не единственное препятствие для развития электронной торговли в Китае. Выказывая энтузиазм по поводу перспектив использования Интернета, правительство в то же время продолжает регулировать потоки поступающей из-за рубежа информации. Новые правила, например, требуют, чтобы компании, занимающиеся электронной торговлей в Китае, сообщали правительству используемые для шифрования ключи. А поставщики информационного наполнения, действующие внутри страны, должны получать лицензии на свою деятельность в Министерстве информационной отрасли.
Руководство американских корпораций не в восторге от подобных условий, но Херст Лин, генеральный менеджер по США и вице-президент по развитию бизнеса B2B-портала Sina.com, работающий в Саннивейле (шт. Калифорния), верит, что со временем они привыкнут: “Китайское правительство выдвигает очень жесткие требования и применяет самые строгие меры по обеспечению безопасности, однако в целом в своем отношении к Интернету оно мало чем отличается от правительств других азиатских стран”.
Кроме того, любые ограничения можно обойти. Например, UPS предлагает сервис Document Exchange по безопасной доставке электронных документов, который использует мощные средства криптозащиты, подпадающие под действие китайских законов. Чтобы сохранить ключи в тайне, компания размещает технические средства, обеспечивающие этот сервис, на территории других государств.
Для выполнения требований китайских законов - в особенности 50-процентного ограничения на долю иностранцев в предприятиях, действующих на территории страны, - многие американские корпорации привлекают к э-бизнесу местных партнеров. Сегодня, например, UPS имеет право доставлять экспресс-почту из Китая в любую точку внешнего мира и обратно, но не между различными городами внутри страны.
Тщательно изучив ситуацию, UPS в 1988 г. основала совместное предприятие с государственной транспортной компанией Sinotrans и через этого партнера организовала под своей торговой маркой сеть услуг в 21 китайском городе. Посылки здесь на известных всему миру коричневых грузовиках доставляют служащие в фирменной униформе. В общей сложности UPS обеспечивает услугами экспресс-почты 120 городов на территории Китая - через совместное предприятие с Sinotrans в Пекине, через представительства в Гуаньчжоу и Шанхае и разветвленную сеть Sinotrans. Тем не менее внутренние каналы доставки и другие рабочие механизмы партнеров до сих пор остаются не интегрированными.
Как бы то ни было, специалисты рассматривают партнерство с китайскими компаниями как весьма выгодное, и вовсе не потому, что оно позволяет обойти требования местных законов. Как и во многих азиатских странах, в Китае бизнес опирается на доверие и личные контакты. Эксперты считают это одним из вероятных препятствий на пути утверждения электронной коммерции B2B, если не обратиться к помощи местных партнеров. Кроме того, эти последние помогают решать и многие культурные проблемы.
Sina.com относится к числу компаний, руководство которых не теряет надежды изменить отношение китайских предприятий к электронной торговле. Она первой среди предприятий - как отечественных, так и зарубежных - получила лицензию Министерства информационной отрасли на производство контента для электронной среды. Этот поставщик китайскоязычного информационного наполнения и услуг B2B ежедневно регистрирует до 90 млн. обращений к своим страницам.
Через свой узел компания предлагает китайским предприятиям различные компоненты, необходимые для ведения э-коммерции, включая ПО, услуги хостинга и консультации в области публикации информационного наполнения и сведений о продуктах. На сегодня Sina.com заключила контракты примерно с тысячью мелких и средних предприятий.
Осенью здесь планируется открыть торговую площадку B2B, через которую китайские производители смогут поставлять свою продукцию за рубеж. Кроме того, благодаря налаженным отношениям с государственными банками, Sina.com предоставляет услуги по организации платежных процессов, что довольно ново для страны, где большинство участников рынка не слишком верит в безопасность электронных финансовых операций и предпочитает наличные платежи (см. диаграмму).
Это будет золотое дно
Многие называют Китай территорией очередного бума Интернета, в особенности для компаний, заинтересованных в ведении э-коммерции между предприятиями (B2B). Однако на пути иностранных фирм, жаждущих добраться до китайского потенциала электронной торговли, стоит еще немало барьеров, включая действующую в этой стране систему государственного регулирования, слабость правовой базы и проблемы с транспортной инфраструктурой. |
Конечно, не все американские компании рвутся в пионеры китайского э-бизнеса. Неразвитость инфраструктуры, жесткое государственное регулирование и препятствия политического характера вынуждают даже крупные американские предприятия - такие, например, как Boeing, - занять выжидательную позицию. Хотя действующие в Китае американские корпорации заявляют, что не испытали никаких отрицательных последствий из-за напряженности в отношениях США и КНР, возникшей после аварийной посадки на территории Китая американского разведывательного самолета, мало кто рассчитывает, что повторное вступление государства в ВТО пройдет как по маслу.
Boeing использует Интернет в основном для передачи чертежей и другой проектной информации, ну и вообще для связи со своими китайскими клиентами. Однако компания в настоящее время не реализует никаких специально ориентированных на Китай инициатив в области B2B и не публикует информацию на китайском языке. Любые B2B-операции с китайскими поставщиками выполняются через базирующуюся в Сиэтле программу eBuy@Boeing, открытую для поставщиков со всего мира. Представители компании не в состоянии предоставить информацию о том, участвуют ли китайские клиенты Boeing в работе этой биржи и если да, то сколько их.
Но специалисты уже сегодня предсказывают, что со временем даже те американские предприятия, руководство которых пока настроено скептически, неизбежно окажутся втянутыми в э-коммерцию B2B в Китае.
“Континентальный Китай все еще продолжает тянуть резину, - сетует Лин из Sina.com. - За одну ночь электронную торговлю между предприятиями не развернешь”.
Закладка фундамента для B2B
Американские посредники высшего ранга, работающие над возвращением Китая во Всемирную торговую организацию, - не единственные, кто пытается устранить препятствия на пути прогресса.
В стране, где весь бизнес основан на гуань-си (личных отношениях) и вложения в ИТ почти всегда направлены на снижение издержек, американским предприятиям приходится прикладывать невероятные усилия, чтобы убедить руководителей компаний в необходимости электронной торговли и доказать им, что обмен информацией по электронным каналам не менее важен, чем сокращение издержек. Стремясь донести все это до сознания нужных людей, такие компании, как United Parcel Service of America и Sina.com, вкладывают средства в пилотные проекты, которые, как они надеются, убедительно продемонстрируют преимущества э-коммерции.
“В Соединенных Штатах мы используем высокие технологии для усовершенствования схем поставок и повышения качества обслуживания клиентов, - говорит менеджер UPS по э-коммерции в Азиатско-Тихоокеанском регионе Эдвард Чой из Сингапура. - А в Китае люди больше думают о снижении издержек. В конечном итоге нам ничего не остается, как сконцентрировать работу с ними на этом направлении, но одновременно мы акцентируем их внимание на значении такого метода работы с клиентом, как передача знаний”.
В Китае, где все решают личные контакты,
“развивать” э-коммерцию B2B непросто
Для популяризации последней идеи UPS развернула так называемую программу автоматизации партнеров (Customer Automation Program). Ее суть заключается в том, что компания устанавливает у своих китайских клиентов ПК, подключенные к сети системы доставки и позволяющие самостоятельно распечатывать транспортные ярлыки и воочию наблюдать преимущества э-коммерции B2B (UPS оплачивает аппаратуру и ПО).
Фирма Sina.com, базирующаяся в Гонконге и имеющая штаб-квартиру в Саннивейле (шт. Калифорния), сделала ставку на ином подходе. Этот производитель китайскоязычного контента планирует уже нынешней осенью пополнить список своих торговых площадок в Китае и открыть биржу B2B. В то же время, чтобы продемонстрировать предприятиям страны ценность информационного наполнения электронной сети и реализуемых через нее транзакций, компания публикует на своих Web-порталах Sina.com.cn и Sina.com массу ориентированных на вертикальные отрасли новостей и иной информации на китайском языке. Идея состоит в том, чтобы приучить руководителей предприятий к мысли о сотрудничестве в электронной среде.
“Мы пропагандируем э-бизнес на собственном примере, - говорит генеральный менеджер по США и вице-президент по развитию бизнеса Sina.com Херст Лин. - Нам пришлось обучать их определенным вещам, которые иначе им и в голову не пришли бы”.
Такие демонстрации и инвестиции - лишь начало долгого пути, предстоящего э-коммерции на китайской земле, где деловые отношения, как правило, налаживаются при личных контактах. Представители UPS говорят, что все больше предприятий подключается к их “программе автоматизации”, а количество китайских компаний, обслуживаемых через порталы Sina.com, уже перевалило за тысячу.
И хотя застарелые привычки преодолевать трудно, специалисты констатируют, что начало изменениям положено. “Личные отношения, встречи лицом к лицу остаются двигателем для значительной части китайского бизнеса, - признает исполнительный директор базирующегося в Сиэтле Совета штата Вашингтон по отношениям с Китаем Джозеф Борич. - Но китайцы - прагматики. Я не могу вспомнить ни единого случая, чтобы они не согласились на экономически оправданную сделку”.