АВТОСАЛОН-2001

Авторский субъективизм неизбежен. Особенно когда предметом обсуждения становится такое многоплановое событие, как “Автосалон-2001”. Во время его проведения состоялось более двух десятков презентаций и семинаров, с рекордным числом участников. Поэтому с полным правом можно назвать его мероприятием удавшимся. Современное автомобилестроение вольно или невольно переплелось со многими сферами человеческой деятельности, но автор большую часть внимания сосредоточил на тех направлениях развития автобизнеса, которые ориентированы на системы телематики и электроники.

Погибель угонщику

Средства сигнализации и охранные системы, как и устройства безопасности, всегда были на переднем крае современной электроники. Однако появление новых телекоммуникационных технологий позволило создать принципиально иные решения в этом сегменте рынка. Системы мониторинга состояния автомобиля, обнаружения его в случае угона уже функционируют в ряде стран Европы и Америки. На “Автосалоне” мы познакомились как с импортными, так и с отечественными разработками. Создатели систем этого класса пытаются оспорить парадигму угонщика: “На всякий замок найдется отмычка”. Не отказываясь от оснащения автомобиля классической многоуровневой охранной системой, они дополняют ее каналом связи и системой определения координат автомобиля с помощью как классических методов локации, так и средств космической системы навигации GPS. Последние обеспечивают постоянный контроль местоположения автомобиля с точностью до метров, благодаря применению соответствующих датчиков.

При нападении или угоне сигналы датчика по каналу связи оперативно передаются на диспетчерский пункт или хозяину машины. Ряд систем позволяет сообщить диспетчеру о необходимости неотложной медицинской помощи. В виде дополнительной услуги такие системы могут оптимизировать водителю маршрут движения в зависимости от реальной дорожной обстановки. В случае проведения ремонтных работ на пути следования или возникновения дорожных пробок система выведет на экран дисплея рекомендуемый маршрут объезда. Благодаря двухстороннему каналу связи такие системы могут обеспечить дистанционную диагностику агрегатов автомобиля и выдать рекомендации по устранению неисправности.

Одной из первых была введена в коммерческую эксплуатацию система LOJACK (www.lojack.ru), которая пеленгует сигнал радиопередатчика, установленного в автомобиле. Передатчик активируется из центра управления, как только автовладелец сообщит о пропаже в службу 02. Обнаружение объекта ведут патрульные вертолеты и автомобили, оснащенные специальным оборудованием. Одним из достоинств системы следует считать неограниченное время поиска угнанного автомобиля. Зачастую владелец автомашины узнает о ее похищении только через несколько часов, и активации передатчика не происходит, поскольку машина успевает покинуть зону действия системы. Однако уникальный код угнанного автомобиля остается в памяти системы навсегда, что позволяет принять сигнал радиопередатчика и вернуть машину даже через много месяцев. На практике таких случаев более чем достаточно.

В конце прошлого года введена в коммерческую эксплуатацию система “АвтоЛокатор” (www.autolocator.ru), совмещающая функции охраны и обнаружения угоняемой автомашины. Для определения местоположения используются классические методы радиопеленгации. Создатели системы оснащают автомобиль современной охранной системой, которая дополнена радиопередатчиком. Последний включается при любой нештатной ситуации, посылая сигнал в диспетчерский центр. Оператор центра определяет на экране монитора местоположение запеленгованного автомобиля и передает координаты соответствующим службам. Однако это система локальная, ее зона охвата ограничена областью действия радиопеленгаторов. На сегодня это кольцо вокруг МКАД на 25 км большего радиуса.

Система “Навигатор-И” (www.ntcnvg.com) обеспечивает круглосуточное слежение за автомобилем. Для определения координат в машине устанавливается GPS-приемник. Отличие системы в том, что для передачи информации о местонахождении угоняемого автомобиля могут быть использованы различные каналы связи: сотовой (GSM, NMT, DAMPS), транкинговой (МРТ-1327), УКВ-связи и даже каналы спутниковых систем связи Inmarsat, Globalstar и Orbcomm. В последнем случае система становится глобальной, поскольку спутниковые системы охватывают практически всю территорию России. Допускается одновременное использование двух каналов радиосвязи. В системе предусмотрен двухсторонний обмен сообщениями, что расширяет ее возможности. Естественно, водитель может воспользоваться навигационными средствами для определения своего местоположения.

Другая многофункциональная система Cesar Satellite (www.alarmservice.ru) также использует приемник GPS. На экране монитора в диспетчерском пункте оператор наблюдает за движением угоняемого автомобиля. В качестве канала связи используется сотовая сеть GSM-900. Для защиты машины на нее устанавливается мобильное дистанционное устройство, которое также может служить для контроля состояния оборудования. Сигналы от соответствующих датчиков передаются в диагностический центр. Зона действия системы соответствует зоне покрытия оператором GSM данного региона.

Система “Алмаз” выполняет мониторинг и диспетчеризацию подвижных объектов. Автомобильное терминальное устройство кроме блока охранных функций имеет 12-канальный GPS-приемник, контроллер для связи с датчиками и GSM-модем, обеспечивающий передачу информации на основе SMS. После доукомплектации терминального устройства возможна голосовая связь водителя и диспетчера. Дополнительно в кабине водителя устанавливается дисплей, который при наличии электронной карты местности позволяет определить местоположение. Кроме функций безопасности и мониторинга эта система предоставляет водителю различную справочную информацию с учетом его местоположения. В случае угона диспетчер подает команду на терминальное устройство, которое отключает ту или иную цепь машины - питания, зажигания и т. п. Эта система также локальная - ее зона действия соответствует покрытию региона сетью GSM.

Система позиционирования и навигации “Гео систем” (www.geosystem.ru) выполняет контроль состояния мобильных объектов в реальном масштабе времени. На экране монитора диспетчерского центра отображается нахождение контролируемого автомобиля на электронной карте местности. На автомобиле устанавливается бортовой контроллер, датчики и исполнительные устройства, а также GPS-приемник и GSM-модем. Для передачи информации GSM-модем использует радиоканал в режиме передачи данных. Автономный вариант позволяет записать маршрут движения автомобиля в течение нескольких дней. По прибытии на конечный пункт из блока памяти информация о маршруте, остановках и даже скорости движения на всех участках переписывается в центральный компьютер для анализа.

Стоимость оборудования и его установки для централизованных систем мониторинга и контроля составляет $1000- $1200, абонентная плата - порядка $50 в месяц. Возможен и вариант без абонентной платы, но тогда придется раскошелиться на страховку - от $250 в год. Деньги в общем немаленькие. Поэтому есть альтернативный вариант - система Sat 200 (www.sikura.net). Она устанавливается на автомобиль, и помимо классической охранной системы в ее состав входят GPS-приемник и GSM-модем. При угоне система автоматически позвонит по указанному номеру - это может быть диспетчерский центр или телефон владельца. При подъеме трубки система выдаст условное голосовое сообщение, а на экране сотового телефона появятся координаты автомобиля. Если номер не отвечает, то в эфир посылается SMS-сообщение с заданным текстом и координатами.

Но на этом преимущества системы не исчерпываются. Владелец автомобиля может подключить сотовый телефон к ПК, на котором установлена электронная карта местности, и следить за перемещениями своего угнанного автомобиля по улицам. Это позволит ему оперативно известить стражей порядка, а уж они без погонь и лишнего шума препроводят угонщиков по назначению. Стоит такое удовольствие $650. После установки надо приобрести у оператора сотовой связи SIM-карту с контрактом и вносить абонентную плату, для Москвы это порядка $7-$10.