Ольга Охрименко, независимый консультант по маркетингу:
- Многие российские компании сегодня уже почувствовали насущную необходимость в эффективном управлении, которая не в последнюю очередь зависит от постановки деятельности маркетинговых служб на профессиональные рельсы, освоения классических знаний по маркетингу. Разработка маркетинговой стратегии и ее дальнейшее осуществление, а также аудит маркетинговой деятельности компаний очень популярны сейчас в России.
Хотелось бы подчеркнуть одну существенную деталь. Важно не только разработать стратегическую линию и оптимизировать функции подразделения в данный момент времени, как это рекомендует, к примеру, внешний консультант. Необходимо в первую очередь создать правильную основу для того, чтобы служба маркетинга стала самосовершенствующимся звеном компании, отслеживающим существенные изменения рынка и умеющим разрабатывать программы реагирования на них.
Мария Каменнова, председатель Совета директоров фирмы “Весть-МетаТехнология”:
- В мировой практике принято выделять три категории функций в деятельности предприятий: интеллектуальные, учетные и производственные. По статистике, на производственные функции приходится около 70% затрат предприятия (а в торговле - даже до 85%), на учетные функции - примерно 10%, а на интеллектуальные - 15-20%.
Нетрудно спрогнозировать, что в ближайшие годы основное внимание будет приковано к оптимизации производственных функций, которые реализуются через ключевые бизнес-процессы предприятия, и соответственно серьезно возрастет спрос на консалтинговые услуги в данной области.
На этом фоне удивительно, что в рейтинге консалтинговых компаний журнала “Эксперт” (см. “Эксперт”, № 33/2001, с. 88) реорганизация бизнес-процессов даже не выделена как отдельный вид консультационной деятельности. Возможно, это произошло потому, что в России еще не образовалась критическая масса консультантов, специализирующихся в данной области.
Пожалуй, наша компания одна из немногих, кто имеет за плечами серьезный опыт проектирования и оптимизации процессов на предприятиях различных отраслей. Мы занимаемся этим с 1992 г. и заявляем о себе как о консультантах, специализирующихся именно на анализе и оптимизации бизнес-процессов. Сегодня мы располагаем не только обширной практикой, экспертизой и собственной методикой в этой области, но и издаем книги, преподаем соответствующие курсы в бизнес-школах (в том числе в Академии Народного Хозяйства), проводим семинары и пр.
(Продолжение следует)