“ИНЭК”: ступени роста
Консалтинг, обучение, программные разработки, аудит, маркетинг - все это входит сегодня в сферу ответственности группы компаний “ИНЭК”
Рост и развитие компаний на рынке проходит, как правило, через ряд стадий; какие-то из них хорошо видны публике, другие протекают незаметно для окружающих, и лишь через какое-то время обнаруживаются их результаты.
Так случилось и с фирмой “ИНЭК”. Она давно известна на отечественном ИТ-рынке, статьи и заметки о ней многим приходилось читать, а некоторым даже и писать. И вдруг обнаруживается, что это уже вовсе не фирма, а группа компаний. О качественных и количественных изменениях, которые произошли в последние годы, о новой структуре и наиболее интересных проектах рассказал корреспонденту нашего еженедельника Татьяне Богатовой президент “ИНЭК” Эмиль Котляр.
Эмиль Котляр
PC Week: Что стоит за превращением вашей фирмы в группу компаний? Как она выглядит сегодня?
Эмиль Котляр: На сегодняшний день в группу компаний “ИНЭК” входит пять фирм. В первую очередь это собственно “ИНЭК” (“ИНформация и ЭКономика”), с которого все начиналось в 1990 г., его основными видами деятельности являются консалтинг и разработка и продвижение финансово-аналитического ПО. В 1995 г. в самостоятельную единицу выделилось наше учебное подразделение, образовав Институт компьютерных технологий (ИКТ). Сейчас в его составе три кафедры (бухгалтерского учета, менеджмента и информационных технологий); у ИКТ есть не только лицензия на учебную деятельность, но и аккредитации Министерства образования РФ (как учебного заведения дополнительного профессионального образования), Министерства финансов (в качестве одного из учебных центров Института профессиональных бухгалтеров; их за последние два года обучено более 2500), Федеральной службы финансового оздоровления предприятий (подготовка антикризисных управляющих) и Центрального банка (обучение конкурсных управляющих ЦБ). Свое место в учебном расписании занимают и компьютерные технологии.
Работа на отраслевых рынках привела к тому, что в 1999 г. совместно со Строительно-промышленной корпорацией “Развитие” была создана компания “ИНЭК-Строй”, которая специализируется на предоставлении информационных технологий и консалтинговых услуг организациям строительного комплекса. В настоящее время ее сотрудники работают над информационно-аналитической системой “Мониторинг строительных организаций”.
В этом году началась активная деятельность компании “ИНЭК-Аудит”, а сейчас на регистрации находятся документы фирмы “ИНЭК - Автоматизированные системы”, которая ведет работы по созданию интегрированных информационно-аналитических систем для органов государственной власти и крупных холдинговых структур. Кстати, в этой области мы уже несколько лет сотрудничаем с Московским комитетом по делам о несостоятельности и банкротству.
PC Week: Как следует из этого перечня, в последние годы процесс появления новых компаний в группе “ИНЭК” вошел в новую фазу. А почему, к примеру, появился именно “ИНЭК-Строй”, а не “ИНЭК-Сельхоз” или, скажем, “ИНЭК-Автопром”?
Э. К.: Здесь уместен будет небольшой экскурс в историю нашей фирмы. Ее костяк составили специалисты одного из подразделений ВНИИ научно-технической информации и экономики промышленности стройматериалов, которое занималось анализом и повышением эффективности деятельности предприятий этой отрасли. Кстати, последняя в силу разнообразия видов стройматериалов имеет более 20 подотраслей - от горно-рудной (например, добыча и производство щебня) до полимерной (лакокрасочные материалы, пластмассы и пр.), так что за годы работы нам удалось накопить богатый опыт сотрудничества с предприятиями различного профиля. Мы использовали и развили этот опыт в новых условиях, так что появление дочерней компании, обслуживающей строительный комплекс, - естественное следствие нашего “происхождения”.
Начав как консалтинговая фирма, мы пошли дальше: нам сразу стало понятно, что всесторонний анализ финансовой и экономической деятельности любого предприятия - вещь очень трудоемкая; так, согласно одному из приказов Минэкономики, для описания предприятия используется более 300 параметров! Подсчитать и проанализировать все это вручную просто невозможно. Поэтому и родилась идея создать программные продукты для подобных расчетов, тем более что методики и технологические подходы были уже разработаны. Первым продуктом стал пакет “Налоговый эксперт”, который помогал провести анализ налоговой базы предприятия и оптимизировать налогообложение. Затем был создан ПП “Финансовый анализ”, позволяющий определять и отслеживать состояние предприятия, исходя из форм его открытой официальной отчетности (ф. № 1 “Балансовый отчет” и ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках”). В дальнейшем на этой основе мы разработали серии программ “Аналитик” (для диагностики финансово-экономического состояния предприятий и бизнес-планирования), “Коммерческие банки” (с нашим пакетом работает весь надзорный блок ЦБ), “Страхование”. Так, одна из них была установлена во всех отделениях Сбербанка г. Москвы; с помощью этого продукта по данным балансовых отчетов предприятий-клиентов, которые находились здесь на обслуживании, проводился постоянный мониторинг их состояния. Если клиент обращался в Сбербанк за кредитом, то решение о его предоставлении принималось на основе данных мониторинга. На нашей методике с использованием комплексной оценки основан мониторинг, которым занимается Совет по антикризисным программам при Правительстве Москвы. Он контролирует деятельность значимых для столицы предприятий, вовремя отслеживая возникновение на них проблемных ситуаций.
PC Week: Что стоит за вашим сотрудничеством с Московским комитетом по делам о несостоятельности и банкротстве?
Э. К.: Не так давно сдана в промышленную эксплуатацию вторая очередь Информационно-аналитической автоматизированной системы (ИААС) для этого ведомства. Совместно с ИТЦ мэрии нам удалось создать мощную систему на платформе СУБД Oracle. Ее база данных содержит сведения о 27 тыс. предприятий, которые описаны более чем по 300 параметрам. При этом в ней реально решены проблемы наполнения информацией из других электронных источников и баз данных (на сегодняшний день их более 20 - Московский комитет по статистике, налоговые органы, регистрационная палата и пр.) и реализована система документооборота (эту часть проекта выполнял ИТЦ мэрии). Именно для подобных проектов автоматизации мы и организуем “ИНЭК - Автоматизированные системы”.
Интересно и наше сотрудничество с Межрегиональным центром экспертов и профессиональных управляющих (МЦЭПУ), где “ИНЭК” - один из его учредителей. Членами МЦЭПУ являются более 40 арбитражных управляющих и около 20 фирм, специализирующихся на решении проблем банкротства. Одним из наших вкладов в это партнерство является разработка ПО под условным названием “Рабочее место арбитражного управляющего”.
PC Week: Какова судьба проекта “Реестр надежных партнеров”?
Э. К.: Идея создания этого реестра, выдвинутая Торгово-промышленной палатой, также укладывается в русло наших технологий. В основе проекта - наш подход к определению устойчивости (финансовой и экономической) предприятия, дополненный другими методиками (в частности, касающимися выяснения его “криминальной чистоты”, безопасности бизнеса и пр.). Сегодня пакетом “Реестр надежных партнеров” оснащено большинство региональных ТПП, проведено обучение экспертов. К сожалению, активному продвижению данного проекта мешает отсутствие законодательной и нормативной базы, обеспечивающей мотивацию для тех, кто решил подвергнуться подобному мониторингу. Кстати, “ИНЭК” стал первой софтверной компанией, достойно вошедшей в реестр.
PC Week: Что нового вы собираетесь показать на выставке SofTool’2001?
Э. К.: Посетители увидят новые версии всех программных комплексов “ИНЭК”. Банкам мы предложим оригинальное решение проблемы определения лимитов кредитования заемщиков: к выставке подготовлен новый модуль к программному комплексу “ИНЭК-АФСКБ” под названием “Расчет лимитов кредитования”. Зная, как коммерческим банкам нужен этот модуль, мы уже на выставке предоставим возможность его приобрести. Страховщиков ждут версия “ИНЭК-Страховщик”-Unlimited (с неограниченным числом рабочих мест в одном офисе), модуль импорта данных из разных форматов в программный комплекс “ИНЭК-Страховщик”, новые скидки для страховых организаций, сотрудничающих с “ИНЭК” долгое время.
Все программы серии “Аналитик” также будут представлены новыми версиями.
В этом году мы успешно начали проект разработки индивидуальных компьютерных систем бюджетирования и конечно же поделимся опытом их внедрения.
Но, разумеется, жизнь продолжится и после SofTool’а. У нас с середины сентября вступает в действие маркетинговая акция, предусматривающая розыгрыш автомобиля “Жигули” среди покупателей программного комплекса “Аналитик”.
В октябре в ИКТ пройдет новая серия семинаров по менеджменту качества и практическим технологиям маркетинга, среди которых лично мне наиболее интересным кажется “Маркетинг своими силами”.
PC Week: У вас есть любимое изречение, которое можно рассматривать как кредо, жизненный принцип?
Э. К.: Конечно: “Работа должна приносить удовольствие”. Ведь мы проводим здесь большую часть своей жизни. Поэтому, кстати, и любимый тост у нас в “ИНЭК” - “За удовольствие!”.
PC Week: Спасибо за беседу.