ИНТЕРВЬЮ
Издатель ИТ-группы “СК Пресс” Николай Федулов после окончания математического факультета МГПИ преподавал в школе, затем работал в СКБ “Газстроймашина”, в Главинтуристе, в вычислительном центре Центра международной торговли Торгово-промышленной палаты СССР.
В 1990 г. Николай Владимирович был одним из основателей компании Merisel CIS (первоначально она называлась СП “Компьютерные технологии”) - одной из первых отечественных дистрибьюторских фирм, которая не только стала развивать новый для нашей страны бизнес, но и положила начало многим замечательным традициям, например широкомасштабным дистрибьюторским конференциям.
В 1992 г. г-н Федулов волею судьбы переместился из кресла заместителя генерального директора Merisel CIS в кресло председателя совета директоров RUI Apple Computer IMC. В годы расцвета эта независимая маркетинговая компания (Independent Marketing Company, IMC) собрала под своей крышей около трех десятков замечательных менеджеров (11 из них сейчас работают за рубежом, в том числе шестеро - в Apple Computer). По ряду причин этот коллектив стал распадаться, и в начале 1995 г. Николай Федулов вернулся в Merisel CIS. О своей дальнейшей судьбе он рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину.
Николай Федулов: “Необходимо внимательно
следить за тенденциями рынка!”
PC Week: Николай Владимирович, как вы пришли в “СК Пресс”?
Николай Федулов: Я всегда с большим уважением относился к прессе, поддерживал хорошие отношения со многими издателями, главными редакторами и журналистами и даже одно время подумывал, что, уйдя на пенсию, займусь написанием мемуаров, но в “СК Пресс” оказался в значительной степени случайно (см. PC Week/RE, № 17/96, с. 6. - Прим. ред.). Дело было так. Весной 1996 г., когда я примерно год проработал генеральным директором компании CSM, входившей в состав холдинга Merisel и занимавшейся поставками больших партий оборудования очень крупным корпоративным клиентам, мне позвонил Евгений Адлеров и предложил встретиться. Во время встречи мне была предложена должность издателя журнала PC Magazine/RE. Честно говоря, я не очень понял, чем конкретно буду заниматься, однако Евгений обрисовал мне столь заманчивые творческие перспективы и предложил столь хорошие финансовые условия, что отказаться было просто невозможно...
PC Week: Какие обязанности возложил на вас г-н Адлеров?
Н. Ф.: Известно, что интерес к изданию обеспечивает в первую очередь его содержание (или, как сейчас модно говорить, контент). За этот самый контент отвечает главный редактор. Но мало подготовить или отобрать профессиональные статьи. Ведь журнал (еженедельник, газету и т. д.) надо где-то печатать, как-то распространять. Надо, наконец, постоянно вести стратегический PR, обеспечивать взаимодействие многочисленных служб. Все это - заботы издателя. Разумеется, в каждом издании функции издателя имеют определенную специфику. Если речь идет о новом издании, то издателя можно сравнить с хозяином ресторана, который, ориентируясь на вкусы предполагаемых клиентов, выбирает интерьер, стиль обслуживания, кухню и т. д. При этом роль главного редактора чем-то напоминает роль шеф-повара...
Я пришел на готовое издание, и это сильно облегчило мое вхождение в роль издателя. Computer Reseller News/RE, ныне “CRN/RE. ИТ-Бизнес”, я взвалил на себя совершенно добровольно (это было в июне 1996 г.). Мне казалось, что я кое-что понимаю в дистрибьюторском бизнесе и смогу сделать это издание еще более успешным.
PC Week: Какой год в “СК Пресс” был для вас самым трудным?
Н. Ф.: Безусловно, первый. Если бы не CRN/RE, то я не остался бы в этом доме, несмотря на предложенные мне деньги. Дело в том, что PC Magazine/RE был уже готовым, идеально состоявшимся изданием. Добавить туда что-либо новое, не повредив старое, было исключительно трудно. Для меня же психологически сложно находиться в состоянии, когда не можешь ничего улучшить, а можешь лишь держать знамя, высоко поднятое другими. Но работа над совершенствованием CRN/RE меня сильно поддержала. Ведь до прихода в “СК Пресс” у меня в жизни не было ни одного неудачного коммерческого проекта. Все, что я делал начиная с 1989 г. (именно в тот год началась работа над созданием Merisel), было успешным. И я психологически не был готов к неуспеху. Когда CRN/RE начал быстро расти, я понял, что у меня что-то получается. Я принял CRN/RE в июне 1996 г., а уже осенью мы не только начали выпускать два номера в месяц (вместо одного, как было ранее), но и удвоили обороты этого издания. При этом объем отдельно взятого номера не уменьшился.
PC Week: По какому принципу набирается персонал в “СК Пресс”?
Н. Ф.: В первую очередь учитывается профессионализм в областях, соответствующих направлению издания. Так, например, журналисты PC Magazine/RE должны отлично разбираться в оборудовании, сотрудники CRN/ RE - знать тонкости компьютерного бизнеса, всех сложнее приходится штатным работникам универсального издания PC Week/RE. Они должны знать толк в бизнесе, технологиях, системной интеграции и многих других вещах. Впрочем, это издание хорошо структурировано и во главе каждого его раздела стоят истинные профессионалы.
В силу того, что наши новые издания растут очень быстро, мы просто не успеваем выращивать людей самостоятельно. Поэтому приглашаем ярких личностей со стороны, в том числе и из других издательских домов. Вопрос о том, что лучше - приглашать ведущих сотрудников со стороны или выращивать их в своем трудовом коллективе - достаточно сложный. Но поймите меня правильно: я отвечаю за бизнес и моя задача - делать агрессивные шаги, приносящие быструю отдачу.
Вообще говоря, проблема подбора, роста и удержания персонала (штатного или внештатного) конкретного издания - задача главного редактора. А вот проблема подбора главного редактора - задача издателя. Например, Камилл Ахметов согласился прийти к нам только тогда, когда “под него” появился отличный проект - издание журнала Enterprise Partner. В его американском варианте рассказывалось о том, какие дополнительные услуги канал может оказывать потребителям и как потребители на эти услуги реагируют. Мы же позиционировали наше издание Enterprise Partner исключительно как журнал класса “Пользователь - пользователю” (Customer to Customer, C2C), т. е. на его страницах корпоративные клиенты рассказывают о своих задачах и тех проблемах, с которыми они столкнулись при их реализации.
Ведь проблемы западных пользователей идентичны проблемам пользователей российских, и мы решили, что мнения ИТ-менеджеров крупных западных компаний (нефтяных, машиностроительных и т. д.) очень интересны нашему читателю, тем более что отечественные корпоративные клиенты весьма неохотно рассказывают прессе о тех ИТ-проектах, которые реализуются в их фирмах. Кроме того, нам казался очень положительным (и способствующим расширению рынка!) тот факт, что отечественные ИТ-менеджеры смогут использовать мнения своих западных коллег в качестве аргументов при спорах о том, какую часть своих доходов компании следует тратить на информатизацию.
PC Week: Каким вы видите “СК Пресс” в 2005 году?
Н. Ф.: К сожалению, после кризиса прибыльность компьютерных изданий сильно уменьшилась, и я полагаю, что на докризисный уровень она уже никогда не выйдет. Тем не менее я думаю, что к 2005 г. “СК Пресс” сильно вырастет по количеству изданий: раза в полтора - по числу компьютерных и еще больше - по числу некомпьютерных.
PC Week: Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?
Н. Ф.: Внимательнее следить за тенденциями рынка и оперативнее корректировать свой бизнес в соответствии с этими тенденциями. Одно время казалось, что основная область применения ЭВМ - научно-технические расчеты и решение различных военных задач. Фирмы, проглядевшие быстрорастущий рынок бизнес-приложений, сильно проиграли. Затем пострадали (вернее сказать, сильно недосчитались прибылей) те компании, которые упорно не хотели уходить из корпоративного сектора в потребительский. Возникает интересный вопрос - кто станет следующей жертвой? Могу подсказать ответ - тот, кто не следит за тенденциями рынка!