ИНТЕРВЬЮ
Примерно Через три месяца исполнится 1000 дней с тех пор, как Марина Никитина, издатель “CRN/RE. ИТ-Бизнес” и соиздатель Enterprise Partner, ушла из ИТ-бизнеса в ИТ-журналистику. Наш рассказ о том, что дал Марине этот переход и какие планы она строит на будущее.
PC Week: Марина, почему вы связали свою жизнь с “СК Пресс”?
Марина Никитина: Ничего в жизни случайно, видимо, не происходит. Во всем есть определенная закономерность. Так, еще в школе у меня было желание заняться журналистикой. Кроме того, одно время по примеру отца (он не был профессиональным поэтом, но уже в солидном возрасте начал писать стихи и его произведения даже печатались) пыталась сочинять стихи, однако быстро поняла, что мыслю прозой. Видимо, именно поэтому пошла в технический вуз и о своих детских мечтах забыла.
Окончив факультет автоматики и вычислительной техники Московского института инженеров гражданской авиации (по специальности инженер-системотехник), я работала в Аэрофлоте, затем - в ИТ-бизнесе, причем почти семь лет, с небольшими перерывами, в компании Verysell (ранее - Merisel), чуть более года - в RUI Apple Computer и примерно полгода - в компании Lamport. Во всех этих фирмах я занималась маркетингом.
Почему ушла? Главная причина - жажда перемен. Были предложения от некоторых вендоров. Но мечтала поработать в компании, которая, с одной стороны, связана с ИТ-бизнесом, а с другой - сама способна определять свою судьбу. Уходить в другую дистрибьюторскую фирму на аналогичную должность не имело смысла. Уходить к вендорам не хотелось потому, что региональный офис любого поставщика находится под большим давлением штаб-квартиры и самостоятельных решений практически не принимает+
Поэтому предложение, поступившее от Евгения Адлерова, попало на благодатную почву, так как давало возможность, используя накопленный опыт, испытать себя в новой роли. До этого я никогда в жизни журналистикой не занималась и не очень представляла себе, как руководить редакцией. Тем не менее решила попробовать, так как Computer Reseller News - очень близкое мне издание. Я познакомилась с ним еще в 1990 г., когда принимала участие в становлении Merisel. Мы читали его регулярно и с огромным интересом, узнавали, чем дышит американский рынок, и пытались наиболее передовые бизнес-технологии использовать в своей практике. В общем, это издание мне хорошо знакомо, и я была в числе тех, кто приветствовал появление его русской версии. А главное - приглашение возглавить Computer Reseller News/ RE позволило мне плавно перейти от одного вида деятельности к другому.
Марина Никитина: “В “СК Пресс” рынок
открылся для меня c новых сторон”
До 18 марта 1999 г. - в этот день я стала главным редактором Computer Reseller News/RE - мне казалось, что я знаю о поставщиках, дистрибьюторах, дилерах и об их взаимоотношениях достаточно много. Но вскоре убедилась, что знаю далеко не все. Ведь у конкретного игрока рынка кругозор ограничен, поскольку в основном он общается с достаточно постоянным и не очень широким кругом поставщиков и клиентов.
В “СК Пресс” мой кругозор стал стремительно расширяться. Как ни парадоксально, но уровень доверия между ведущими журналистами “СК Пресс” и топ-менеджерами ИТ-фирм в среднем выше, чем между бизнес-партнерами (я уже не говорю про степень доверия между прямыми конкурентами). Возможно, это происходит потому, что доступную нам информацию мы всегда используем лишь во благо рынку. Разумеется, это отнюдь не означает, что мы не предупреждаем наших читателей о негативных тенденциях.
PC Week: Какой год в “СК Пресс” был для вас самым трудным?
М. Н.: Если честно, то легких годов у меня в “СК Пресс” не было. Когда я пришла в этот издательский дом, журналу Computer Reseller News/RE уже исполнилось три года и от меня требовалось не столько руководить редакцией, сколько думать о том, как этому изданию развиваться и двигаться вместе с рынком дальше. Но не успела я почувствовать полную уверенность в том, что на посту главного редактора все делаю правильно, как получила предложение возглавить CRN/ RE в качестве издателя. Не скажу, что предложение было неожиданно+ И все же: с одной стороны - это продвижение по служебной лестнице, новый уровень ответственности, а с другой - полтора года, проведенные в редакции, я вспоминаю с большим удовольствием и некоторой грустью, так как должность главного редактора, отвечающего за контент, значительно более творческая, чем должность издателя, отвечающего в первую очередь за финансовый успех издания.
С осени прошлого года я вместе с Николаем Федуловым управляю изданием Enterprise Partner, ориентированным на пользователей крупных корпоративных систем. А сейчас у меня появилось еще одно поле деятельности, связанное с тем, что в рамках издательского дома “СК Пресс” создается подразделение Business Exchange (“Деловое общение”), которое будет заниматься организацией отраслевых конференций и семинаров. Это не новое для нас направление, так как “CRN/RE. ИТ-Бизнес” регулярно устраивает круглые столы, кроме того, в содружестве с “Алгоритм Групп” мы уже провели два крупномасштабных ИТ-Форума и сейчас готовим третий. То есть определенный опыт у нас есть, и эту форму взаимовыгодного общения с игроками рынка мы будем совершенствовать. Надеемся, что информация, полученная нами при проведении отраслевых конференций и донесенная до сведения ИТ-общественности, послужит дальнейшему развитию как компьютерного рынка, так и соответствующих отраслей промышленности.
PC Week: Стремление сделать карьеру - не порок. Но вас не тяготит столь широкий круг обязанностей?
М. Н.: Не могу назвать себя карьеристкой. Меня больше заботит не должность, которую я занимаю, а то дело, которое я делаю. Для меня важно получать удовольствие от процесса работы. Известно, что счастливый человек - тот, что утром с удовольствием идет на службу, а вечером с не меньшим удовольствием возвращается домой. Так вот я именно такой человек и есть. Мне и на работе интересно и дома хорошо.
PC Week: По какому принципу набирается персонал в “СК Пресс”?
М. Н.: Главный принцип - профессионализм. Но свободных журналистов, знающих толк в оборудовании, в бизнесе, а еще лучше - и в том и в другом, на рынке труда практически нет. Поэтому для нас очень важен потенциал человека. Технологическим изданиям проще: в России очень много людей, которые разбираются в оборудовании и неплохо владеют не только паяльником, но и пером. Сложнее формировать штат бизнес-изданий. Поэтому в деловые журналы мы берем на работу людей, умеющих писать и способных быстро набрать определенное количество знаний о рынке, чтобы затем в нем хорошо ориентироваться.
PC Week: Каким вы видите “СК Пресс” в 2005 году?
М. Н.: Сейчас отечественный ИТ-рынок переживает определенный подъем. Есть признаки, что он продлится и в будущем году. Более долгосрочный прогноз зависит от того, как рынок информационных технологий станет развиваться в целом. Опыт показывает, что у нас, как правило, не бывает абсолютно безоблачных лет. И если не происходит что-то в России, то происходит в мире. Но главное - не стоять на месте, а все время двигаться вперед. Люди, находящиеся у руля “СК Пресс”, обладают достаточным опытом и пониманием того, как нужно строить издательский бизнес. Поэтому надеюсь, что и в 2005 г. мы по-прежнему останемся лидерами. В то же время известно, что лидерами проще стать, чем оставаться.
PC Week: Что вы пожелаете нашим читателям?
М. Н.: PC Week/RE - новостное издание, поэтому хочу пожелать всем больше хороших новостей. Экономической стабильности - как на нашем рынке, так и на зарубежном. Чтобы поставщики радовали нас новыми технологиями и решениями, а продавцы - новыми услугами и хорошими ценами. Чтобы у домашних и корпоративных пользователей было не только желание приобрести ИТ-новинки, но и соответствующие возможности. Тогда и нам будет о чем писать и для кого.
С Мариной Никитиной беседовал наш специальный корреспондент Владимир Митин.