ИНТЕРВЬЮ

Едва ли среди ветеранов российского компьютерного бизнеса найдется человек, не знающий главного редактора журнала PC Magazine/RE Рубена Герра, чья фамилия неизменно фигурирует в высших строчках всевозможных рейтингов ИТ-журналистов. А вот все ли знают, как г-н Герр пришел в PC Magazine/RE и как способствовал росту популярности этого журнала? Вот что говорит по этому поводу он сам.

Рубен Герр: “Очень важно, чтобы в редакции

была нормальная психологическая атмосфера”

PC Week: Рубен Григорьевич, как вы пришли в “СК Пресс”?

Рубен Герр: После окончания факультета вычислительной техники МИЭМа я 17 лет работал - в разных должностях - в лаборатории рентгеноструктурного анализа Института элементно-органических соединений им. А. Н. Несмеянова. Должности менялись, а работа была одна и та же. Точнее всего ее описывают слова “прислуга за все”. Я чинил и модернизировал управляющие и обрабатывающие компьютеры, я же поддерживал в работоспособном состоянии управляемые компьютерами приборы, и я же делал и переделывал программы, как управляющие, так и обрабатывающие. И все это получалось у меня неплохо: по формальному признаку - числу статей на научную “душу” - наша лаборатория занимала первое место в мире среди аналогичных. Это, конечно, не только моя заслуга, но+ Почти все это время (а если точнее - 15 лет) я, для поддержания компьютерной квалификации, а также брюк, подрабатывал переводами. В разных местах, в том числе в издательстве “Мир”. Там-то я и познакомился с Юрием Кузьминым, тогда научным редактором журнала “Электроника”. Став главным редактором “Мира ПК”, Юрий Кузьмин предложил мне сотрудничество в качестве внештатного переводчика. Когда же выяснилось, что мои переводы нуждаются лишь в минимальном редактировании, он пригласил меня в штат. И со 2 апреля 1990 г. я стал научным редактором “Мира ПК”. “Мир ПК” в те времена развивался очень бурно, там подобралась замечательная команда, но в некоторый момент кое-кому из учредителей этого издания показалось, что работающие в нем журналисты, распространители и рекламщики зарабатывают не по уму и “слишком много о себе понимают”. Начались реформы, суть которых сводилась к тому, что примерно в два раза были увеличены оклады, а размеры премий перестали зависеть от прибыльности издания и были доведены до стандартных 15-20% (в те времена эта цифра была характерна для большинства отечественных НИИ и промышленных предприятий). Далеко не всем это понравилось, энтузиазм как-то заглох, и предложение первых лиц “СК Пресс” принять участие в становлении PC Magazine/USSR оказалось как нельзя более кстати. Решению о переходе способствовало и то, что владельцы “Мира ПК” в связи с реорганизацией своего бизнеса предложили всем сотрудникам сначала написать заявления об уходе, а затем - заявления о приеме на работу. Я написал заявление об уходе, а заявление о приеме писать не стал. И около месяца формально был безработным, а фактически - сотрудником PC Magazine/USSR. 31 мая 1991 г. я заступил на должность заместителя главного редактора журнала PC Magazine/USSR. В этот же день пост главного редактора принял Юрий Кузьмин. Кроме нас, в творческой команде, выпускавшей первый номер локализованного PC Magazine, был научный редактор Илья Липкин, перешедший в “СК Пресс” из “КомпьютерПресса”, научный редактор Григорий Грановский и ответственный секретарь Галина Николова.

PC Week: Какой год в “СК Пресс” был самым трудным?

Р. Г.: Когда по ряду причин из журнала практически одновременно ушли Юрий Кузьмин, Илья Липкин (затем Илья вернулся в “СК Пресс”, но уже на должность главного редактора Computer Reseller News/RE) и Григорий Грановский. После их ухода мы с Леонидом Теплицким почти целый год выпускали журнал практически вдвоем.

PC Week: Не могли бы вы вспомнить самый забавный эпизод, случившийся с вами за время работы в “СК Пресс”?

Р. Г.: Многие знают, что первый номер журнала PC Magazine/USSR был представлен в июне 1991 г. в Москве на Международном компьютерном форуме (МКФ), но далеко не все знают, что этот номер печатался в три завода (есть такой типографский термин, обозначающий часть тиража). Так вот, размер первого завода (напечатанного на толстенной мелованной бумаге) составлял всего 500 экземпляров, причем все номера предназначались исключительно для раздачи участникам МКФ.

А общий размер второго и третьего заводов (они печатались на обычной бумаге) составлял около 50 тыс. экземпляров. Весь тираж разошелся достаточно быстро, так как цена номера была установлена очень доступная - 4 руб. 80 коп. Тем не менее некоторые наши конкуренты, размахивая перед лицами рекламодателей копиями “подлинных документов”, долгое время утверждали, что PC Magazine/USSR издание несерьезное, так как у него микроскопический тираж (500 экз.) - только для распространения среди рекламодателей.

Вспоминается еще такой эпизод. Второй номер журнала верстался в августе 1991 г. (во время путча), а третий, он уже назывался PC Magazine/RE,  - в сентябре. Американцы подсмеивались: “А что будет, если вашу страну снова переименуют?” На что мы отвечали так: “Слова Russian Edition означают не государство, в котором издается журнал, а язык, на котором он печатается. Так что новых переименований не будет”.

PC Week: По какому принципу набирается персонал PC Magazine/RE?

Р. Г.: Был бы человек хороший (смеется). А если серьезно, то я, хотя и являюсь главным редактором, но отвечаю лишь за содержательную часть журнала. Всеми же административными делами PC Magazine/RE занимается генеральный директор “СК Пресс” Леонид Теплицкий. Он, насколько я знаю, обращает внимание как на профессиональные качества потенциального сотрудника, так и на то, хорошо ли он вольется в уже сложившуюся команду. Ведь редакция - это конвейер, но конвейер очень короткий, здесь все должны тесно взаимодействовать и в случае необходимости приходить на выручку друг другу. Поэтому очень важен психологический климат. Редакция, в которой все сотрудники подходят к своим обязанностям чисто формально и работают строго от 9:00 до 18:00, просто нежизнеспособна. Обыденная ситуация: если из трех верстальщиков один заболеет, то нагрузка на остальных увеличится в 1,5 раза.

PC Week: Каким вы видите PC Magazine/RE в 2005 году?

Р. Г.: В конечном итоге мы работаем на Читателя. Однако за 10 лет существования нашего журнала читательская аудитория претерпела значительные изменения, она стала более солидной. Это уже не молодежь, увлеченная компьютерами как таковыми, а профессионалы, для которых машина - рабочий инструмент.

Поэтому содержание нашего журнала будет определяться не столько технологическим прогрессом, сколько его следствиями, в том числе и изменением интересов аудитории. А вот как изменятся технологии и как под их влиянием изменится аудитория, я в коротком разговоре предсказывать не берусь - для ответа на этот вопрос требуется серьезный анализ. Кто, например, мог предположить, что вокруг Интернета сначала возникнет, а затем с треском лопнет весь этот мыльный пузырь - с предсказаниями, что бизнес перейдет исключительно в Сеть, что люди станут читать только электронные издания и т. д.?

Мы, разумеется, останемся журналом, посвященным информационным технологиям, но аббревиатура PC останется в его названии скорее как дань традиции, как торговая марка (ведь никто не требует от журнала “Огонек”, чтобы тот рассказывал о средствах пожаротушения!). В то же время мы останемся журналом для профессионалов ИТ-индустрии, под которыми я понимаю и “людей с паяльниками”, и серьезных программистов, и продавцов и интеграторов. То есть всех, для кого компьютер - объект профессиональной деятельности.

PC Week: Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

Р. Г.: Чтобы они продолжали оставаться такими же высокими профессионалами, как сегодня.    

Версия для печати