По мнению IBM и других производителей, будущее - за коммунальными ИТ-услугами
У вас проблемы. Главный конкурент только что организовал онлайновый сервис, и сотни клиентов обрывают телефон и засыпают вас электронной почтой, пытаясь узнать, когда то же самое предложит и ваша компания.
Самое печальное состоит в том, что эта новость застала вас врасплох. Придется спешно вырабатывать стратегию и составлять бизнес-план; разрабатывать и тестировать приложения; разворачивать серверы, память и сетевые ресурсы - и все нужно сделать, как говорится, ко вчерашнему дню. Однако на это уйдут недели или месяцы, и не исключено, что самые нетерпеливые клиенты с вами расстанутся.
Повод для стресса? Совсем необязательно. Снимите трубку, наберите номер сервис-провайдера и скажите: “Мне нужны приложения э-коммерции, а также серверы, память и пропускные ресурсы для онлайновой обработки 5000 клиентских транзакций в день, и желательно, чтобы это все было к пятнице. Пришлите до завтра ваше меню сервисных опций и прайс-лист”. К началу следующей недели вы снова на коне.
Если у таких компаний, как IBM, Sun Microsystems, Hewlett-Packard, Compaq Computer и Accenture, все получится как надо, в ближайшем будущем многие фирмы начнут приобретать и оплачивать ИТ-инфраструктуру для поддержки инициатив э-бизнеса описанным способом. В последние месяцы упомянутые крупные поставщики ИТ-оборудования и услуг приступили к составлению планов организации “коммунального” ИТ-обслуживания с регулярной оплатой услуг. Несмотря на различия в деталях, главная идея IBM и Sun состоит в развертывании готовых к применению вычислительных ресурсов либо у заказчика на месте, либо в совместно используемых центрах обработки данных. Клиенты смогут быстро и легко подключаться к этим ресурсам, почти так же, как потребители электроэнергии, получающие все, что нужно, всего-навсего щелкнув выключателем.
На первый взгляд, говорят эксперты, эта идея кажется идеально подходящей для э-бизнеса, где надо быстро реализовывать новые бизнес-планы и где трудно наперед определить нужный объем ИТ-ресурсов. Однако не стоит думать, что она враз воплотится в реальность. Даже весьма богатые компании, вроде IBM, которая с декабря прошлого года уже отпустила на эту идею миллиарды долларов, признают, что на разработку и усовершенствование новых технологий и бизнес-моделей для реализации концепции коммунальных ИТ-услуг, вероятно, уйдут не месяцы, а годы. Для примера можно сослаться на технологии, необходимые для мониторинга и настройки эффективной работы совместно используемых служб в соответствии с объемом потребностей конкретных пользователей, а также для автоматизации оформления счетов за предоставленные услуги.
Не меньше времени может уйти и на внедрение этой идеи в сознание корпоративных ИТ-руководителей, многие из которых весьма скептически относятся к мысли передать контроль над значительной долей инфраструктуры э-бизнеса в руки сервис-провайдеров, особенно когда речь заходит о совместном использовании серверов и сетей хранения данных. “Мы занимаемся тем же самым, что замыслила IBM, но создаем “э-сорсинг” сами, своими силами, - сказал Джордж Сурду, директор э-инфраструктуры и сетевых служб компании Ford Motor (Дирборн, шт. Мичиган). - Мы твердо намерены сюда вложить наш основной интеллектуальный капитал и не заинтересованы передавать это дело в чьи-либо руки”.
Наука коллективного пользования
Концепцию коммунального обслуживания в версии IBM, которую компания называет “э-сорсингом” (e-sourcing, приблизительный перевод - э-обеспечение), безусловно можно считать одной из наиболее далеко идущих и многосторонних. Исполнительный директор IBM Лу Герстнер объявил об этой инициативе в декабре, пообещав, что компания выделит 4 млрд. долл. на создание 50 центров обработки данных и новых технологий, необходимых для того, чтобы предоставлять своим клиентам в сфере э-бизнеса ИТ-ресурсы по требованию. За прошедшее время цена инициативы IBM, по словам ее официальных лиц, еще более возросла (хотя и не сообщается, насколько), так как реализация идеи э-сорсинга порождает все новые и новые задачи. Например, IBM предпринимает огромные усилия с целью найти и обучить легионы специалистов по интеграции, которые понадобятся, чтобы гарантировать нормальное взаимодействие хост-систем э-бизнеса, арендуемых пользователями услуг э-сорсинга, с имеющимися унаследованными системами.
“Инвестиции и приверженность сторонников наверняка ускорят реализацию идеи”, - заявил Джинни Рометти, главный управляющий по стратегии и маркетингу IBM Global Services (Сомерс, шт. Нью-Йорк), являющийся стратегическим лидером инициативы э-сорсинга.
Идея предоставления коммунальных ИТ-ресурсов по требованию, продвигаемая IBM и другими производителями, сильно отличается от традиционного аутсорсинга и Web-хостинга. По новой модели корпоративные пользователи смогут легко изменять (увеличивать или уменьшать) потребление ИТ-ресурсов. Кроме того, по крайней мере в версии IBM, у них не будет конкретных, идентифицируемых серверов и устройств хранения данных, закрепленных за их приложениями. Взамен этого они будут использовать ресурсы совместно с другими э-предприятиями, которым предоставляется подобная коммунальная услуга. На поставщика услуг возлагается контроль за расходом ресурсов и биллинг, а также обеспечение безопасности на уровне данных и приложений. По мнению IBM и таких же сервис-провайдеров, этот способ разделения серверов и других ИТ-ресурсов с ростом числа пользователей позволит снизить затраты и предложить более низкие расценки на услуги, благодаря чему они станут по карману даже малому и среднему э-бизнесу.
Примером реализации данной концепции IBM сегодня является ее предложение Managed Storage Services (о нем сообщалось в сентябре прошлого года). За доступ к совместно используемой, управляемой сетевой памяти клиенты платят $30 за 1 Гб в месяц. Если требуется дополнительный сервис, например гарантированный уровень высокой доступности, расценки повышаются. По мнению представителей IBM, компании э-бизнеса смогут экономить 30-40% от общей стоимости памяти, если переложат функции обеспечения и управления ресурсами на плечи провайдера.
Некоторые организации уже пользуются такой возможностью: фирма ChartOne (Сан-Хосе, шт. Калифорния), на протяжении 18 лет предоставляющая услуги по управлению медицинской документацией и записями, применяет службы IBM Managed Storage Services для поддержки онлайновой версии своей традиционной линии сервисных продуктов. Компания оказывает больницам и клиникам услуги по хранению записей и управлению ими на месте у заказчика. ChartOne инсталлировала в помещениях клиентов около тысячи своих аппаратно-программных систем, предназначенных для оцифровки документов, их хранения и выдачи по требованию. Однако эта модель становится слишком сложна и дорога для заказчиков, поскольку теперь нормы охраны личной информации предусматривают строжайший контроль за тем, кто, когда и почему получает доступ к записям. Поэтому ChartOne начинает предлагать более дешевые удаленные сетевые службы, использующие для хранения информации и управления ею коммунальные ресурсы памяти IBM.
Неужели партнеров ChartOne не волнуют потенциальные проблемы безопасности и доступности данных, связанные с тем, что им приходится разделять платформы для хранения информации с другими организациями, возможно, даже своими конкурентами? “Нет, не волнуют, - заявил Питер Хендерсон, старший вице-президент ChartOne по маркетингу и стратегическому планированию. - Мы в состоянии им объяснить, что наши люди вместе с персоналом IBM обеспечивают круглосуточную доступность информации с избыточным резервированием и защитой данных. Важную роль при этом играет высокая репутация IBM”.
Без доступа к коммунальной памяти IBM, считает Хендерсон, ChartOne вряд ли смогла бы создать собственную сетевую службу под названием Vchart.
Однако некоторые производители смотрят на коммунальное ИТ-обслуживание гораздо шире, видя в нем инструмент не только для предоставления совместно используемой базовой инфраструктуры по требованию и на основе регулярной оплаты. Например, IBM и поставщики аналогичного сервиса, вроде корпорации Computer Sciences (Эль-Сегундо, шт. Калифорния), применяют концепцию разделяемых коммунальных услуг также к хост-приложениям, доступным для компаний э-бизнеса на тех же самых условиях.
IBM приступила к развертыванию собственных горизонтальных хост-приложений для коммунальной инфраструктуры. В июле корпорация анонсировала Virtual Help Desk, хост-службу ИТ-помощи и консультаций первичного уровня, оплачиваемую организациями по числу конечных пользователей. IBM сообщила, что эта служба заработает в сентябре. Незадолго до этого было объявлено о заключении договоров о создании аналогичных хост-служб приложений для материального снабжения с помощью ПО В2В и системы удаленного доступа фирмы Ariba, а также для сетевого управления на базе ПО фирмы NetSolve (Остин, шт. Техас).
Самое важное, считают провайдеры ИТ-сервиса, что благодаря коммунальной системе предоставления инфраструктуры и приложений э-бизнеса все компании независимо от размера получат гибкие возможности быстро и с приемлемыми затратами организовывать свой Web-бизнес. “У людей появится право экспериментировать с работой в Web”, - сказал Джим Коргел, главный управляющий IBM по хостингу э-бизнеса.
Цель ещё далека
Несмотря на такие положительные примеры, какие демонстрирует ChartOne, модели коммунального ИТ-обслуживания пока доверяют далеко не все. За 10 месяцев существования Managed Storage Services многие компании еще не успели правильно оценить коллективный аспект данной модели сервиса. И это отсутствие заинтересованности, по словам представителей IBM, говорит о том, что до полной реализации идеи э-сорсинга еще далеко. “Наверное, потребуется три-четыре года”, - считает Дон Брэдфорд, главный управляющий отделения служб хранения данных IBM.
Если рассматривать Managed Storage Services как первый пример э-сорсинга, то здесь IBM столкнулась с рядом проблем. Во-первых, для компании оказалось не так-то просто добиться экономической привлекательности идеи использования памяти в виде регулярно оплачиваемого сервиса. Когда в сентябре прошлого года IBM организовывала эту службу, ее руководство подсчитало, что, учитывая стоимость аппаратуры для хранения данных, управляющего ПО и пропускных ресурсов сети, они смогут предоставлять память по цене примерно $45 за каждый гигабайт в месяц. По мнению Брэдфорда, это дороговато, так как даже небольшие и средние компании сегодня могут купить 20 Гб памяти приблизительно за $1000. Хотя IBM удалось снизить свои затраты и предложить коммунальную память по цене $30 в месяц за гигабайт, чтобы пользователи были заинтересованы покупать хост-память по требованию, Брэдфорд считает, что она должна стоить около $20-$25 за гигабайт в месяц. К тому же необходимо учитывать тенденцию к быстрому падению цен на память.
Брэдфорд полагает, что IBM надо разработать более совершенное ПО для автоматизации управления крупными центрами коллективно используемой памяти. “Нам потребуется преодолеть ряд технических проблем, чтобы финансовая сторона нашего предложения оказалась привлекательной для клиентов”, - сказал он.
IBM придется приложить немало усилий, чтобы убедить осторожных ИТ-менеджеров, что совместное пользование сетями хранения данных и другой ИТ-инфраструктурой вполне безопасно и надежно. Например, Томас Ричардсон, вице-президент по технологии компании Nexstar Financial Services (Крив-Коур, шт. Миссури), создавшей в мае этого года онлайновую кредитную службу под залог недвижимости, решил отказаться от услуг IBM по коллективному э-сорсингу, хотя компания и построила свой сервис на базе универсальной службы Web-хостинга IBM в Боулдере, шт. Колорадо. Услуги Web-хостинга помогли Nexstar всего за три месяца создать и запустить в дело свою онлайновую систему по обработке кредитной информации. Позднее компания перенесла свои приложения на базу системы Web-хостинга IBM в Чикаго, однако взяла на себя ответственность за функционирование и поддержку маршрутизаторов, брандмауэров и другой инфраструктуры безопасности. Почему? Потому, заявил Ричардсон, что доступность и безопасность системы слишком важны, чтобы доверяться внешнему сервис-провайдеру: “Самообеспечение более надежно, чем услуги провайдера, поддерживающего множество клиентов. Особенно это касается коллективного использования серверов баз данных. Я не доверяю такой инфраструктуре, потому что не знаю, что делает другой клиент. А если он вдруг предпримет крупную акцию по продвижению своего продукта, что тогда будет с производительностью систем остальных пользователей?”
Сурду из Ford волнует то же самое. Вместо аутсорсинга коммунальных ИТ-систем какого-либо провайдера он создает собственные. Задолго до того, как HP, Compaq и другие производители начали говорить о планах предоставления пользователям вычислительных ресурсов по требованию, Сурду попросил IBM и ряд других фирм установить серверы, подсистемы памяти и другую ИТ-инфраструктуру в центрах обработки данных Ford с расчетом на будущие нужды компании. Ford платит только за то, что дает хороший эффект.
Пока большинство пользователей систем хранения данных IBM, ознакомившись с концепцией э-сорсинга, все-таки выбирают подход Сурду. Вместо подключения к коммунальным системам памяти, многие просят IBM установить необходимые ресурсы памяти в своих центрах обработки данных на условиях оплаты за реальное использование. Брэдфорд из IBM называет это “частно-коммунальным обслуживанием”. Заказчики говорят: “Пусть память будет ваша, но не трогайте мои данные”. Информацию они не хотят отдавать на сторону.
Официальные лица IBM заявляют, что они знают, как убедить ИТ-менеджеров в безопасности и гарантированной производительности коммунального сервиса. Компания, по их словам, вкладывает крупные средства в разработку нового поколения инструментов для мониторинга производительности служб общего пользования, которые позволят гарантировать клиенту необходимые ему время отклика и уровень доступности системы. Один из таких исследовательских проектов под названием Oceano предполагает не только мониторинг коллективных серверных центров, но и контроль за уровнем сервиса, благодаря чему клиентам будет обеспечена та производительность, за которую они платят деньги. IBM ведет аналогичную исследовательскую работу и в сфере открытого исходного кода, планируя развернуть немалую часть систем э-сорсинга на серверах под управлением ОС Linux, о чем сообщил вице-президент IBM по новым технологиям Linux Дейв Турек.
Предстоит еще много сделать для того, чтобы ИТ-менеджеры поверили в безопасность перевода своих систем э-бизнеса на модель коммунального сервиса. Сегодня, считают эксперты, IBM и другим производителям надо постараться втолковать корпоративным пользователям, что им эта модель несет потенциальные выгоды. “Ни IBM, ни другие компании еще не сумели реально убедить пользователей в выгодности сетевой, коллективно используемой инфраструктуры”, - считает Мелани Пози, аналитик из IDC (Фреймингхем, шт. Массачусетс).
Руководство IBM признает, что впереди еще много работы и по разъяснению корпоративным пользователям идеи э-сорсинга, и по созданию новых технологий и бизнес-моделей, необходимых для ее поддержки. Первые шаги компании в сфере э-сорсинга пока показали, что построение исчерпывающей коллективно используемой системы коммунального ИТ-обслуживания, привлекательной и приемлемой для э-бизнеса, займет годы.
Долгий путь к э-сорсингу
Еще до того, как исполнительный директор IBM Лу Герстнер формально объявил в конце прошлого года о далеко идущей инициативе э-сорсинга, компания начала предлагать новые продукты и услуги, поддерживающие эту идею. Ниже приводится список официальных сообщений по этой тематике. д Сентябрь 2000 г. Managed Storage Services. IBM организовала управляемые хост-службы хранения данных, доступные для корпоративных пользователей на основе регулярной оплаты. Корпоративные данные хранятся в 175 центрах данных IBM по всему миру. Пользователи также могут выбрать сочетание внешней системы с управляемой памятью у себя на месте. д Декабрь 2000 г. Герстнер излагает инициативу э-сорсинга IBM. По его словам, компания за три года потратит 4 млрд. долл. на создание 50 новых коммунальных центров данных. Один их них разместится в Боулдере, шт. Колорадо, и будет иметь 145 мэйнфреймов с общим объемом памяти в 145 Тб. д Май 2001 г. Leverage Procurement Services. Введена в действие хост-система снабжения вспомогательными материалами на базе Web, доступная для корпоративных пользователей на основе регулярной оплаты. Основана на ПО э-снабжения В2В компании Ariba. д Июнь 2001 г. Managed Network Services. IBM совместно с NetSolve предлагает хост-службу дистанционного управления сетями через Интернет. д Июль 2001 г. Virtual Help Desk. Организована хост-служба на базе Web, расширяющая функции пользовательских справочных ИТ-служб первичного уровня. Включает возможности автоматизированной диагностики и устранения неисправностей.
Источник: сообщения IBM и eWeek.
э-Сорсинг или аутсорсинг?
То, что IBM называет “э-сорсингом”, сильно отличается от традиционного аутсорсинга или Web-хостинга. Вот ряд отличий этих двух моделей: