ТЕХНОЛОГИИ
В последнее время становится все больше проектов, целью которых является организация обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям. Их идея проста: дать предприятиям возможность сдавать текущую налоговую отчетность через Интернет. Назвать эту идею новой нельзя: американские и германские налогоплательщики уже давно отсылают налоговые сведения через Интернет; не отстать от ритма жизни нашего информационного века пытается и Украина - в Днепропетровской области масштабным экспериментом по внедрению электронного документооборота охвачено около 5000 предприятий. В то же время в России ни о чем подобном до последнего времени не было слышно, практически все отчеты у нас оформляются на бумаге.
Нетрудно оценить объем документооборота, приходящегося на бухгалтерскую отчетность для различных органов. На территории РФ зарегистрировано около 2,7 млн. юридических лиц. Каждое из них в зависимости от рода деятельности сдает 1500-2000 листов бумаги по предприятию и еще не менее 16 страниц на каждого сотрудника (отчеты в пенсионный фонд и налоговые карточки). В совокупности по всей территории России это составляет около 7 млрд. листов формата A4, передаваемых в контрольные органы. Чтобы произвести такое количество бумаги, необходимо около 600 тыс. деревьев.
Для большинства форм отчетности на нынешний день не существует официально утвержденных форматов передачи данных в электронном виде. Тому есть довольно много субъективных и объективных причин. Так, в отличие от той же Украины в России до самого последнего времени не было закона об электронной подписи. Что же до нормативных актов, то они, как обычно, были во многом противоречивыми: предлагая возможность передачи данных с использованием средств телекоммуникаций, они ничего не говорили о порядке организации такой передачи информации.
В последнее время, однако, в этой области наметились положительные сдвиги. В муках появляется на свет закон об электронной подписи. Делаются попытки регламентировать порядок представления бухгалтерской отчетности в электронном виде (хотя нормативные акты здесь пока отсутствуют!). Целый ряд фирм, занимающихся разработкой средств криптографической защиты информации, провели необходимую сертификацию своих продуктов в ФАПСИ, и на рынке появились программные комплексы, специально ориентированные на защиту передаваемых через Интернет конфиденциальных данных. Министерство по налогам и сборам также объявило информатизацию и “интернетизацию” своего ведомства одним из приоритетных направлений развития.
В этой статье мы расскажем о некоторых проектах, направленных на поддержку передачи данных в налоговые органы через Интернет, и попробуем оценить преимущества тех или иных вариантов.
Проект компании “Такском”
В мае 2000 г. был дан старт пилотному проекту, который продвигает московская фирма “Такском” и основной идеей которого является передача готовых форм отчетности по системе электронной почты. В настоящее время в пробной эксплуатации проекта задействовано семь районных налоговых инспекций и 550 предприятий Москвы; чуть менее 360 из них, по данным разработчиков, смогли сдать отчетность за прошедший год. (При этом на нынешнем этапе сохраняется необходимость подачи отчетов в бумажном виде.)
Для того чтобы получить возможность передавать данные по электронной почте в рамках этого проекта, предприятие должно предварительно установить на своем компьютере аппаратный ключ и программный комплекс “Спринтер”.
Комплекс “Спринтер” состоит из трех основных модулей, созданных московскими фирмами “Анкад” (www.ancad.ru), “1С” (www.1c.ru) и “Фактор-ТС” (www.rospac.ru/factor/factor.htm). Обновление форм отчетности также осуществляется по электронной почте. Заполненные отчеты отправляются в налоговые органы. В случае выявления ошибок после соответствующего сообщения из налоговой инспекции процедуру подготовки и отправки отчетов следует повторить.
Шифрование при обмене информацией производится с помощью аппаратно-программных средств фирмы “Анкад” - аппаратного ключа, аппаратной же платы “Криптон” (или ее программного эмулятора) и нескольких библиотек (Crypton API, Crypton ArcMail). Суммарная стоимость этих продуктов, даже при использовании программного эмулятора платы “Криптон”, превышает (по прайс-листу фирмы “Анкад”) $400.
Клиентский модуль системы электронной почты DiPost фирмы “Фактор-ТС” (первый в комплексе “Спринтер”) устанавливается на каждый компьютер-клиент и позволяет предприятиям получать последние формы отчетности. Его стоимость с функциями электронной подписи составляет $150.
Второй модуль комплекса обеспечивает предприятиям, эксплуатирующим бухгалтерские системы “1С”, импортирование данных в формы отчетности. В случае использования систем других фирм, формы отчетности предлагается заполнять вручную, поскольку механизма импорта не предусмотрено. Программа “1С:Налогоплательщик”, на базе которой создан модуль заполнения отчетности, стоит $50.
В конце каждого цикла работы данные, заверенные электронной подписью в клиентском почтовом модуле DiPost, бухгалтер отправляет провайдеру системы передачи данных (каковым выступает “Такском”). Тот протоколирует их в специальном журнале и передает дальше, в районное управление МНС, где они поступают на обработку в серверный почтовый модуль. Затем информационные службы налоговой инспекции проверяют правильность полученных отчетов и, если выявляют ошибки, рассылают ответы с соответствующими протоколами.
Описанная технология работы опирается на несколько большее распространение на предприятиях средств электронной почты, нежели непосредственного выхода в Интернет. Следует заметить также, что для обеспечения технологии передачи данных по электронной почте требуется меньшая мощность каналов связи.
Рисунок В. Коткова
Вместе с тем система “Спринтер” и поддерживаемый ею регламент обмена данными представляются несколько громоздкими. Настройка этого комплекса (в том числе аппаратного ключа защиты данных, а особенно почтового модуля) является довольно сложной задачей. Нельзя назвать легкой процедуру обновления форм отчетности, а это весьма существенно сейчас, когда происходит становление технологии, а законодательство претерпевает постоянные изменения. Автоматизация заполнения форм требует обязательного применения бухгалтерских программ фирмы “1С”, и многочисленные пользователи конкурирующих систем оказываются в непонятном положении.
Очевидный недостаток комплекса “Спринтер” состоит в его высокой себестоимости. Вряд ли многие предприятия согласятся заплатить $600 за одно рабочее место клиента - и это без учета затрат самого МНС на реализацию проекта. Особенно остро такая проблема должна встать, если речь пойдет о распространении опыта московского эксперимента на другие регионы страны.
Если же приобретать комплекс “Спринтер” будет государство в лице МНС, чтобы затем предоставлять его участникам системы электронного документооборота, то объемы государственного финансирования системы будут исчисляться даже не десятками, а сотнями миллионов долларов. Полная стоимость закупки 2,7 млн. экземпляров этого комплекса (мы исходим здесь из примерного числа юридических лиц в России) превысит 1,5 млрд. долл. Отметим также, что, поскольку система включает в себя аппаратные компоненты, ее стоимость не может опускаться ниже какого-то достаточно высокого предела.
В настоящее время предприятия, участвующие в проекте “Такском”, подписывают договора об абонентском обслуживании с провайдером сети обмена информацией и с производителем средств криптографической защиты, арендуя программное и аппаратное обеспечение у соразработчиков системы на период сдачи отчетности за 600 руб. Однако при попытке введения системы в широкую эксплуатацию неизбежно встанет вопрос о приобретении программного комплекса “Спринтер” в большом количестве экземпляров.
Проект “СКБ Контур”
Независимо от московских фирм в июне 2000 г. стартовал проект екатеринбургской компании “СКБ Контур” (http:// gni2000.skbkontur.ru) под названием “Передача данных в ГНИ через Интернет”. В ноябре прошлого года проект был сдан в пробную эксплуатацию. Обмен данными в его рамках производится не по электронной почте, а по протоколу HTTP в режиме реального времени. Все формы отчетности в их актуальном состоянии хранятся на сервере, установленном в региональном или местном управлении МНС, а информация, которую предприятия должны передавать в налоговые органы, - в базах данных сервера. К этим базам данных система реализует Web-интерфейс, предлагая возможности импорта из файлов и экспорта в файлы установленного налоговыми органами формата, а контроль правильности подготовленных отчетов и фиксация приема отчетов ведутся в реальном времени.
Основой технологии “СКБ Контур” является подход, не требующий установки на компьютерах предприятий специального клиентского программного обеспечения для работы в системе: необходимое ПО находится на сервере, доступном через обычный браузер.
Одно из достоинств предложенного “СКБ Контур” подхода состоит в том, что в серверную часть системы выносятся данные, которые могут изменяться (формы отчетности, форматы данных, справочники, программы проверки). Таким образом решается проблема обновления системы и поддержки для всех клиентов версий одинаковой степени актуальности. Даже добавление новых форм отчетности не влечет за собой необходимости перенастраивать систему: при очередном обращении к серверу клиент просто увидит еще один пункт меню. Кроме того, на сервере в режиме реального времени проводится и проверка передаваемых данных в соответствии с последними требованиями, и фиксация приема подготовленных отчетов, что снимает большое количество организационных проблем, неизбежно возникающих при технологии электронной почты.
Есть у системы “СКБ Контур” и другое достоинство: она предусматривает работу с файлами входных данных единого установленного формата, не привязываясь к специфике структур какой-либо одной фирмы. Задача фирм, производящих бухгалтерское ПО, будет заключаться лишь в том, чтобы их программы могли готовить данные в установленном формате. В результате пользователи никак не ограничиваются типом системы бухгалтерского учета.
Для защиты передаваемой информации можно применять практически любые из представленных на рынке недорогих сертифицированных программных (не аппаратных) средств криптозащиты, будь то криптопровайдер CryptoCSP фирмы “Крипто-Про” или система Inter-PRO компании “Сигнал-Ком”. Причем для этого достаточно лишь один раз установить на рабочем месте клиента небольшое Windows-приложение (объемом не более 2 Мбайт). Общая стоимость комплекса “СКБ Контур” составляет $60, что на порядок меньше, чем в проекте “Такском”. Отсутствие аппаратных компонентов дает возможность максимально снижать стоимость системы с учетом массовости.
В пробной эксплуатации системы для передачи данных по форме № 3 за 2000 г. (в то время это была единственная форма налоговой отчетности, для которой имелись форматы передачи данных в электронном виде) приняли участие многие предприятия из числа клиентов “СКБ Контур”. В программе уже появилась возможность формирования отчетности для справки о доходах физических лиц за 2001 г. по форме 2-НДФЛ. В настоящее время идет подготовка системы к передаче сведений по любым формам налоговой и финансовой отчетности. В частности, ее можно настраивать на формирование документации для Пенсионного фонда. Накопленный опыт позволяет “СКБ Контур” рассчитывать на проведение успешного эксперимента по сдаче необходимых форм налоговой и финансовой отчетности через Интернет в масштабах регионов уже к концу 2001 г.
Варианты возможны
При попытке сравнения двух предложенных подходов сразу бросаются в глаза их значительные различия. Отметим ряд очевидных достоинств каждого из них.
Технология фирмы “Такском” подошла бы для большего числа клиентов, так как строится на использовании электронной почты и вследствие этого менее требовательна к мощности канала, по которому производится обмен данными. При этом очевидно, что реализация проекта “Такском” обойдется и государству, и клиентам дороже уже хотя бы в силу необходимости закупки большого количества аппаратных шифраторов или их программных эмуляторов семейства “Криптон”.
Клиент-серверная технология, предложенная “СКБ Контур”, более проста и эффективна в процессе взаимоотношений между налоговыми инспекциями и предприятиями. Она превосходит решение “Такском” по гибкости и оперативности, легче может быть адаптирована к любым изменениям в законодательстве, существенно менее требовательна и к клиенту, и к службам инспекций.
При установке серверных модулей в каждой районной инспекции стоимость внедрения системы в самих налоговых органах будет примерно совпадать для обоих рассмотренных проектов. Однако стоимость первоначальной установки системы у клиентов и ее последующего сопровождения для проекта “СКБ Контур” как минимум на порядок меньше, чем для проекта “Такском”.
Конечно, окончательное решение о предпочтении того или иного подхода может и должно, по нашему мнению, приниматься только на основе масштабного эксперимента и по результатам открытого тендера.
Сейчас еще трудно определить, какая технология передачи данных в налоговые органы через Интернет является оптимальной. Радует, что такие технологии появляются, что идет обсуждение задач, которые встают перед разработчиками подобного рода систем. Есть надежда, что те, кто будет принимать решение о выборе технологии, сделают это взвешенно и компетентно, руководствуясь интересами страны и предприятий.