В этой выставке действительно появилось что-то новое, основательное: толстый полноразмерный (А4) каталог, двухуровневые стенды (уже не только у “1С”, но и у “Паруса” и еще нескольких фирм), хорошо продуманная и по-настоящему интересная сателлитная конференция с насыщенными секциями, а также экспозиция на втором этаже, ознаменовавшая прорыв выставки “в третье измерение”. Да, SofTool разросся, на этот раз в нем участвовало более 250 экспонентов из 24 российских городов и из других стран (Дании, США, Германии, Украины и Белоруссии).
Плотная программа презентаций и семинаров не оставляла места праздности, тем более что количество помещений для проведения мероприятий увеличилось: прибавился конференц-зал на втором этаже.
Из прочих наблюдений: бухгалтерские программы, еще совсем недавно представлявшие собой наиболее многочисленный отряд экспонатов, почти повывелись, оставшись основным предметом продвижения лишь у двух фирм - “Бухгалтерии КомТех” и “Инфо-Бухгалтера”. Остальные, когда-то начинавшие также с бухгалтерского ПО, теперь свои продукты называют системами управления и прочими красивыми и солидными словами (одни - с большим на то правом, другие - с меньшим, но это предмет особого разговора). Еще одна компания, в названии продукта которой присутствовало теперь уже почти архаичное (в отношении ПО) слово “бухгалтер”, - ДИЦ (ПП “Турбо Бухгалтер”) - именно на SofTool’e попыталась от него избавиться, объявив о выпуске новой системы управления “ТБ. Корпорация”, для чего даже учредила специальную фирму “ТБСофт”. Пройдет еще несколько лет, и можно будет проверять знатоков на знание истинной расшифровки аббревиатуры ТБ.
На этот раз SofTool явил посетителям два “романа в романе”: на первом этаже в отдельную экспозицию было выделено более десятка компаний, занимающихся защитой информации (под общим названием “Альянс участников рынка систем информационной безопасности”). “Застрельщиком” создания альянса, судя по его электронному адресу, как, впрочем, и секции “Системы информационной безопасности” на конференции, явилась фирма Aladdin Software Security R.D. (см. статью Александра Евангели на с. 40).
Другая специальная экспозиция, расположенная целиком на втором этаже, - “САПР’экспо” - появилась на выставке в рамках проекта “САПР, архитектура, дизайн”. Организаторы оценивают данный проект (другой его составной частью стала секция “Автоматизация проектирования и подготовки производства” на конференции) как весьма успешный, вызвавший интерес у игроков рынка: действительно, почти половина его участников пришла на SofTool в первый и, будем надеяться, не в последний раз. В целом этот раздел выставки оказался очень разнообразным - от архитектурно-строительного проектирования и дизайна интерьеров до комплексных решений в области САПР для различных отраслей промышленности, средств разработки САПР, систем автоматизации инженерных расчетов и пр.
Образовательные технологии и ИТ для образования
На нынешнем SofTool’e существенно шире, чем в прошлые годы, были представлены авторизованные учебные центры и компании, работающие для сферы образования. Это отразилось и на тематике конференции, в рамках которой появилась специальная секция под общим названием “Технологии образования”. Ее организаторы (в числе которых помимо основного - фирмы “ИТ-Экспо” - были и компании соответствующего профиля) проявили достаточно изобретательности, разбив ее по дням на три темы (подсекции): “Информационно-аналитические системы управления вузом” (соорганизатор - фирма REDLAB), “ИТ в образовании” (“1С”), “Подготовка специалистов по информационным технологиям” (Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана). Отметим, что все три подсекции собирали многочисленную аудиторию - во многом благодаря тому, что на обсуждение ставились весьма актуальные вопросы, а докладчиками и участниками круглых столов были весьма компетентные люди. Так, на первой подсекции своим опытом создания и внедрения ИС в образовательном учреждении поделились представители московских вузов - МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН им. П. Лумумбы, Института стали и сплавов, а также петербургских Электротехнического университета и Института точной механики и оптики. Поскольку все докладчики были не ниже уровня проректора или главного бухгалтера, здесь можно было услышать не только об основных проблемах, возникающих при выборе, внедрении или самостоятельном создании системы управления и учета в учебных заведениях, но и о важнейших задачах, которые сегодня встают перед их руководителями. А благодаря тому, что в работе секции активно участвовали представители компании REDLAB, создавшей и продвигающей ИС “Университет”, дискуссия получалась весьма предметной и плодотворной. Среди слушателей было немало сотрудников региональных вузов; они не только проявляли неподдельный интерес к столичным разработкам, но и охотно обсуждали общие подходы и методы процесса автоматизации учебного заведения. Участвовали в конференции и специалисты из Министерства образования РФ.
На второй подсекции - “ИТ в образовании”, - соорганизатором которой выступила фирма “1С”, обсуждались вопросы применения ИТ в самoм образовательном процессе. Здесь затрагивались проблемы повышения квалификации учителей и преподавателей, создания учебного ПО, разработки электронных учебников и пр. Довольно много было на выставке и компаний, предлагающих обучающие продукты (“1С”, “МедиаХауз”, “Истра-Софт”, “МедиаЛингва” и др.) и инструменты для их создания (“ГиперМетод”, “Диск-Т”).
Третья подсекция работала в форме круглого стола по теме “Подготовка специалистов по ИТ”. Здесь проблемы сертифицированного обучения обсуждали Гамид Костоев и Екатерина Садовская (Microsoft), Дмитрий Гудзенко (ЦКО при МГТУ им. Н. Э. Баумана), Олег Литвин (директор УЦ “Микроинформ”), Руслан Смелянский (профессор ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова), Александр Степанович Бугаев (академик РАН, директор центра “Открытые системы” МФТИ). Следует отметить, что авторизованные учебные центры весьма активно участвовали в нынешней экспозиции: так, специальные стенды здесь имели ФОРС, “Микроинформ”, ЦКО при МГТУ им. Н. Э. Баумана, УЦ “РТСофт”, “1С-Учебный центр № 3”.
Другие интересные события
Одно из них лежит в русле конференц-программы выставки: корпорация “Парус” провела здесь свой форум, на котором о проблемах автоматизации предприятий рассказали не специалисты компании, а представители реальных предприятий, уже прошедших (вместе с корпорацией) процесс внедрения. Действительно, кто, как не они, уже испытавшие это на себе, лучше всех знает подводные камни и обходные тропы на этом трудном пути. Поскольку состав выступавших подобрался весьма разнообразный (здесь были специалисты двух нефтяных компаний - “Славнефть” и “Нафта-Москва”, двух текстильных предприятий - “Славянка” и “Текстиль-Поволжье ХБК Камышина”, двух торговых фирм - оптовой “Царь Град” и розничной “Адамас”), то присутствовавшим несложно было “примерить на себя” то, о чем рассказывалось с трибуны, ну и конечно задать животрепещущие вопросы тем, кто уже сам прошел через тернии автоматизации.
Интересным событием стала совместная пресс-конференция двух компаний - “Интеллект-Сервис” и “ОФЭРП РОФЭР”, на которой состоялось подписание договора о партнерстве. Цель договора - создание и распространение передовых технологий для эффективного управления малыми предприятиями. Как известно, “Интеллект-Сервис” активно продвигает в этом сегменте рынка свой пакет “БЭСТ-ОФИС”, фирма “ОФЭРП РОФЭР” - систему для бизнес-планирования Business Plan PL. При создании обеих систем использовались инструментальные средства и технологии Microsoft. Благодаря комплексной системе “БЭСТ-ОФИС” малые предприятия получат живой, достоверный и полный портрет своей деятельности и смогут увидеть все узкие места в своей ценовой и ассортиментной политике, в отношениях с бизнес-партнерами и в регулировании издержек. Теперь круг функциональных возможностей программного комплекса “БЭСТ-ОФИС” дополнен интеллектуальными ресурсами системы Business Plan PL. Используя данный продукт, представители малого бизнеса смогут квалифицированно разрабатывать бизнес-планы и ТЭО, что позволит сэкономить немалые средства на подготовку данной документации. Наряду с ощутимым выигрышем в деньгах малое предприятие получает возможность преподнести свои коммерческие проекты в наиболее выгодном свете, тщательно проработать каждую цифру и правильно оформить документацию.
Продажи совокупного программного пакета для автоматизации управления малого предприятия предполагается осуществлять на льготной основе. При этом клиенты смогут приобретать его в любом удобном для себя варианте - как полностью, так и раздельно.
Разумеется, охватить все мероприятия, рассказать обо всех экспонентах в одной статье невозможно. Это сделают в других статьях этого и ближайших номеров мои коллеги, работавшие на выставке. И вообще SofTool лучше увидеть воочию, нежели о нем слушать, читать, писать и рассказывать.