В наши дни, характеризующиеся виртуализацией всех сфер профессиональной деятельности, компьютеризацией базовых технологических процессов и коммуникаций, общество вправе ожидать, что выпускник российского вуза будет владеть новейшими информационными технологиями, иметь опыт работы с компьютерными системами, реально применяемыми на практике. Поэтому современная постановка информационно-технологического образования (ИТ-образования) в Российской Федерации представляет собой национально значимую задачу. Ее решение должно осуществляться системно, охватывая три базовых уровня:
- подготовку специалистов в области информационных технологий;
- подготовку специалистов любого профиля со знанием информационных технологий, используемых в конкретных отраслях промышленности;
- внедрение ИТ-технологий на всех стадиях вузовского учебного процесса.
Декларативное признание важности данного направления совершенствования образования прослеживается в официальных документах, определяющих государственную политику в сфере образования (“Национальная доктрина образования в Российской Федерации” и др.), однако темпы и качество реализации ИТ-образования не отвечают современным требованиям.
Минобразования России основное внимание уделяет третьему уровню проблемы: при нем создан ряд структур (например, Государственный координационный центр информационных технологий), сосредоточивших свои усилия и ресурсы на информатизации учебно-образовательных технологий (создании электронных учебников, совершенствовании процессов тестирования, дистанционного обучения и др.) и повышении квалификации преподавателей.
Первые два уровня ИТ-образования обеспечиваются преимущественно индивидуальными усилиями конкретных вузов, стремящихся оснастить свои лаборатории новейшими компьютерными системами за счет спонсорской помощи, договоров с фирмами-разработчиками, использования нелицензионных программных продуктов и пр. Известны инициативы ряда отечественных и зарубежных фирм-производителей и их дилеров, реализующих программы помощи вузам. Но отдельные примеры такого рода лишь подчеркивают остроту ситуации, в целом недальновидную политику ряда заитересованных структур.
Есть много претензий к отечественным государственным и коммерческим фирмам-разработчикам высотехнологичных систем. Опережающий маркетинг - азбука любого бизнеса. Никогда в России не будет не потенциально (как пишут некоторые аналитики в области продаж ИТ-технологий), а реально мощного рынка для таких систем, если студенты всех специальностей еще на вузовской скамье не обретут навыков работы с современным ИТ-инструментарием. Поэтому странна и недальновидна с точки зрения цивилизованного и ориентированного на будущее бизнеса политика фирм, которые не дают себе труда, выпуская промышленный продукт, сделать недорогую и наглядную учебную версию для вузов.
К сожалению, и государственные образовательные стандарты, разрабатываемые Учебно-методическими объединениями головных профильных вузов, не учитывают современных требований к подготовке грамотных в ИТ-сфере специалистов, хотя многие направления деятельности фирм, предприятий, например, бухгалтерский учет, финансы и кредит, логистика, маркетинг, управление персоналом, статистика и др. в наши дни немыслимы без соответствующего ИТ-сопровождения.
Разумеется, каждый конкретный учебный институт имеет право на инновации и самостоятельность. Однако вузы, решившие максимально улучшить ИТ-подготовку своих выпускников, могут не справиться с поставленными задачами.
Главная причина этого - неподъемные для госбюджетных вузов цены на лицензионные продукты такого рода (причем не только предполагающие ИТ-консалтинг, сложные проекты по внедрению, но и “коробочные” варианты).
Другая не менее веская причина - трудности адаптации таких продуктов к специфике вузовского учебного процесса. Корпоративные информационные системы, применяемые для управления предприятиями, работают в реальном масштабе времени с информационными потоками, отражающими те или иные процессы управляемой сферы (документооборот, финансовые потоки, движение товаров и пр.); только в этом случае они выполняют функции оперативного или стратегического управления и полностью проявляют свои возможности. Смоделировать реальную информационную среду управляемого объекта (компании, предприятия, холдинга, отдела фирмы и т. д.) в динамике, в разнообразии управленческих штатных и нештатных ситуаций в условиях вуза чрезмерно сложно и дидактически малоэффективно. Очевидно, для обучения необходимы не промышленные, а учебные, дидактически нацеленные версии ИТ и ИС, которые могли бы демонстрировать базовые функции и преимущества своих прототипов в режиме деловых игр, тренингов, отработки отдельных ситуаций. К сожалению, фирмы-разработчики и фирмы, специализирующиеся на ИТ-консалтинге, не заинтересованы в создании и тиражировании подобных демоверсий продуктов (не говоря о формировании информационных ресурсов, необходимых для их эксплуатации в вузах), ибо с этим связаны лишние расходы, а тиражирование учебных демоверсий может подорвать бизнес лицензионных курсов.
Описанная ситуация характерна не только для ИТ-образования современных менеджеров, не менее остро проблемы технологического оснащения учебного процесса проявляются и в вузовской подготовке кадров специалистов-информатиков.
Факультет менеджмента и социально-информационных технологий (МИСИТ) существует в структуре Московского государственного университета культуры и искусств с 1992 года. В настоящее время на факультете МИСИТ ведется подготовка студентов по двум базовым специальностям: “Прикладная информатика” и “Менеджмент организации”.
В рамках специальности “Прикладная информатика” ведется обучение по таким специализациям, как “Маркетинг информационного рынка”, “Информационный анализ и консалтинг”, “Информационные технологии в избирательных кампаниях”, “Связи с общественностью в информационном предпринимательстве”, “Создание электронных информационных ресурсов”, и ряду других. В учебных планах важное место занимают такие учебные дисциплины, как “Информационно-аналитическая деятельность”, “Технологии информационного анализа”, “Интернет-маркетинг”, “Компьютерные исследования систем управления”, “Электронный бизнес”, “Информационные технологии экономической безопасности, “Электронный офис” и др.
Очевидно, что ИТ-подготовка будущих информатиков по данным специализациям требует от вуза создания учебно-методического тренажерного комплекса для обучения студентов информационным технологиям в соответствии с профилем их специальностей и специализаций. Концепция подготовки информатиков применительно к сфере современного менеджмента, социальных технологий предполагает наличие в лабораториях вуза комплекса программных средств и большого информационного массива для демонстрации возможностей технологий контент-анализа, статистической обработки данных, многофакторного анализа, современных систем моделирования и анализа ситуаций, разработки сценариев решений, визуализации данных и закономерностей.
Первые шаги в этом направлении сделаны, ряд фирм, являющихся интеллектуальными спонсорами данных специализаций, передали свои системы и фрагменты ресурсов, предоставляют свои базы для производственной практики. С учетом специфики применения аналитических технологий, работающих на сверхбольших массивах, систем с элементами искусственного интеллекта и т. п., изучение которых трудно реализовать в условиях государственного вуза, факультет использует режим экскурсий в информационно-аналитические центры и фирмы различного профиля, в ряде случаев удается организовать производственную практику на реальных рабочих местах. В текущем учебном году с одной из коммерческих информационно-аналитических фирм факультет заключил договор о совместном проведении научно-практических разработок силами студентов. Но этого недостаточно для современного ИТ-образования будущих информатиков.
В силу этих и многих не названных здесь причин ситуацию в области ИТ-образования будущих специалистов (в данном случае - менеджеров и информатиков) и технологического оснащения учебного процесса можно охарактеризовать как весьма сложную. Сказываются отсутствие единой политики государственной поддержки ИТ-образования и разрыв между современными потребностями практики в специалистах, владеющих новейшими информационными технологиями, и ИТ-оснащением вузов.
Очевидно, что необходимы срочные широкомасштабные меры по выработке и реализации новой информационно-образовательной государственной политики. Педагогическая общественность и заинтересованные заказчики кадров должны обратиться в Правительство Российской Федерации и ряд ведомств (Министерство науки, промышленности и технологий, Минобразования и др.) с предложением о принятии целевой программы стимулирования разработок адаптированных для учебных целей версий основных типов и классов компьютерных систем, реально присутствующих на рынке, и оснащения вузов перспективными ИТ и ИС. Среди положений такой целевой программы целесообразно выделить следующие - формирование госзаказа на дидактически ориентированные версии программных продуктов и систем, введение налоговых льгот для фирм, создающих учебные версии своих лицензионных ИТ-продуктов, формирование системы льготных условий предоставления высшей школе новейших ИТ-разработок и т. п.
Реализация такой программы потребует создания структуры, в качестве которой могли бы выступать Центры разработки и адаптации ИТ и ИС при отраслевых министерствах или базовых вузах, для экспертизы, тестирования и адаптации новейших ИТ к специфике отраслевого образования, непосредственной работы с фирмами - производителями или дистрибьюторами ИТ, подготовки и переподготовки преподавателей, обеспечения ИТ-консалтинга и научно-методической поддержки вузов.
Под эгидой Минобразования также может быть создан центр адаптации рабочих версий современных систем информационной и информационно-аналитической поддержки различных видов профессиональной деятельности для нужд вузовского обучения.
Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что промедление с принятием предлагаемых или подобных решений чревато все большим ИТ-отставанием и торможением процесса информатизации российского общества, поскольку ежегодно российские вузы выпускают тысячи специалистов, не получивших не только опережающего, но и адекватного современным требованиям ИТ-образования. Их профессионализм не является их личной проблемой, ибо его уровень есть не что иное, как программирование нашего общего будущего.
С автором, доктором педагогических наук, профессором кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, можно связаться по адресу: misit@telecom.sins.ru.