Перспективы ASP-услуг на Западе и в России. Мнения российских поставщиков деловых приложений
Елена Монахова,
Владислав Боркус
ASP на западе: второе дыхание
Два года назад тема поставщиков услуг аренды приложений (Application Service Providers, ASP) не сходила со страниц газет. Казалось, будущее этой технологии светло и прекрасно, ведь она снимает с фирмы-клиента головную боль, связанную с поддержкой работоспособности своих систем. Однако, как и все, что связано с Интернетом, направление ASP оказалось “перегретым”.
Для чего компании используют ASP Типы АSP-услуг, используемые американскими компаниями
Частные компании, как выяснилось, не рискнули доверить образовавшимся во множестве ASP-провайдерам свою конфиденциальную информацию, а также судьбу критически важных для бизнеса приложений типа серверов электронной почты или программ управления предприятиями. Кроме того, большинство стандартных приложений не были готовы для аренды в режиме ASP, а многие провайдеры (которые в основном являлись начинающими фирмами) оказались не в состоянии обеспечить должный уровень обслуживания своих клиентов.
В результате ASP-рынок рос не столь быстрыми темпами, как ожидалось вначале, маржа на нем была низкой, и многие провайдеры разорились, другие объединились, а третьи ушли в смежные области и стали предоставлять услуги по поддержке бизнеса, напрямую не связанные с ИТ (появился даже термин Business Service Provider).
Сообщения о кончине той или иной компании в этой области по-прежнему приходят часто, однако в последнее время наметился новый рост интереса к модели ASP. Во многом это вызвано стагнацией экономики США и стремлением работающих в этой стране компаний сэкономить на чем только можно, в том числе и на информационных технологиях. Аренда же приложений, с размещением всей серверной инфраструктуры у провайдера, позволяет фирмам обойтись без существенных начальных вложений в оборудование, специализированное помещение и наем квалифицированного персонала. Кроме того, недавние террористические акты в Нью-Йорке продемонстрировали уязвимость компаний, размещающих все свои данные на серверах, находящихся в одном здании, не обеспечивая тем самым их страховки на случай катастроф.
Со своей стороны, ASP-провайдеры, выжившие за последние два года, стали устойчивее и профессиональнее. Как правило, они обеспечивают теперь резервирование своих систем и гарантируют определенный уровень доступности приложений, заключая так называемые договора о качестве обслуживания (Service Level Agreements).
Более того, расценки на их услуги снизились, а производители ПО всячески подталкивают клиентов к переходу на режим аренды приложений и Web-услуг - стратегии в этом направлении анонсировали Microsoft со своим офисным и почтовым ПО, Oracle с ПО автоматизации торговых операций, все крупнейшие производители ERP-систем, систем электронной коммерции, CRM-приложений и т. д. Тем самым производители ПО надеются гарантировать себе стабильный доход в будущем, ведь фирмы теперь делают модернизацию ПО и оборудования не раз в три года, как раньше, а раз в четыре-пять и более лет.
Исследовательская компания Jupiter Media Metrix обнародовала недавно отчет, в котором предсказывает блестящее будущее ASP-модели (но только как инфраструктуры поддержки Web-приложений - аренда стандартных приложений объявлена делом малоперспективным, ведь их все равно приходится настраивать для каждого потребителя, а на это уходят основные средства). Опрос 40 с лишним компаний показал, что до 20% бюджета, направляемого на ИТ, в ближайшие два года будет потрачено на услуги ASP. Jupiter утверждает, однако, что стоит прибегать к услугам ASP не столько ради экономии, сколько ради более быстрого внедрения и качественного обслуживания развернутых систем.
Другие исследовательские фирмы также предрекают этому рынку существенный рост. Согласно данным IDC, он вырастет с 693,5 млн. долл. в 2000 г. до 13 млрд. долл. в 2005 г. (из них 5,1 млрд. придется на Западную Европу), а Aberdeen Group (Boston) заявляет еще более высокие цифры - 3 млрд. долл. на текущий год и 16,1 млрд. долл. на 2005-й (доля Европы составит 4 млрд. долл.).
ASP на востоке: первые вздохи
Воссоздать хоть сколько-нибудь объемную картину, характеризующую отношение отечественных поставщиков бизнес-приложений к ASP-модели, помог экспресс-опрос, в котором мы предложили респондентам несколько достаточно острых вопросов:
1. Что вы думаете о перспективах услуг ASP-провайдеров в России? Нужен ли этот сервис отечественному пользователю сегодня? Собирается ли ваша компания предоставлять такие услуги?
2. Какие выгоды, на ваш взгляд, получают различные стороны в рамках ASP-модели?
- Какие выгоды должны принести клиентам услуги ASP?
- Что привлекательного в ASP-схеме для вендора, поставляющего приложение? Каковы минимальные сроки аренды, позволяющие схеме оставаться рентабельной для поставщика?
- На чем, собственно, зарабатывает ASP-провайдер (комиссионные от продаж лицензий, арендная плата, что-то другое?)?
3. Какова модель ценообразования в сфере ASP-услуг? Какие доли прибыли приходятся на разных игроков: провайдера услуг, провайдера хостинга, поставщика приложений? Как соотносятся стоимость аренды и стоимость сопутствующего консалтинга, необходимого для внедрения таких систем?
4. Какие юридические проблемы сопряжены с работой ASP? Предусмотрено ли страхование рисков в предлагаемой вами схеме? Что, собственно, гарантирует поставщик услуг (бесперебойную работу приложения, связь, еще что-то? Как эти гарантии оформляются? Чем, кроме доброго имени, рискует поставщик услуг?
5. Как обеспечивается конфиденциальность информации, хранимой в системах? Как выстраивается управленческий механизм этой защиты у провайдера? Несет ли поставщик ASP-услуг какую-либо юридическую или финансовую ответственность за утечку данных?
6. Что уже сделала ваша фирма в области ASP и что она собирается предпринять в данном направлении в ближайшие год-два?
Ниже мы приводим ответы (разной степени туманности), свидетельствующие о том, что подготовка к экспериментам в данной области началась и у нас в стране.
Павел Караулов, директор по маркетингу компании “Фронтстеп СНГ”:
1-3; 6. Собственно, модель ASP была придумана для того, чтобы делить риски и входить низко, хоть это и звучит довольно смешно. Между тем первая часть этого каламбура поясняет выгоды поставщиков, а вторая - выгоды клиентов. Понятно, что идеально такой формулировке отвечает “коробочное” решение. ASP - это некоторый промежуточный вариант, когда клиенту не нужно вкладывать единовременно большие деньги на развертывание ERP-системы, изымая для этого часть оборотных средств предприятия. Регулярные небольшие платежи, разнесенные во времени, что характерно для аренды приложений (или для лизинга), гораздо выгоднее для клиента с точки зрения бюджетирования.
Кроме того, арендуя ПО и оборудование, не надо платить налоги с основных средств (серверов, телекоммуникационного оборудования и пр.). Американские корпоративные пользователи, к примеру, воспринимают этот факт с большим воодушевлением.
В целом же моя вера в широкую популярность ASP-услуг в России пока ограничена и я не слишком большой их пропагандист. Тем не менее надеюсь, что когда-нибудь эта схема все же заработает, и поэтому “Фронтстеп СНГ” собирается в ближайшее время предоставлять совместно с Data Fort некоторые свои приложения, прежде всего ориентированные на работу с клиентами и поставщиками (CRM, SCM - Supply Chain Management). В дальнейшем мы будем предлагать и SyteLine.
Для нас ASP становится рентабельным в случае, если договор с клиентом на аренду ERP-системы заключается не менее чем на два-три года. Альянсы с ASP-провайдерами интересны прежде всего с имиджевой точки зрения и из соображений расширения рынка. При всем моем сегодняшнем скепсисе в отношении этих услуг я все же допускаю их популярность в отдельных узких вертикальных областях - скажем, при клонировании типовых отраслевых решений. Именно в этом направлении мы работаем по ряду пилотных проектов.
У ASP-провайдера очевидный финансовый интерес - в арендной плате. Кроме того, он получает партнерские комиссионные от продажи лицензий (в нашем случае это десятки процентов, несколько меньше, чем в традиционной партнерской схеме).
4. Со страхованием рисков, на мой взгляд, пока все печально: российские страховые компании не предлагают услуг по страхованию бизнеса. Поэтому ASP в России может быть построен только на доверии к провайдеру. Правда, лучше, если формы этого доверия все же прописываются в контракте.
5. Ответственность за обеспечение конфиденциальности информации лежит на ASP-провайдере.
Сергей Субботин, руководитель управления по развитию перспективных технологий корпорации “Парус”:
1. В качестве стандартных проблем внедрения ASP-модели в России (особенно для деловых приложений, а ниже мы будем говорить только о них) приводят боязнь нового и очень плохое соотношение стоимости коммуникаций и труда. Мы с этим совершенно согласны, но в то же время хотелось бы отметить основную, на наш взгляд, черту ASP-решений: стандартизацию автоматизируемых процессов. Без нее не удастся снизить полную стоимость владения для конечного пользователя - по-прежнему для каждого клиента нужно пройти весь цикл обследования, настройки и внедрения, разработки и сопровождения уникальных отчетов и функций и пр.
Однако в настоящее время корпоративные клиенты имеют конкурентные преимущества именно в технологиях (в том числе управленческих), корпоративной культуре, созданной инфраструктуре. Кроме того, в России до сих пор нет менеджерских школ с единым подходом к решению бизнес-задач. Так что предлагать им стандартную информационную систему, работающую со стандартными процедурами (к слову, за это очень ратует Л. Эллисон, но даже на Западе такие призывы не очень-то находят поддержку), - это значит уподобиться герою бородатого анекдота с автоматом для бритья (“Но ведь лица-то у всех разные?” - “Ну, это только до первого использования”).
Однако существует такой весьма специфический рынок корпоративных ASP-решений, как представительства зарубежных фирм. Там действительно применяют унифицированные процедуры, труд стоит относительно дорого, а психологические барьеры перед Интернетом не столь высоки. Естественно, что эти клиенты будут выбирать тот же продукт, что используется в головной конторе. Но российскому производителю там делать нечего.
На наш взгляд, есть и еще один рынок, где стандартизация бизнеса уже свершилась и приносит пользу. Я имею в виду малый бизнес. Так что свое первое решение “Парус” создает именно для этого сегмента рынка.
Несмотря на то что пользователи пока не очень готовы к новым предложениям, перевод части функций на ASP-модель вполне целесообразен как “разминка” перед полноценным использованием деловых ASP-решений. Опыт США показывает, что мощные ERP-приложения зачастую применяются в ASP-модели только для принятия решения о том, годится ли система для конкретного предприятия, а лидирует по числу пользователей NetLedger - поставщик простейшей, но удобной учетной системы.
2. Клиент экономит на обслуживании и апгрейде техники и программ. Интернет-провайдер получает новых клиентов (причем не только пользователей ASP, но и обслуживающие их фирмы!). Так что ASP стимулирует и дальнейшее использование аутсорсинга, увеличение трафика и спрос на специфические услуги типа “локального Интернета”, когда клиенты получают доступ только к определенным адресам.
Для производителя или его дилера стать сервис-провайдером - значит увеличить сбыт за счет тех клиентов, кому не по карману “обычное” решение или его обслуживание, возможность предоставлять дополнительные услуги - аналитику, ведение участков учета за клиента и пр.
По нашим оценкам, для полностью единообразного решения для малого бизнеса текущая самоокупаемость достигается уже при нескольких сотнях клиентов.
3. Этот вопрос в большей степени относится к области коммерции. В общих словах отвечать на него не хочется, а конкретные данные мы сообщить не можем.
4-5. Поставщик гарантирует на 99% (и выше) работоспособность системы (за исключением интервалов ее обслуживания), сохранность данных и их систематическое резервное копирование. Все подобные вопросы регулируются договором, называемым service level agreement (SLA), или “соглашение об уровне сервиса”.
С точки зрения клиента, ASP-решение - такая же услуга, как и в случае проживания в гостинице, проезд в метро или обслуживания в банке. Каждый поставщик подобных услуг самостоятельно решает вопрос об ответственности перед клиентом. Мы, например, предлагаем очень недорогое решение и поэтому не предусматриваем страхование на случай потери данных или временной недоступности системы.
Конфиденциальность для “внешнего мира” обеспечивается достаточно стандартными программными способами, в случае необходимости клиенту будет предоставляться решение по шифрованию трафика и доступа к сайту по защищенному протоколу. Организационные мероприятия Интернет-провайдера обеспечивают физическую защиту и защиту от собственного персонала. В результате “добыча” таких данных “врагу” обойдется в десятки раз дороже, чем в случае их хранения в обычной маленькой фирме.
Естественно, при наличии соответствующих юридических постановлений доступ к данным будет открыт для правоохранительных органов, но эта ситуация такая же, как при использовании стандартной информационной системы.
6. Что касается наших планов в области ASP, то корпорация “Парус” уже создала и продолжает совершенствовать свой Web-клиент, который позволяет работать с корпоративной системой управления “Парус” через стандартный Internet Explorer. На основе именно этого программного продукта сделаны первые ASP-решения, представленные на сайте asp.parus.com. Реализовано у нас и CRM-решение, которое интегрировано с Интернетом и гармонично вписывается в ASP-модель.
Из моего ответа на первый вопрос ясно, что мы не планируем в ближайшее время предлагать доступ к корпоративной системе по модели ASP. Более того, мы считаем, что использование корпоративной платформы для малого бизнеса позволит нам в будущем получить дополнительные конкурентные преимущества - клиент сможет перейти на более мощное решение без потери данных и навыков работы.
В дальнейшем появятся новые решения, а существующие будут развиваться. При изменении ситуации на рынке возможно и предоставление корпоративной системы на условиях ASP, но мы не ожидаем, что это случится ранее, чем через два-три года.
Игорь Зимненко, директор по развитию бизнеса компании “Стерлинг Груп”:
1-4. Дебаты по теме ASP в России ведутся достаточно давно и интенсивно. Интерес к этой теме понятен. Если сделать некий экскурс в наше советское прошлое, то мы увидим, что идея предоставления вычислительных ресурсов, прикладных приложений и услуг по их поддержке не нова. Большая часть информации обрабатывалась в крупных вычислительных центрах. По своей сути это аналог современных услуг ASP.
Относительно ожиданий рынка скажу следующее. Потенциальные пользователи ASP-предложений - это предприятия малого и среднего бизнеса, с неразвитой инфраструктурой ИТ и желанием собственников бизнеса иметь технологию обработки данных, построенную на базе мировых стандартов. Предприятия такого рода не могут нести существенные затраты (сотни тысяч долларов) на ИТ. Помимо известных достоинств, система управления, построенная на мировых технологиях обработки данных, может служить для предприятий своего рода “визитной карточкой”. Поэтому идеи ASP для рынка привлекательны, потенциал велик. Состояние российского рынка - ожидание первых успешных проектов. Ситуация напоминает вторую половину 90-х годов XX столетия в отношении к ERP. Красиво, заманчиво, привлекательно, ново, но дорого - первым не буду.
Кроме того, существует целый ряд проблем, от решения которых зависят темпы развития ASP, модель бизнеса, цены и т. д.
Что касается юридических вопросов, то здесь понятно, что необходима система страхования рисков электронного бизнеса, но страховщики в России пока не горят желанием это делать.
По поводу организационных моментов скажу следующее. Необходимо четко отработать всю методику ASP: как регистрировать запросы пользователей, как на них реагировать. Даже вопрос тарификации ASP-услуг - по числу транзакций, количеству запусков программы или времени, в течение которого ею можно пользоваться, - пока остается предметом экспериментов.
Не будем забывать и о технической стороне дела: казалось бы, необходимые каналы связи в России есть, но когда дело доходит до практической реализации, возникает много проблем. Мало кто способен гарантировать необходимые технические параметры, чтобы, например, технологии IP-телефонии позволяли вести нормальный разговор, не говоря уж о бесперебойности соединений.
Большие проблемы связаны и с тем, что бизнесмены не хотят доверять свою информацию третьим лицам. Российская тяга к сверхсекретности зачастую вызывает недоумение, и в большинстве случаев она не оправдана. Защита информации - это вопрос внутренней безопасности, работы с персоналом, а не модели обработки корпоративных данных.
Подавляющее большинство компаний в России непубличные, но все равно данные нужно предоставлять для проверки налоговым органам. Если речь идет о том, чтобы сделать двойную бухгалтерию явной, то для этого есть масса легальных способов - минимизацией налогооблагаемой базы занимается весь мир. Иные мотивы для столь тщательного сокрытия деловой оперативной информации рассматривать не стоит. Они из области криминала.
(Окончание следует)