“Связьинвест”: что будет после реорганизации

ОПЕРАТОРЫ СВЯЗИ

Процесс реорганизации предприятий, входящих в холдинг “Связьинвест”, продолжает набирать обороты. Многие операторы связи в настоящее время проводят внеочередные собрания акционеров, выносящие на повестку дня, как правило, один вопрос - присоединение к компании, которая выбрана основной в данном регионе. Поэтому разговоры вокруг предстоящей реформы по-прежнему актуальны.

По мнению руководителей холдинга, в настоящее время предприятия, входящие в “Связьинвест”, в наибольшей степени недооценены инвесторами. Причин тому может быть несколько. Среди них едва ли не основной является низкий уровень тарифов: российский потребитель платит за местную связь около $2 в месяц, что не может быть экономически оправданным.

К тому же российские компании существенно проигрывают своим зарубежным коллегам в техническом состоянии и степени развития телефонных сетей. Если в Чехии и Венгрии уровень цифровизации превышает 80%, то в России сегодня “на цифру” переведено только 28% сетей. Требуют замены 4 млн. номеров декадно-шаговых и около 15 млн. номеров координатных телефонных станций. Чтобы достичь европейского уровня развития цифровых сетей, а также количества линий на душу населения, “Связьинвесту” пришлось бы вложить порядка 15 млрд. долл.

После кризиса 1998 г. холдинг так и не смог восстановить свою прежнюю стоимость. Во-первых, альтернативные операторы, которые особо не задумывались ни о поддержке региональных компаний связи, ни о развитии инфраструктуры сетей общего пользования, быстро захватили большинство прибыльных ниш по обслуживанию корпоративных клиентов, что ослабило его позиции.

Во-вторых, структурой “Связьинвеста” с несколькими десятками дочерних предприятий стало практически невозможно эффективно управлять. Играет свою роль и зависимость предприятий электросвязи от региональных властей.

Именно эти причины вызывают у руководителей “Связьинвеста” желание перестроить всю структуру холдинга.

На сегодня эта реорганизация утверждена. Согласно плану, семь крупных телекоммуникационных компаний - “Центр”, “Юг”, “Северо-Запад”, “Волга”, “Урал”, “Сибирь”, “Дальний Восток” - будут созданы в одноименных регионах России, а в качестве ядра выступят центральные компании каждого региона - “ЦентрТелеком” Московской области, “Южная телекоммуникационная компания”, ПТС, “Нижегородсвязьинформ”, “Уралсвязьинформ”, “Электросвязь” Новосибирской области и “Электросвязь” Приморского края.

Предполагается, что после проведения всех реорганизационных мероприятий по некоторым показателям (количество линий, рыночная капитализация, объем выручки) новые укрупненные компании смогут приблизиться к уровню других стран.

Уже сегодня в пяти регионах России прошло объединение предприятий связи, которые работают на одной территории. Более 95% акционеров объединяемых региональных акционерных обществ одобрили предлагаемые коэффициенты конвертации и технику проведения объединений. При этом курс акций некоторых компаний вырос значительно больше в сравнении с другими, не вошедшими в объединение.

По словам специалистов “Связьинвеста”, вновь создаваемые укрупненные компании нацеливаются на комплексное обслуживание корпоративного клиента, предоставление выделенных линий и услуг доступа в Интернет.

Приоритетной для холдинга задачей является также разработка новых стандартов корпоративного управления. Она потребует привлечения квалифицированных специалистов в области финансов, новых технологий, маркетинга, управления персоналом и отношений с общественностью.

Реорганизация предприятий связи должна создать благоприятную почву для инвесторов. Надежным инструментом для капиталовложений признана программа Американских депозитарных расписок (АДР) для всех семи образуемых операторов. В конце августа ФКЦБ России и Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявили о регистрации программ АДР первого уровня ПТС, “ЦентрТелекома”, “Электросвязи” Новосибирской области и Приморского края.

Как и раньше, “Связьинвест” намерен проводить политику регулирования тарифов путем их приближения к себестоимости. В течение прошлого года тарифы на связь для населения возросли на 32%. При этом, по утверждению аналитиков, чтобы нормально работали инвестиционные программы, необходимо 100%-ное увеличение тарифов. Сегодня правительством России поддержана программа, которая предлагает кардинальное изменение тарифной политики. Она состоит из ряда ключевых принципов, среди которых можно выделить следующие:

- отказ от убыточных тарифов;

- отход от перекрестного субсидирования;

- внедрение принципа “универсальной услуги”;

- создание прозрачности и открытости системы регулирования тарифов;

- введение повременной оплаты;

- включение тарифов в инвестиционную составляющую;

- поддержка метода “ценообразования по предельным издержкам”.

В настоящее время система тарификации России построена на кросс-субсидировании, что означает субсидирование корпоративными клиентами населения, а международная связь с искусственно завышенными тарифами субсидирует связь местную.

Концепция универсальной услуги представляет оптимальный выход из сложившейся сегодня ситуации. При ее введении могут быть решены многие проблемы, с которыми сейчас сталкиваются предприятия связи. Развитие неприбыльных местных сетей общего пользования осуществляется за счет поступлений средств от всех участников рынка, а не только от операторов местных сетей.

Процессы, происходящие сегодня в холдинге, должны, по мнению руководителей “Связьинвеста”, вывести отрасль российской связи на качественно новый уровень, что позволит нашей стране стать полноправным членом глобального информационного сообщества.