РЕШЕНИЯ
С неприкосновенностью частной жизни в Интернете, похоже, придется расстаться
Крупные общественные потрясения обычно приводят к тому, что государство начинает зажимать гражданские свободы, обосновывая это необходимостью наведения порядка. Граждане при этом, как правило, не протестуют, а то и приветствуют такие действия в надежде обрести, наконец, покой. Не стала исключением и Америка, где после недавних террористических актов были предложены законы, дающие правоохранительным органам беспрецедентные права по слежке за людьми, в том числе и через Интернет.
Речь идет о проекте закона Provide Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (PATRIOT), который внесли два конгрессмена - Джеймс Сенсенбреннер-младший (F. James Sensenbrenner Jr.) и Джон Конирс-младший (John Conyers Jr.). Этот проект - несколько смягченная версия другого акта (Antiterrorism Act, ATA), предложенного в конгрессе в конце сентября генеральным прокурором США Джоном Ашкрофтом (John Ashcroft). Еще один аналогичный документ разрабатывается юридическим комитетом сената.
По замыслу создателей законопроектов, правоохранительные и разведывательные службы должны получить право на сбор (путем прослушивания телефонных, компьютерных и других коммуникационных устройств, чтения переписки по E-mail и пр.) и передачу друг другу информации о деятельности частных лиц, а также право задерживать на произвольный срок иммигрантов, подозреваемых в связях с террористами, замораживать банковские счета и приостанавливать функционирование финансовых сетей таких лиц и организаций. Но главное - они смогут безгранично распространять определение суда, вынесенное по одному конкретному случаю, на любую деятельность, хоть как-то с ним связанную.
Естественно, встает вопрос, по каким же критериям будут распознаваться террористы и кто будет решать, террористы они или нет. Билль определяет широкий список - 40 правонарушений, подпадающих под эту категорию. И среди них встречаются довольно интересные вещи, например, террористами окажутся хакеры, осуществляющие “вторжение в чужие компьютерные системы и их повреждение, предпринятое с целью повлиять на правительство путем его запугивания или принуждения... либо с целью сопротивления действиям правительства”. Такие действия будут теперь караться пожизненным заключением.
Поддержка против беспокойства
Сомнений в том, что новый акт будет принят, ни у кого нет. Ему гарантирована поддержка как демократов, так и республиканцев. На его скорейшем одобрении настаивает администрация Буша. Юридический комитет палаты представителей уже проголосовал за него со счетом 36:0. Утверждение акта всем конгрессом намечается на конец октября, а вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) попросил сенаторов-республиканцев обеспечить его последующее немедленное вступление в силу.
Генеральный прокурор США Джон Ашкрофт заявил, что террористов разговоры не остановят и ФБР нужно “новое оружие” для борьбы на новом (информационном) поле боя, на котором есть E-mail, Интернет, мобильная связь и голосовая почта. Пока же, по его словам, им приходится сражаться, имея в руках средства, изобретенные десятилетия назад для обычных телефонов.
Главным техническим инструментом для слежки будет система Carnivore, переименованная теперь в DCS1000. Модули этой системы, устанавливаемые у Интернет-провайдера, позволяют спецслужбам без предупреждения контролировать трафик не только какого-то конкретного человека, а вообще всех клиентов ISP.
Естественно, новые инициативы по ограничению прав граждан вызвали беспокойство у правозащитных организаций, заявляющих, что толку от них никакого, а проблем для честных американцев они создадут уйму.
И, по счастью, к этим организациям прислушались некоторые законодатели, хотя сделанные поправки и кажутся минимальными. Поднявшийся шум побудил их обозначить дату окончания срока действия нового закона - 31 декабря 2003 г. Кроме того, они ограничили семью днями время, на которое правительство может задерживать лиц, не являющихся гражданами США, подозреваемых в создании угрозы национальной безопасности.
“Мне хочется помочь генеральному прокурору в выполнении его работы, но было бы безответственным выписывать пустой чек на его имя” *1, - заявил конгрессмен-демократ Джон Конирс, комментируя опасения в том, что правительство может использовать предлагаемую ему власть не по назначению. Как правило, оно так и поступает - в качестве примеров он привел арест всех американских японцев во время Второй мировой войны и борьбу с “антиамериканской” деятельностью сенатской комиссии Мак-Карти в 50-х годах. “С получением новых полномочий должна увеличиться подотчетность правительства”, - считает он. Для этого юридический комитет предложил усилить наказания за нарушение ограничений на использование подслушивающих технологий и создать новый комитет в Министерстве юстиции, который занимался бы мониторингом этой деятельности.
_____
*1. Цитаты приведены по материалам статей сайта CNet.com
Второй фронт
Между тем не один PATRIOT способствует потере американцами (и не только) права на тайны частной жизни. Например, сейчас многие онлайновые компании стремятся изменить свои правила по защите конфиденциальных сведений клиентов.
Дело в том, что сразу после взрывов они со страху (боясь расследований о содействии террористам) передали в руки спецслужб всю имеющуюся у них информацию о клиентах, в том числе принадлежащие им электронные файлы. Теперь остается гадать, что те с ней сделают.
Самим же компаниям грозят судебные иски: ведь в политиках обеспечения конфиденциальности говорится только о передаче сведений об отдельных клиентах по специальному решению суда (алгоритм такой передачи регламентируется законом Electronic Communications Privacy Act), а во многих случаях такого решения не было. Раскрытия же клиентских данных из-за национальных потрясений ни соглашения о конфиденциальности, ни закон не предусматривают. Хуже того, согласно четвертой поправке к конституции США, доказательства преступления, собранные незаконным путем, в судах не принимаются, т. е. польза от таких действий нулевая, зато беспокойства у клиентов прибавляется.
Появилась и еще одна угроза безопасности частной жизни: в очередной раз всплыла идея о запрете “сильной” криптографии. Сенатор Джадд Грегг предложил законопроект, заставляющий производителей встраивать в криптографическое ПО “черный ход”. Предполагается также создать квазиюридический орган, назначаемый Верховным судом, который будет управлять репозиторием всех ключей шифрования, используемых в США.
Хотя эта идея встретила немедленное и резкое сопротивление компаний высоких технологий, как она будет развиваться в дальнейшем, предсказать нельзя: сенатор выдвинул ее с подачи все того же генпрокурора.
Пока же ассоциация Compu-ter & Communications Industry распространила письмо, в котором проект назван беспрецедентной попыткой установить правительственный контроль над технологиями и компьютерными сетями. “Мы не верим, что новые правительственные ограничения на технологии остановят будущие атаки террористов или обеспечат нашу национальную безопасность, - заявил президент CCIA Эд Блэк (Ed Black). - Более того, этот закон ослабит наши усилия по построению здоровой, конкурентной мировой экономики”.
Представители отрасли говорят, что подобные законы страдают и другими недостатками, - например, они не объясняют, что делать с такими технологиями шифрования, как PGP (Pretty Good Privacy), а также создают колоссальную опасность широкомасштабного раскрытия коммерческих данных в случае взлома репозитория ключей.
В общем, над Америкой сгущается тень Большого брата. Поможет ли она американцам жить спокойнее, мы узнаем из следующей серии статей.